2 просмотров

Что такое лодка однодеревка

Однодеревка

Однодеревка, однодерёвка, однодревка: предмет, выполненный из целого ствола дерева:

  • Чёлн — лодка, выдолбленная из ствола дерева;
  • Мачта, выполненная из целого ствола.

Литература

  • Статья. // Самойлов К. И. Морской словарь. — М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941

Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Однодворцы (значения)
  • Одноклассницы

Полезное

Смотреть что такое “Однодеревка” в других словарях:

однодеревка — однодеревка … Орфографический словарь-справочник

однодеревка — сущ., кол во синонимов: 7 • ботничек (4) • долбушка (6) • зайсанка (2) • … Словарь синонимов

Однодеревка — однодерёвка I ж. Лодка, выдолбленная из древесного ствола; чёлн. II ж. Мачта из одного цельного ствола, без надставок; однодревка. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

однодеревка — ОДНОДЕРЁВКА и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. Челнок, лодка, выдолбленные из дерева. Плыли в маленькой однодерёвке. Лодки однодерёвки … Энциклопедический словарь

челн-однодеревка — сущ., кол во синонимов: 1 • чёлн однодеревка (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

чёлн-однодеревка — сущ., кол во синонимов: 1 • челн однодеревка (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

МАЧТА ОДНОДЕРЕВАЯ, МАЧТА ОДНОДЕРЕВКА — (Mast made of a single tree) мачта, сделанная целиком из одного дерева. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Статья в тему:  Видеть во сне как тонет лодка

Мачта-однодеревка — мачта, сделанная целиком из одного дерева. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

мачта-однодеревка — мачта однодеревка, мачты однодеревки … Орфографический словарь-справочник

струг-однодеревка — струг однодеревка, струга однодеревки … Орфографический словарь-справочник

Лодка однодеревка

Однодревка, струг или челн

СТРУГ, ОДНОДРЁВКА, ОСИНОВКА, СТРУЖОК, ЧЁЛН — лодка для плавания по малым рекам и небольшим озерам. Представлял собой неглубокую лодку с заостренным носом и кормой грузоподъемностью около 200 кг, длиной около 3 м, рассчитанную на двух человек или одного человека с грузом. Лодка могла иметь банку, т. е. скамью, или быть без сиденья. Управляли ее движением с помощью одного весла с кормы или двумя веслами, которые вставляли в уключины, расположенные по центру лодки.

Внешний облик струга варьировался в рамках своего основного типа. Так, например, иногда его делали с очень сильно суженными и вытянутыми носом и кормой, а иногда они были более широкими и не так круто поднятыми. Струг изготавливали из ствола осины диаметром 75—80 см, длиной около 3 м. Для него выбирали здоровое, ровное дерево, срубленное зимой. Еще свежее дерево обтесывали с двух концов таким образом, чтобы наметились контуры будущей кормы и носа. Затем его выдалбливали изнутри топором и теслом.

Позднее, обычно ближе к весне, приступали к изготовлению струга: придавали окончательную форму носу и корме, выстругивая их рубанком, и начинали обработку внутренней части. Эта работа называлась у мастеров «открытие лодки» и проводилась в теплую безветренную погоду. Она заключалась в осторожном выскабливании слегка нагретой древесины с помощью долота. Этот процесс продолжался до тех пор, пока не появлялись шляпки от колышков из ольхи или ели, предварительно вбитых в заготовку лодки с внешней стороны. Колышки выделялись по цвету, и это позволяло выдерживать одинаковую толщину корпуса лодки.

Статья в тему:  Как правильно заякорить лодку видео

Для крепления упругов (шпангоутов) на дне и по бокам с внутренней стороны лодки оставляли клампы (выступы высотой до 10 см) с просверленными в них отверстиями. Затем лодку подвешивали на веревках или устанавливали на козлах над костром, который старались разжечь по всей длине лодки. Распаривание лодки проводили или с помощью налитой в нее горячей воды, или с помощью сырой коры, брошенной на горячие угли костра и дававшей сильный пар. Корпус лодки для равномерного прогревания и увлажнения обычно вращали или покачивали над огнем.

Внутрь лодки вставляли еловые или рябиновые распорки, которые менялись на более длинные в процессе разведения бортов. Когда мастер решал, что борта лодки разведены на нужную ширину, в нее вставляли шпангоуты. Они опирались на клампы и закреплялись на них с помощью берестяных лент. Струги были с давних времен распространены по всей территории России, особенно в лесных районах Русского Севера и Сибири. Они имелись там почти в каждом хозяйстве, наряду с лодками из досок. Это объясняется тем, что струги были удобным транспортным средством.

Благодаря малой осадке и небольшому весу их легко можно было переносить между реками, доставлять в непроточные озера. Лишь в конце XIX в. они стали исчезать из русского быта в связи с вырубкой крупных деревьев, необходимых для их изготовления. Термин «струг» применительно к водному средству передвижения был известен еще в Древней Руси и происходил от слова «строгать». Однако в древности под словом «струг» подразумевалось вообще любое судно, независимо от его размеров, назначения и способа управления. Часто этот термин использовался, когда речь шла о большом судне для речных и морских перевозок.

Статья в тему:  Лодка на которой стоят

В письменных источниках XV—XVI вв. встречаются упоминания о стругах «кладных» (с кладью), «досчатых», «полубленных», т. е. с палубами. Длина такого судна могла быть от 7 до 18 м. В старинной песне о нем говорится: Вниз по Волге-реке, с Нижня Новгорода, Снаряжен стружок, как стрела, летит. А на том на стружке, на снаряженном, Удалых гребцов сорок два сидит.

Лодка однодеревка

Для изготовления таких судов использовались стволы деревьев. длиной до 20 м, шириной в разводе до 3 м. Дощатые набои еще более увеличивали их размеры. Крепление обшивки и соединение частей корпуса производилось корнями деревьев, ветвями, ивняком, дубовыми или иных древесных пород гвоздями, кожаными ремнями, а позднее металлическими гвоздями, скобами и пробоями. Суда имели на носу и корме большие весла — потеси для управления, с помощью которых могли маневрировать на воде. Лодку внутри выжигали, а форму ей придавали грубым инструментом.

По бортам — небольшие отверстия, которые могли служить как для крепления на растяжках небольшой мачты, так и для привязывания вёсел. Это самый большой челн из тех, что известны сегодняшней науке. Эти простейшие лодки, первые управляемые человеком суда древнейших эпох. Они пришли на смену плотам, которые несло по воле волн и ветров. Изобретение челна-однодерёвки — такая же революция в хозяйственной деятельности древнего человека, как и открытие бронзы или умение обжигать глину. Именно такие примитивные суденышки открыли людям морские дороги.

Статья в тему:  Как согнуть оргстекло для лодки

Подобные челны строились и эксплуатировались уже 12 тысяч лет тому назад. Создавали их и в Черноморском регионе. От Бендер до Днестровского лимана, впадающего в Черное море, всего 80 км. Отсутствие специальных знаний, а с ними и пил, сверл, крепких топоров, не давало возможности создавать быстроходные лёгкие лодки, но грубо тесаные однодерёвки получались у древних хоть и неказистыми, но прочными и устойчивыми. Строили их так: в стволе большого дерева сначала выжигали середину, затем внутреннюю поверхность обрабатывали топором. Толщина борта уменьшалась до 8-10 сантиметров.

Выдолбленный чёлн заполняли водой, в которую опускали раскаленные на кострах камни. Происходил процесс распаривания древесины; потом ее раздвигали поперечными распорками и клиньями. Метровый в диаметре ствол хвойного дерева при такой обработке можно было растянуть до 1,5 метров. Высота такого челна составляла 0,6-0,7 метра; длина, возможно, достигала 10-12 метров. После изготовления остова судна его основные борта наращивали досками. Эти грубые доски изготовляли без применения пил, раскалывая стволы клиньями и обрабатывая топорами.

Суда-однодерёвки с наращенными бортами имели простое парусное вооружение. Античный историк Страбон писал: «Некоторые черноморские народности живут морским разбоем, для чего у них есть небольшие, узкие и легкие лодки вместимостью приблизительно до 25 человек; у греков они называются «камарами» — крытыми судами…» Снаряжая флотилии таких «камар» и нападая то на купеческие корабли, то даже на какую-нибудь страну или город, прибрежные племена господствовали на море. Иногда им помогали даже жители Боспора, предоставляя свои корабельные стоянки, рынок для сбыта добычи.» Подобные плавсредства были, по утверждению Тацита, и у крымских тавров.

Статья в тему:  Как правильно садится в лодку

Пользуясь ими, тавры совершали нападения на проплывавшие или терпевшие бедствие в море лодки или корабли. Эти суда строились без единого железного или медного гвоздя и имели следующую особенность: верхние части их бортов располагались близко друг к другу, а корпус расширялся. Во время штормовой погоды борта наращивались досками, образуя крышу, защищавшую судно от захлестывания волнами. Острые, загнутые внутрь нос и корма способствовали тому, что судно могло при необходимости пристать к берегу любым концом.

История Черноморских однодерёвок не заканчивается «камарами». Через полторы тысячи лет подобные «камарам» суда-однодерёвки с наращиваемыми бортами строили черноморские казаки. Своими лодками они наводили ужас на турецкий флот. Д’Асколи пишет: «в 1624 г. 300 с лишним челнов вышли в море и сразились с целым флотом падишаха». Однако, с тех пор до тридцати и более челнов казаки спускали ежегодно на воду и в битвах причиняли столь жестокий вред, что берега всего Черного моря стали совсем необитаемыми, за исключением некоторых местностей, защищенных хорошими крепостями».

Д’Асколи также отмечал, что суда эти вмещают до 50 человек, ходят на веслах и под парусами. Гийом Боплан писал: «Казацкие челны — грубой работы, ручной техники: прямой парус почти никогда не поднимают, идут под 20-30 веслами, вместо руля — весла на носу и на корме. В основе корпуса — дуплянка (однодерёвка — прим.авт.) без киля. Челн не способен под парусом идти близко к ветру, держится на волне только благодаря камышу.

Статья в тему:  Как управлять лодкой в ведьмаке

На таких судах в море могли выходить только отчаянные люди, и то в летние месяцы». Технология строительства лодок на базе одного ствола дерева просуществовала более четырех тысяч лет! Кикладские и критские суда, корабли «народов моря», черноморские «камары», казацкие «чайки» — вот неполный перечень однодерёвок, бороздивших черноморские просторы.

Лодка однодеревка

Фото автора, сделано три дня назад.

Моноксилы, однодеревки, на которых, если верить Константину Багрянородному, русы сплавлялись по Днепру и ходили в Константинополь, до недавнего времени казались неясным типом судна. При слове «лодка-однодеревка» представлялась примитивная долбленка, лодка, у которой кокпит просто выдолблен в цельном бревне, лодка же сама сохраняет в общем размеры и форму этого бревна. Такие архаичные проекты лодок, исключительно прочные и принципиально непотопляемые, известны во всех частях света, реликтовые долбленки еще можно, если повезет, увидеть иногда на реках России (я видел). Но такие лодки слишком малы, чтобы перевозить группы людей и грузы, тем более на дальние дистанции. Спортсмены-любители, конечно, могут дойти на долбленках от Киева до Стамбула, если захотят, но не смогут перевезти на них ни товары, ни дружины. Константин Багрянородный, когда писал про моноксилы, явно имел в виду что-то другое.

В последнее время в интернете появляются статьи, в которых делаются более-менее обоснованные предположения, что настоящие старинные мореходные и грузоподъемные моноксилы делались тоже из одного бревна, но не по технологии выдалбливания, а по технологии развертывания и выстругивания изнутри этого бревна. Отчего они были известны на Руси под названием «струги». Главными достоинством этого типа судна считается его легкость, изготовление корпуса (или хотя бы основы корпуса) в виде единой монолитной детали давало возможность не использовать лишний крепеж и лишний набор. Легкий вес и ровное, без килевой балки, днище делали такое судно наиболее пригодным для перетаскивания через волоки и для проводки через пороги, что было совершенно необходимо при внутрироссийских водных сообщениях. В то же время такие лодки были достаточно универсальны, это были суда класса «река-море», они были пригодны и для морских переходов.

Статья в тему:  Какое масло заливать в редуктор лодочного мотора ханкай

Совершенно внезапно я обнаружил самый настоящий струг-моноксил там, где меньше всего ожидалось его встретить — в петербургском Этнографическом музее. Он там работает экспонатом в зале русских ремесел, среди прялок, наковален, наличников и прочих подобных памятников мастерства допромышленной эры.

Теоретические предположения о технологии изготовления моноксила великолепно подтверждаются. Эта лодка явно сделана из одного бревна путем разворачивания и выстругивания, таким методом был сформирована единый монолитный деревянный корпус толщиной в пару сантиметров, в виде эстетически гармоничной сложной трехмерной поверхности, максимально разваленной в районе миделя до плоской параболы, а в оконечностях формирующей почти прямые штевни. Конструкцию укрепляют четыре шпангоута и один флор, выполняющий также функцию опоры банки (или наоборот), продольный набор отсутствует.

Представленная в музее лодочка имеет скромные размеры и вообще ничтожную высоту борта, значит, она использовалась на очень спокойном водоеме и в тихую погоду. Но вполне несложно представить возможное развитие лодки. Если установить более длинные шпангоуты, выступающие в ширину и в высоту за существующую монолитную основу корпуса, то на эти шпангоуты несложно набить две-три доски, поднять высоту бортов на полметра, и тогда получится вполне приличная речная лодка. Получится набойная лодья.

Русская правда оценивала суда так: «морьскую лодью 3 гривны, а за набоиную лодью 2 гривны, за челнъ 20 кунъ, а за стругъ гривна». В примечаниях поясняется: «Набойная лодья — лодка с набоями, как назывались доски, прибивавшиеся для возвышения бортов мелких судов (Срезневский. «Материалы», II, стб.266). Струг — судно, меньшее по размерам, чем набойная лодка. Струг с набоями стоил дороже, чем обыкновенный. По документу 1402 г. – «с струга с набои 2 алтына (12 денег), а без набои деньга» (Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.–Л., 1950, стр.55)».

Статья в тему:  Как носить лодочный мотор

Толкование «струг — судно, меньшее по размерам, чем набойная лодка» здесь, конечно, нелепо. Струг по сути объяснений — это лодка без досок на бортах, то есть лодка вообще не из досок. Даль дает некоторые синонимы: «Набой на лодке, насады, набивные борты, пашвы, наделки, доски, коими подняты борты долбушки, лодки. Лодья без набоев (бортов), ботня безо дна».

Некоторые наивные кабинетные историки описывают струги с набоями и моноксилы Константина Багрянородного как долбленки с надставленными бортами, имея в виду те долбленки, которые представляют собой выдолбленные бревна. Я не могу вообразить, какая должна была бы получиться каракатица в результате такого технического решения.

Вот он, настоящий, не придуманный, реальный струг, струг без набоев, моноклсил без надставленных бортов, на фотографии в начале поста.

Музейный струг имеет ширину около метра, значит, изготовили его из дерева диаметром сантиметров 30-40. Если взять в качестве заготовки бревно потолще и подлиннее, то по той же технологии при наличии практических знаний и умений можно сделать основу лодки (днищевый и скуловые поясья) длиной метров 10 и шириной метра два-три, при набое соответствующих бортов в метр-полтора выйдет большой набойный струг, подобный тому, в котором изображен Степан Разин на картине Сурикова, вполне мореходная ладья, способная, при наличии опытного экипажа, и до Константинополя дойти, и десантный отряд доставить, и хабар домой отвезти.

Статья в тему:  Сколько весит мотор для лодки

Стругов, даже реликтовых, на наших реках не осталось (я не видел). Очень хорошо, что всего лет пятьдесят или сто назад они еще служили людям и одному из них повезло попасть в музей. Здесь он будет жить еще долго, и демонстрировать существовавшую тысячелетия и забытую ныне технологию традиционного русского судостроения.

Сибирская лодка однодеревка – это какая, откуда название?

Как известно в Сибири множество рек и речушек, поэтому не удивительно, что передвижение по ним без помощи различных лодок было бы не возможно. Помимо этого в этих реках водилось, да и сейчас водится много различных видов рыбы и для ловли также использовались лодки.

Что касается вопроса, то самым подходящим является Обласок, ведь именно эта гребная лодка и является долбёнкой из целого бревна, хороши такие лодки даже из осины ( подробнее как её изготавливают можно прочитать здесь). Использовали такие лодки особенно населением старожильческого русского и коренного населения. Хочется ещё добавить, что

Другие названия это: обласа, облсишко, обласко, обласка, обласок, облос, ибласок.

Для ответа нам подходят – Обласко, Обласка, Обласок, Ибласок, а какое правильное выбирать уж придётся автору вопроса самому.

Пампасы или Пампа – так называются обширные степные пространства на территории юго-востока Южной Америки. Современными государствами, территорию которых затрагивают Пампасы есть Аргентина, Бразилия и Уругвай. В настоящее время Пампасы густо заселены и являются основной сельскохозяйственной областью Аргентины. Используются пампасы в основном для скотоводства.В октябре-ноябре в Пампасах дует пронизывающий холодный ветер, который получил название Памперо.

Статья в тему:  Видеть во сне как тонет лодка

Ответом на данный вопрос будет являться слово КУРАТОР – слово может употребляться в разных областях, но в данном случае оно подходит как нельзя кстати. В нем 7 букв и по значению именно опекун-наблюдатель.

Пляжи предназначены для массового отдыха, купания и загара. Культурный пляж отличается от «дикого» наличием пляжного оборудования. Это – зонты, шезлонги, душ, туалет, питьевой фонтанчик, раздевалки и др.

Пляжная раздевалка (на одного человека) – кабинка.

Это, конечно же, таракан.

Это одно из самых древних существ на земле, сумевшее пережить асе природные катаклизмы.

Единственным условием комфортного существования тараканов является наличие тепла – тараканы холоднокровны, и, при снижении внешней температуры немедленно ищут жилище потеплее.

Ученые выяснили, что самый важный орган в голове таракана – это рот. С его помощью он питается и пьет воду. Но тараканы, действительно могут прожить длительное время без головы. Дело в том, что основной круг кровообращения расположен в теле, а дыхательные органы – на брюшке таракана.

Без пищи таракан способен прожить до 70 дней, но без воды только 7. Следовательно, примерно неделю без головы таракан может существовать.

Еще это насекомое интересно тем, что очень хорошо переносит радиацию. Доза облучения для него в 15 раз превышает аналогичный показатель для человека.

Еще вспомнился старый анекдот:

“Советские ученые доказали, что таракан слышит ногами.

Статья в тему:  Сколько весит мотор для лодки

Журналисты приехали в лабораторию и просят подтвердить ученых данное научное открытие.

“Хорошо” – сказали ученые. “Вот смотрите, сажаем таракана на стол, громко стучим по столу. Вот, видите, таракан услышал и побежал. Теперь отрываем таракану ноги. Опять кладем его на стол. Стучим. Таракан не бежит! Вывод – таракан слышит ногами!”

Что такое лодка однодеревка

Однодеревка, однодерёвка, однодревка: предмет, выполненный из целого ствола дерева:

Чёлн — лодка, выдолбленная из ствола дерева;
Мачта, выполненная из целого ствола.

Древнейшим средством передвижения по воде были однодревковые челны, или долбленки. Появление первых лодок такого типа относят к мезолиту и неолиту. Распространение они получили в основном у земледельческих племен. Считается, что охотники и собиратели ограничивались еще более примитивными средствами: стволами деревьев и простейшими плотами. Возникновение таких судов нельзя привязать к отдельно взятому этносу. В Европе, судя по данным археологии, они появились одновременно у многих народов.

Простота формы определила общность конструкции для разных регионов. Однако некоторые мелкие технологические моменты отличали их друг от друга. Их определяли географические нюансы; порода древесины, своеобразие условий использования, неравномерность технологического развития разных регионов. Более поздние факторы — обширность торговых связей и уровень взаимодействия соседних племен, выражавшийся во взаимной ассимиляции и культурной интеграции.

Широту распространения в Европе лодок-однодревок подтверждает ряд археологических находок. Самая древнейшая из них — челн-однодревка из Пессе, согласно датировке лаборатории Гроннинген, ему 6315±275 лет, то есть он сделан в неолите. В 1940-х гг. на оз. Севан (Армения) был зафиксирован фрагмент челна, который датировали II тыс. до н.э. К древнейшему периоду отнесен и челн, найденный в 1953 г. на высохшем оз. Сарнат в Латвии археологом Л.В. Ванкиной (3800 лет). На сегодняшний день автором найдена информация по 54 однодревкам, обнаруженным на территории бывшего Советского Союза, в том числе о 38 лодках, зафиксированных в границах современной России и датируемых от III тыс. до н.э. до XVIII в. н.э.

Статья в тему:  Как носить лодочный мотор

Долбленые суда подразделяются на две основные группы: однодревки с цельным выдолбленным днищем («трубой») и блочные суда с отдельными выдолбленными элементами конструкции. Встречаются также суда переходного типа, сочетающие в себе признаки первой и второй групп. Такие плавсредства представляют собой третью разновидность долбленок, или группу блочно-однодеревых судов.
Для изготовления таких судов использовались стволы деревьев. длиной до 20 м, шириной в разводе до 3 м. Дощатые набои еще более увеличивали их размеры. Крепление обшивки и соединение частей корпуса производилось корнями деревьев, ветвями, ивняком, дубовыми или иных древесных пород гвоздями, кожаными ремнями, а позднее металлическими гвоздями, скобами и пробоями.

Суда имели на носу и корме большие весла — потеси для управления, с помощью которых могли маневрировать на воде. Лодку внутри выжигали, а форму ей придавали грубым инструментом.

По бортам — небольшие отверстия, которые могли служить как для крепления на растяжках небольшой мачты, так и для привязывания вёсел. Это самый большой челн из тех, что известны сегодняшней науке. Эти простейшие лодки, первые управляемые человеком суда древнейших эпох. Они пришли на смену плотам, которые несло по воле волн и ветров. Изобретение челна-однодерёвки — такая же революция в хозяйственной деятельности древнего человека, как и открытие бронзы или умение обжигать глину. Именно такие примитивные суденышки открыли людям морские дороги.

Статья в тему:  Метро эксодус как плыть на лодке

Подобные челны строились и эксплуатировались уже 12 тысяч лет тому назад. Создавали их и в Черноморском регионе. От Бендер до Днестровского лимана, впадающего в Черное море, всего 80 км. Отсутствие специальных знаний, а с ними и пил, сверл, крепких топоров, не давало возможности создавать быстроходные лёгкие лодки, но грубо тесаные однодерёвки получались у древних хоть и неказистыми, но прочными и устойчивыми. Строили их так: в стволе большого дерева сначала выжигали середину, затем внутреннюю поверхность обрабатывали топором. Толщина борта уменьшалась до 8-10 сантиметров.

Выдолбленный чёлн заполняли водой, в которую опускали раскаленные на кострах камни. Происходил процесс распаривания древесины; потом ее раздвигали поперечными распорками и клиньями. Метровый в диаметре ствол хвойного дерева при такой обработке можно было растянуть до 1,5 метров. Высота такого челна составляла 0,6-0,7 метра; длина, возможно, достигала 10-12 метров. После изготовления остова судна его основные борта наращивали досками. Эти грубые доски изготовляли без применения пил, раскалывая стволы клиньями и обрабатывая топорами.

Что касается современной территории России, то сегодня, по неполным данным, обнаружено более двадцати лодок, выдолбленных из одного дерева. Эти лодки имеют датировки от неолита до XVIII в. Для начала мы обратимся к находкам в бассейнах рек Десны, Оки, Днепра и Дона. Потом перейдем к Новгородской земле. Но начнем, дабы проследить преемственность, с самых ранних находок.

Статья в тему:  Какое масло заливать в редуктор лодочного мотора ханкай

К древнейшим относятся находки трех долбленых лодок на Дону. Близ с. Щючье найдены две дубовые лодки, выдолбленные каменными топорами. Судя по их краткому описанию, длина их составляла 7,5 и 6,23 м. Сохранились отверстия в борту, на которые могли крепиться сиденья для гребцов, и парные деревянные петли, которые, видимо, служили для перемещения лодки по мелководью или волоком, и для вытаскивания на берег. А.А. Чубур отмечает, что еще недавно большую часть лодок-однодревок относили к эпохе неолита-бронзы, но методом радио-углеродного анализа выяснилось, что большая часть находок в Восточной Европе может быть отнесена с периоду раннего и позднего Средневековья. К примеру, в 1960 г. у с. Друцкое Черниговской области был найден челн из цельнодубового ствола, длиной 12,7 м (первоначально 13,5), шириной 1 м, с высотой бортов до 0,85 м. Носовая часть судна заострена, кормовая — скруглена, причем в верхней части кормы имелась широкая площадка 0,6 х 0,8 м, вокруг которой борт возвышался еще почти на 0,07 м — вероятно, это место рулевого.

В носовой и кормовой части челна были сохранены две перегородки шириной 20 см, увеличивавшие прочность конструкции. Вдоль бортов у края были прорезаны отверстия округлой и подпрямоугольной формы, предназначавшиеся для крепления веревочных уключин и такелажа. По устройству всей ладьи, конфигурации бортов и сохранившимся деталям обработки краев, автор делает вывод, что она была полностью законченной и наращивание бортов не предусматривалось. Челн мог перевозить до 15 человек и груз. Изначальная датировка относилась к XVIII в. Несмотря на позднее происхождение, найденная на Десне ладья-однодревка интересна своим устройством, которое сохраняет архаичные черты конструкции.

Статья в тему:  Как согнуть оргстекло для лодки

Сейчас считается, что судно датируется поздним Средневековьем (XVI–XVII вв.). Аналогичная по конструкции находка X–XI вв. была сделана у о. Хортица. Длина этого челна составляла 10 м, отличие заключалось только в наличии не двух, а трех перегородок. В сентябре 1967 г., во время раскопок праславянского могильника у с. Хотяновка (недалеко от впадения Десны в Днепр), был найден челн из цельного дубового, по другим сведениям — ивового ствола. Он имел длину 8,24 м и ширину 0,6–0,7 м. Носовая часть (около 2,3 м) была отделена от остального объема судна перегородкой, имевшей толщину от 5 см вверху до 1 см внизу. Высота и ширина судна составляли по 0,7 м, нос и корма имели в нижней части подзоры до 2 м протяженностью и высотой до 0,23 м. Толщина бортов составляла до 5 см, днища до 10 см. Находка была утрачена, и датировать ее не удалось, но по найденной рядом в песке керамике, челн отнесли к раннему Средневековью.

Подобный челн был найден и под Трубчевском, также выдолбленный из дубового бревна, он датирован XVI–XVIIвв. Сохранился лишь фрагмент длиной 3,13 м. Ныне он эспонируется в Трубчевском краеведческом музее. Наиболее детально А.А.Чубуром описана лодка, найденная рядом с г. Брянск, неподалеку от летописного Вщижского городища на правом береге Десны. Длина сохранившейся части 8,8 м, корма и левый борт утрачены. Эта лодка, как и остальные, выдолблена из дубового бревна, борта на основном протяжении разведены и укреплены гнутыми дубовыми составными шпангоутами, закрепленными на деревянных нагелях. Максимальная ширина судна 1,25 м, в длину оно могло достигать 12 м и вмещать 6 пар гребцов. Вероятно, устанавливался парус.

Статья в тему:  Как правильно заякорить лодку видео

Особо интересна находка остатков гвоздей-сторожков, которые служили ограничителями контроля толщины борта во время выдалбливания. Находка датирована XIII в., ныне экспонируется в Брянском краеведческом музее. Скажем о находке двух дубовых челнов на р. Сейм, притоке Десны. Найдены они недалеко от неолитической стоянки, к данному месту привязана и датировка. А.А. Чубур предположил, что они относятся к намного более позднему времени. Скорее всего, челны относятся к позднему Средневековью, а именно к XIV–XVII вв. В пользу этого свидетельствуют и некоторые конструктивные аналогии. На р. Оке, у с. Половское, в 1936 г. обнаружен челн, у которого техника изготовления не отличалась от сеймских челнов. Первый окский челн сделан из продольно расчлененной дубовой колоды, в которой вырублены три отсека, которые разделены для прочности переборками.

Реконструируемая длина 5,9 м, нос заострен, корма закруглена. В экспозиции Рязанского музея-заповедника они отнесены к раннему железному веку. Однако А.А.Чубур определяет их как средневековые. Всего в бассейне Оки найдено 9 челнов-однодревок. Шесть из них объединяет с одной стороны их небольшая величина, а с другой — то, что они оказались безвозвратно утраченными для науки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: