0 просмотров

Что такое лодка челн

Что такое лодка челн

Встречается также устар. и поэт. вариант склонения по схеме 1а: чёлна, чёлны, чёлнов и т. п.

падежед. ч.мн. ч.
Им.чёлнчёлны
Р.чёлначёлнов
Д.чёлнучёлнам
В.чёлнчёлны
Тв.чёлномчёлнами
Пр.чёлнечёлнах

Произношение Править

  • МФА: ед. ч. [ t͡ɕɵɫn ], мн. ч. [ t͡ɕɪɫˈnɨ ]

Семантические свойства Править

Значение Править

  1. небольшая лодка, выдолбленная из ствола дерева ◆ Там обшивали досками чёлн ; там, переворотивши его вверх дном, конопатили и смолили; там увязывали к бокам других челнов , по козацкому обычаю, связки длинных камышей, чтобы не затопило челнов морскою волною; там, далеко прочь, по всему прибрежью разложили костры и кипятили в медных казанах смолу на заливанье судов. Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба», 1835–1841 г. [НКРЯ] ◆ На озере употребляются выдолбленные из дупла лодки ( чёлн ), длинные, узкие. В. И. Григорович, «Очерк путешествия по Европейской Турции», 1848 г. [НКРЯ] ◆ Пётр Дмитрич, которому наскучило шагать, прыгнул в узкий и длинный чёлн , выдолбленный из тополя, и, покачнувшись, едва не упав в воду, отчалил от берега. А. П. Чехов, «Именины», 1888 г. [НКРЯ] ◆ Один из первых предметов, найденных в Советском Союзе на Южном Буге близ села Сабатиновка подводными археологами, был чёлн длиной 6 м 81 см, изготовленный из цельного дуба не менее 2,5 тысяч лет назад. Знаете ли вы? // «Спортсмен-подводник», 1972 [НКРЯ]
  2. разг. любая лодка ◆ ― А тем временем по Рейну, весь обсыпанный лунным светом, скользит лёгкий чёлн , и там виднеются женщины, тоже прозрачные, как и их ладья. И. Ф. Анненский, «Вторая книга отражений», 1909 г. [НКРЯ]

Синонимы Править

  1. однодеревка, челнок, челночок
  2. ладья, лодка, лодочка, лодчонка, труба, челнок, челночок

Антонимы Править

Гиперонимы Править

  1. лодка
  2. лодка

Гипонимы Править

Родственные слова Править

Этимология Править

Происходит от праслав. *čьlnъ , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. чьлнъ, русск. чёлн (род. п. челна́), народн. чёлон, челно́к, укр. чо́вен (род. п. човна́), белор. чо́вен, болг. чълн, чо́лнец, сербохорв. чу̑н, местн. п. ед. ч. чу́ну, словенск. čȏln, чешск. člun, словацк. čln, польск. диал. czółn м., czółno ср. р., в.-луж. čоłm, уменьш. čоłniса, н.-луж. соłn. Родственно лит. kélmas «пень», латышск. cęl̂ms — то же, лит. kelnas «паром, рыболовецкий чёлн», др.-в.-нем. sсаlm «navis», англос. helma «рукоять рулевого весла», ср.-нж.-нем. holm «перекладина», греч. σκαλμός «колышек». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Однодревка, струг или челн

СТРУГ, ОДНОДРЁВКА, ОСИНОВКА, СТРУЖОК, ЧЁЛН — лодка для плавания по малым рекам и небольшим озерам. Представлял собой неглубокую лодку с заостренным носом и кормой грузоподъемностью около 200 кг, длиной около 3 м, рассчитанную на двух человек или одного человека с грузом. Лодка могла иметь банку, т. е. скамью, или быть без сиденья. Управляли ее движением с помощью одного весла с кормы или двумя веслами, которые вставляли в уключины, расположенные по центру лодки.

Внешний облик струга варьировался в рамках своего основного типа. Так, например, иногда его делали с очень сильно суженными и вытянутыми носом и кормой, а иногда они были более широкими и не так круто поднятыми. Струг изготавливали из ствола осины диаметром 75—80 см, длиной около 3 м. Для него выбирали здоровое, ровное дерево, срубленное зимой. Еще свежее дерево обтесывали с двух концов таким образом, чтобы наметились контуры будущей кормы и носа. Затем его выдалбливали изнутри топором и теслом.

Позднее, обычно ближе к весне, приступали к изготовлению струга: придавали окончательную форму носу и корме, выстругивая их рубанком, и начинали обработку внутренней части. Эта работа называлась у мастеров «открытие лодки» и проводилась в теплую безветренную погоду. Она заключалась в осторожном выскабливании слегка нагретой древесины с помощью долота. Этот процесс продолжался до тех пор, пока не появлялись шляпки от колышков из ольхи или ели, предварительно вбитых в заготовку лодки с внешней стороны. Колышки выделялись по цвету, и это позволяло выдерживать одинаковую толщину корпуса лодки.

Для крепления упругов (шпангоутов) на дне и по бокам с внутренней стороны лодки оставляли клампы (выступы высотой до 10 см) с просверленными в них отверстиями. Затем лодку подвешивали на веревках или устанавливали на козлах над костром, который старались разжечь по всей длине лодки. Распаривание лодки проводили или с помощью налитой в нее горячей воды, или с помощью сырой коры, брошенной на горячие угли костра и дававшей сильный пар. Корпус лодки для равномерного прогревания и увлажнения обычно вращали или покачивали над огнем.

Внутрь лодки вставляли еловые или рябиновые распорки, которые менялись на более длинные в процессе разведения бортов. Когда мастер решал, что борта лодки разведены на нужную ширину, в нее вставляли шпангоуты. Они опирались на клампы и закреплялись на них с помощью берестяных лент. Струги были с давних времен распространены по всей территории России, особенно в лесных районах Русского Севера и Сибири. Они имелись там почти в каждом хозяйстве, наряду с лодками из досок. Это объясняется тем, что струги были удобным транспортным средством.

Благодаря малой осадке и небольшому весу их легко можно было переносить между реками, доставлять в непроточные озера. Лишь в конце XIX в. они стали исчезать из русского быта в связи с вырубкой крупных деревьев, необходимых для их изготовления. Термин «струг» применительно к водному средству передвижения был известен еще в Древней Руси и происходил от слова «строгать». Однако в древности под словом «струг» подразумевалось вообще любое судно, независимо от его размеров, назначения и способа управления. Часто этот термин использовался, когда речь шла о большом судне для речных и морских перевозок.

В письменных источниках XV—XVI вв. встречаются упоминания о стругах «кладных» (с кладью), «досчатых», «полубленных», т. е. с палубами. Длина такого судна могла быть от 7 до 18 м. В старинной песне о нем говорится: Вниз по Волге-реке, с Нижня Новгорода, Снаряжен стружок, как стрела, летит. А на том на стружке, на снаряженном, Удалых гребцов сорок два сидит.

Что такое лодка челн

Однодеревная галера. Ладья. Чаще речное судно. Боевой корабль народов моря. В XII в. до н.э. еще не умел изготовлять доски, и поэтому такие челны не имели бортов. Позднее на выдолбленные стволы стали набивать борта, тем самым делая лодки более высокими и менее доступными для волн.

Древние корабелы делали каждую ладью из одного дерева. Дерево — наиболее древний строительный материал — тысячелетиями служило человеку для постройки судов. Об этом свидетельствуют выдолбленные из дуба сорок веков назад челны, остатки которых найдены в нашей стране.

Дошли до нас дубовый челн, построенный около четырех тысяч лет назад и найденный на побережье Ладожского озера; дубовый челн, пролежавший в Южном Буге около 2500 лет, а также дубовый челн, найденный при раскопках у г. Изюм на Украине. Длина найденных челнов колебалась от 3,5 до 8,5 м при средней ширине 0,7—1,2 м.

Выдолбить такой челн можно было за 10 дней. Со временем человек практически оценил преимущества ходкости и остойчивости челна. Убедившись, что в челне с заостренными концами можно быстрее двигаться, а широкие челны лучше держатся на воде, стали стремиться к увеличению их ширины. С этой целью борта выдолбленных из дерева челнов раздвигали распорками, а впоследствии для облегчения этой операции применили распаривание дерева.

Изображение набойного челна народов моря (ахейцы, этруски, ливийцы, филистимляне) есть на египетском рельефе X II в. до н.э. Это была битва при Пелузиуме между флотом фараона Рамсеса III и судами народов моря. Это сражение остановило натиск народов моря на Египет. Народы моря хрониками Нильского царства именуются племенные союзы ахейцев, этрусков, ливийцев.

Ахейцы в свое время завоевали остров Крит и Трою в Малой Азии; позднее древнейшие из эллинов сами были вытеснены северным народом — дорийцами. Изгоняемые из своих владений, ахейские и другие племена покидали Балканский полуостров и шли все дальше на Юг.

Они продвигались вдоль побережий Сирии и Ханаана, прикрываемые с моря многочисленными флотилиями. Ахейские и этрусские суда были украшены на носу и на корме фигурками аистов. Народы моря (ахейцы и этруски) уничтожили старинную державу хеттов, разрушив, при этом, ее столицу — Хаттушаш; Финикия и Сирия сдались без боя и потому избежали разорения.

Затем переселенцы ворвались в северные провинции Египта. Рамсесу III удалось оттеснить их, — но потомки Ахиллеса и Агамемнона прочно осели на землях Ближнего Востока. По египетским источникам, одно из племен называлось «Пелесет», библейские филистимляне, жившие на территории нынешней Палестины. В конце-концов, Рамсес III разрешил народам моря селиться на северных границах своего государства.

Что такое лодка челн

Свет

Звук

Узнать подробнее: +7 927 785 14 73
Проект «ДжекБот»

Создай свою атмосферу — стильные лодки ручной работы.

Узнайте больше о лодках Чёлн!

+7 927 785 14 73

Цена прекрасной лодки Чёлн 5.5 сейчас: 600.000 ₽

550.000 ₽

Звоните сейчас — получите доставку в любой город миллионник бесплатно!
Узнать подробнее: +7 927 785 14 73

Чёлн Средство отдыха в своем стиле
Выберите стиль и комфорт, расслабьтесь и наполняйтесь вдали от суеты
или напротив — станьте центром притяжения!

С 2009 года наша Верфь производит лодки из современных древесных композитов с деревянным интерьером внутри как лаковая шкатулка и прочным армированным пластиковым покрытием снаружи. Глянцевые или матовые покрытия на выбор, экологичные материалы и элитное качество. Гарантия 3 года и расчетный срок службы свыше 20 лет! Вершиной технологического идеала стал ЧёЛН.
Получите новое качество энергии загородного дома, отдыха в вашем стиле и в единении с природой.

Устойчивая и непотопляемая

Создает атмосферу отдыха

Стильная и удобная лодка

Управление с телефона

Интерьер в цвет дерева: сосна, дуб, орех, мокко, красное дерево; Добавьте: ткань, кожу, мягкие сидения, подушки и т.п.

Изящный навес от солнца и дождя. Можно поставить солнечную батарею

Головы и хвосты у Чёлна — съемные! Сделайте его похожим на гондолу, ладью, дракар викингов или на сказочную фэнтези-лодку. Меняйте стиль от настроения хоть каждый день!

Мотор в колодце

Мало шумные электрические или
бензиновые (до 5 л.с.) моторы
для водоизмещающего передвижения
по озеру или тихой реке

Ваша лодка будет светиться
в темноте. Выберете подсветку
из-под воды, внутри или
снаружи по борту лодки
Декоративные фонари
на носу и на корме

Лодка оборудована водозащищенной
акустической системой.
Весь корпус — это дека!
Создайте свою атмосферу!

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Сколько стоит suzuki лодочный мотор
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector