7 просмотров

Что такое ладья лодка

Ладья (судно)

Ладья (в северных говорах ло́дья), дубас — славянское и русское морское и речное судно. Именно от слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья). Также это название применяется к подобным по конструкции, судам древних египтян.

Содержание

История

Широко использовалась в Киевской Руси. На ладьях варяги совершали военные походы или просто грабительские набеги на Византию. При преодолевании естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства, ладьи тащились волоком. Использовали ладьи и в Булгарии.

Конструкция

  • Первоначально ладьи строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы с наращиванием их досками для увеличения высоты борта. Такие ладьи назывались «насадами» или «набойными».
  • В дальнейшем стали строить «дощатые ладьи», то есть корпус судна полностью делался из досок.
  • Длина ладей составляла около 25 метров, ширина около 8 метров [1] . Грузоподъёмность — до 20 тонн. Ладья имела вёсла и парус.
  • Ладьи русских поморов имели длину около 7,5 м, ширину 3.0 м и осадку до 3 м [2] . Парусное вооружение таких ладей составляли две-три мачты. На них поднимались прямые паруса.

Экипаж

Принимала на борт от 40 до 60 человек [1] .

Интересные факты

  • Ладья изображена на гербе города Дубоссары[3] и посёлка Кузомени.
  • Ладья изображена на значке автомобилей Лада.
  • Одна из песен российской viking-metal / nordic-folk группы Midgaard называется «Ладья».
Статья в тему:  Как выглядит тайная китайская пещера для подводных лодок

См. также

  • Струг
  • Паузок
  • Драккар
  • Коч
  • Солнечные ладьи (Древний Египет)

Примечания

  1. 12Блонский Л. В.,Титкова Т. В. Ладья // Флот России. — 2-е изд. — М .: ООО «Дом Славянской книги», 2009. — С. 13. — 480 с. — ISBN 978-5-903036-81-3
  2. Козлов И. А., Шломин В. С. Краснознаменный Северный флот.— М.: Воениздат, 1983.
  3. Герб г. Дубоссары

Литература

  • Блонский Л. В.,Титкова Т. В. Ладья // Флот России. — М .: ООО «Дом Славянской книги», 2009. — С. 13. — 480 с. — ISBN 978-5-903036-81-3

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Фазовращатель
  • Окинава (префектура)

Полезное

Смотреть что такое “Ладья (судно)” в других словарях:

ладья — (лодья), 1) мореходное вёсельно парусное судно викингов с симметричным носом и кормой длиной до 40 м и большим числом гребцов. 2) Мореходное вёсельно гребное судно восточных славян. Северные трёхмачтовые ладьи поднимали до 200 т груза, имели… … Энциклопедия техники

судно — корабль, посудина, баркас, речной трамвай, лодка, шлюп, шхуна, струг, борт, шаланда, ковчег, каик, шнява, скорлупка, полуднище, завозня, верея, кладнушка, галера, суденышко, плавучий гроб, кладная, каюк, джонка, краболов, межеумок, палубник,… … Словарь синонимов

ладья — ушкуй, лодка, челн, челнок; тура Словарь русских синонимов. ладья 1. см. лодка 2. тура Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2 … Словарь синонимов

Статья в тему:  Когда была построена первая подводная лодка в мире

ЛАДЬЯ — (сев.) см. Лодья. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Ладья поморское судно, распространенное в 13 14 вв. (в несколько измененном виде просуществовало до 19 в.). Ладья. для … Морской словарь

ладья — 1. ЛАДЬЯ, и, мн. род. дей, дат. дьям; ж. Трад. поэт. Судно, большая гребная и парусная лодка. ◁ Ладейный (см.). 2. ЛАДЬЯ, и; мн. род. дей, дат. дьям; ж. Шахматная фигура, имеющая форму башни и двигающаяся вдоль и поперёк доски по прямой; тура. ◁… … Энциклопедический словарь

ЛАДЬЯ — ЛАДЬЯ, и, род. мн. дей, жен. 1. Лодка, парусное судно (устар. и обл.). 2. В шахматах: фигура в форме башни, тура. | прил. ладейный, ая, ое. Ладейная мачта. Ладейное окончание партии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ладья — ЛАДЬЯ1, и, мн род. дей, дат. дьям, ж Книжн. Транспортное средство для перемещения по воде, представляющее собой небольшое парусное судно или лодку; использовалось в Древней Руси. Но живы еще туземцы, кто расскажут, как плыли по реке Ижмену в… … Толковый словарь русских существительных

Ладья — I ж. устар. Гребное или парусное судно. II ж. Сосуд, ваза, имеющие форму гребного или парусного судна. III ж. Шахматная фигура в форме башни, двигающаяся вдоль и поперек доски по прямой; тура. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Статья в тему:  Как переносить лодочный мотор

Ладья — I ж. устар. Гребное или парусное судно. II ж. Сосуд, ваза, имеющие форму гребного или парусного судна. III ж. Шахматная фигура в форме башни, двигающаяся вдоль и поперек доски по прямой; тура. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ладья (1) — (судно, лодка). Заимств. из ст. сл. яз., где оно является суф. производным от *olda «челн, лодка», см. лодка. В ст. сл. яз. ol перед согласным > ла, ср. ст. сл. равный рус. ровный … Этимологический словарь русского языка

Коч, шняка и другие суда поморов: как они были устроены и зачем нужны

Уже в XII веке Поморье (побережье Белого и Баренцева морей) стало центром русского судостроения. Кандалакша и Княжая Губа, Ковда и Кемь, Кереть и Окладникова Слобода, Подпорожье, Пустозерск и, конечно, Усть-Кола на Мурмане — все это места, где поморы исстари создавали свои удивительные, крепкие и ловкие корабли и лодки, способные ходить по студеным морям и озерам, преодолевать сотни километров под пронизывающими арктическими ветрами, выбираться невредимыми из смертельного ледяного плена, переволакиваться через торосы и мели, выживать в жестоких штормах… Во многом именно из поморских кочей, лодей, шняк и карбасов вышел спустя века русский флот.

Коч

Это название, скорее, собирательное — кочами называли в разных местах разные типы судов, на которых поморы ходили по северным морям. Допустим, на «малом коче» грузоподъемностью до семи тонн можно было дойти до Мангазеи, легендарного сибирского торгового города в устье реки Таз. Малый коч, имея небольшую осадку, легко преодолевал отмели, но все равно его нередко приходилось переволакивать — и по льду, и по земле, для чего днище коча делали плоским и снабжали продольными брусьями.

Статья в тему:  Лодка без документов на право собственности как оформить

Для дальних морских плаваний поморы строили «большие морские кочи». На них северные мореходы ходили вдоль кромки полярных льдов и к Новой Земле (поморы раньше называли ее Матка), и на Шпицберген (по-поморски — Грумант). Это суда длиной до 25 метров, способные перевозить грузы до 40 тонн. На большом коче устанавливали одну или две мачты, а чтобы откачивать воду из трюма, на палубе ставили поршневые насосы — «боты».

Еще одна, наиболее древняя разновидность коча — ладья (в северных говорах — лóдья) или гукор. Это большое торговое двух-трехмачтовое грузовое судно с объемными трюмами. Поморские гукоры ходили в Скандинавию, Англию и другие страны Северной Европы. Когда-то ладьи выдалбливали из толстых стволов, и они представляли собой скорее челны. Позже борта стали надстраивать досками, и ладьи стали «надставными». Наконец, их конструкция усложнилась и у лодей появились киль, шпангоуты, обшивка из досок встык (у скандинавских драккаров венцы досок накрывали предыдущие, а у наших поверхность корпуса делалась гладкой, что было важно во время плавания во льдах).

Ладья была кораблем палубным, с высокой кормой, оснащенной навесным рулем. Корпус разделялся поперечными переборками на три отсека, в которые входили через люки на палубе. В кормовом отсеке находилась каюта кормщика. Там же хранились мореходные инструменты, корабельная казна и запасные паруса. В носовом отсеке размещалась команда из 25-30 человек. Здесь же ставили кирпичную печь для приготовления пищи, сушки одежды и обогрева всех внутренних помещений корабля.

Статья в тему:  Что взять с собой в лодку

Были кочи «средние» — длиной 16-17 метров, шириной примерно четыре метра, осадкой 1–1,5 м. Такие суда могли входить в устья рек и летом, и зимой, брать на борт до 30 т груза и до 50 человек.

Кочи были прочные, маневренные и быстроходные, чтобы в сложнейших арктических условиях преодолеть за короткое лето большие расстояния. При попутном ветре коч мог проходить в сутки 130–150 км, а самые умелые мореплаватели преодолевали даже до 220 км. Для сравнения: английские торговые суда, заходившие в Архангельск, в сутки преодолевали не более 80–100 км, голландские фрегаты — 65–75 км.

Деревянные лодки строились без металлического крепежа. Доски сшивали с помощью специально завитого длинного тонкого корня или побега деревьев — вицы.

Хождение по северным морям опасно попаданием в ледяной плен. Лед способен не только «облепить» корпус судна, но и сжать его так, что деревянные борта попросту лопнут. Чтобы этого избежать, кочи имели округлые обводы, защищавшие борта. Помогала избежать ледовых тисков и яйцевидная или ложковидная форма коча: когда льды начинали сжиматься вокруг судна, они «выдавливали» его вверх, коч «выскакивал» на лед, не повреждая борта. Такую форму оценил знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен (1861–1930). Свой корабль «Фрам» он построил по типу поморского коча. Сейчас легендарное судно, которое выдержало испытания ледовой стихией, сохраняется в музее города Осло.

Статья в тему:  Где затонула атомная подводная лодка курск видео

Шняка

Традиционная поморская лодка. Со шняк ловили треску в бассейне Белого и на Мурманском берегу Баренцева моря с XV до начала ХХ века. Самые древние шняки имели днище в виде расширенной осиновой долбленки, которую по бортам наращивали набоями (досками обшивки), пришитыми вицей. В XIX веке шняки достигали в длину 14 метров, имели водоизмещение 8–10 тонн и две мачты.

В морском музее в Осло хранится экземпляр шняки около 1905 года постройки. Она была изготовлена на Мурмане, близ Колы. Вот ее технические характеристики: длина — 11,38 м, ширина — 2,65 м, осадка — 0,845 м. На шняке — пять набоев (поясов обшивки), доски широкие — до 45 см. Сшита из сосны и ели. Сохранившиеся стежки выполнены пеньковой бечевой.

Вот описание более ранней шняки, изложенное К.К. Случевским в «Очерках по северо-западу России» (1884-1885 гг.): «Это судно в 6–7 саженей длины (1 сажень равна 2,16 м.Прим. ред.) и только сажень с вершком ширины (1 вершок равен 4,45 см. — Прим. ред.); оно может поднять никак не более 200 пудов (1 пуд равен 16,38 кг. — Прим. ред.), совершенно открыто и очень легко заливается океанской волной. На нем две мачты, и когда поставлены все весьма широкие паруса, то шняка имеет вид даже довольно прочный и скользит по морю с великой самоуверенностью… Суденышко имеет свои отделения: чердак, гребло, клад; в одном лежат рыболовные снасти, в другом — наживка, в третьем — уловленная рыба и т. д.».

Статья в тему:  Как называется резиновая лодка

Экипаж шняки состоял из четырех покручников: кормщика, тяглеца, который выбрасывал в море и собирал снасти, весельщика, который сидел на веслах, а в свободное время помогал остальным, и наживочника — молодого артельщика, который наживлял крючки. Покручников хозяин кормил, содержал и расплачивался с ними за работу одной третью улова.

Другие суда поморов

Раньшина — Однопалубное судно морского и речного плавания. Имела две мачты. Парусное вооружение прямое, но в XVIII веке на передней мачте поморы стали ставить треугольный парус. По большей части это судно было исследовательское или торговое. Имела на днище особые полозья, и на ней ходили весной, перетаскивая через льдины.

Карбас — парусно-гребные суда поморов и русских промышленников-первопроходцев. Приспособлены к плаванию под парусами или на веслах. В зависимости от места постройки и назначения карбасы назывались поморский, холмогорский, весновальный, приморский и облас. Размеры карбаса: длина до 12 м, ширина до 2 м, высота корпуса до 1,5 м, осадка до 0,7 м. Груза поднимали до 500 пудов и более. Материалом для строительства служили сосновый и частично еловый лес.

Лодка-осиновка — небольшая лодка длиной до 5 м, шириной до 1 м, осадкой до 0,5 м, высота борта 0,5–0,8. Грузоподъемность — 350 кг.

Строилась преимущественно из осины, реже — из сосны или ели. Ствол растущего осинового дерева распирали деревянными клиньями в течение трех-пяти лет. После этого дерево срубали, а полученную выемку расширяли выдалбливанием или выжиганием. Затем заготовку вымачивали, распаривали и распирали деревянными распорками. Перед спуском на воду корпус смолился изнутри и снаружи. Осиновка несла на себе от двух до четырех пар гребных весел и одно рулевое весло. Иногда ее оснащали мачтой с парусом. Носовая и кормовая конечности такой лодки делались заостренными, днище снабжалось деревянными полозьями, борта наращивались из досок внакрой для увеличения вместимости.

Статья в тему:  Как приклеить якорный рым на лодку пвх видео

Сойма — эту лодку древние новгородцы использовали в качестве грузового судна. У соймы шитый вицей корпус и заваленные назад штевни (штевень — толстый вертикальный брус, который составлял основание кормы или носа корабля). Это было нужно для устойчивости: на мелководных озерах образуется крутая волна, а рыбацкие соймы во время завода неводов находились очень близко друг к другу. Заваленный назад штевень не давал лодкам зацепиться друг за друга при навале одного судна на другое. Длиной соймы бывали от 6 до 12 м. Самые крупные имели палубу и садок для живой рыбы. Быстрые на ходу под парусами, легкие на веслах, хорошо лавировавшие и способные двигаться круто к ветру, соймы ходили из Новгорода к Белому морю за «рыбьим зубом», преодолевали речные пороги и высокие волны, легко переволакивались через водоразделы.

Шитик — плоскодонное парусно-гребное транспортное судно поморов, части корпуса которого были сшиты ремнями или виней (прутьями можжевельника и ели). Длина 10–15 м, ширина до 4 м, грузоподъемность 15–24 тонн. Шитик имел одну мачту с прямым парусом, весла и навесной руль. Доски обшивки судна крепили к набору и сшивали друг с другом жгутами из мочала или вицей. Парус и оснастку выделывали из шкур. В средней части судна располагался навес для защиты груза от дождя, в корме — кубрик для команды.

Статья в тему:  Какая рабочая температура лодочного мотора

Среди поморских судов называют еще лодки-корели, лодки-двинянки, шебеки, кочмары, ушкуи и другие.

Что такое ладья лодка

Выдолбленное из ствола судно на Руси.

Ладья. Скедия. Корабль. Насада. Скедия. Набойная лодья. Насадная лодья.

Морское и речное парусно-весельное судно славян V I – X III вв., затем поморов, приспособленное для дальних плаваний. В 9-15 вв. основным названием русских речных, озерных и морских судов служил термин «лодья». Длина до 20 м, ширина до 3 м. Принимала до 60 воинов.

Лодья

Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой назывались набойными, суда с обшивкой вгладь – насадами. Насадная лодья вмещала 40 и более человек.

Такая лодья несла большой холщовый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом. На насадных лодьях восточные славяне стали совершать свои плавания по Черному и Средиземному морям уже в V I -V III веках. Походы киевского князя Олега с дружиной в Константинополь в 907 году доказали мореходность славянских насадных лодий.

Лодья Святитель Николай

При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах, похожих на насадные лодьи, плавали по Чёрному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая суда волоком из Дона в Волгу и обратно. Вооружение лодьи было простым: таран, да метательные машины.

Строительство ладей прекращено в России в начале XV III в. Восточные славяне стали совершать свои плавания по Черному и Средиземному морям уже в V I -V III веках. Походы киевского князя Олега с дружиной в Константинополь в 907 году доказали мореходность славянских судов.

Статья в тему:  Какие лодки подлежат регистрации 2018

Лодья. Бушприт

Летопись рассказывает, как “иде Олег на Грекы”, взяв с собой союзников – “множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы” – и “на конях и на кораблях” “приде к Царюграду”.

Когда греки преградили путь по Босфору, Олег велел поставить лодки на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в бухту Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир. Из текста договора, заключенного с Византией 2.9.911 года, известно, что в походе участвовало 2000 лодей, “а в корабли по 40 мужь”.

Лодья. Корабль. Долблёнка. Насада. Афракта. Дромон. Однодеревка

Договор обеспечивал русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а также предоставлял Киевской Руси право беспошлинной торговли с Византией в Константинополе. Из истории морских походов в V II -X II вв.) В “Повести временных лет” сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая суда волоком из Дона в Волгу и обратно.

Назывались такие типы судов скедии, лодьи и корабли. Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой назывались набойными, суда с обшивкой вгладь – насадами. Лодья несла большой холщовый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом.

Статья в тему:  Как переносить лодочный мотор

Байдарка Ладья

Байдарки Ладья являются надувными лодками, предназначенными для охоты, рыбалки, туризма, экстремального сплава, дальних походов, семейных прогулок с детьми. Модели представлены в различных модификациях и могут эксплуатироваться как на белой, так и на гладкой воде.

Особенности байдарок Ладья

Байдарки Ладья изготавливаются из плотного и прочного ПВХ, имеют увеличенный диаметр баллонов и дополняются съемными плавниками. Они обладают специфической, немного приподнятой формой носа, кормы, и представлены в продаже в разных вариантах комплектации. В серии есть базовые, стандартные, спортивные модели, лодки с улучшенным комфортом.

Это байдарки с очень большой грузоподъемностью и превосходными ходовыми характеристиками. Они являются одним из лучших вариантов сплавных лодок, подходят для бурных порожистых рек и бывают одноместными, двухместными, трехместными. Модели обладают повышенной остойчивостью, маневренностью, малой осадкой, низкой парусностью. Они укомплектовываются надувными подушками-сиденьями, двухлопастными веслами, обладают водоотливами и гермоотсеками.

Байдарки Ладья подходят и новичкам, и профессионалам. Они не раз использовались в соревнованиях и показали себя с лучшей стороны. Лодки подходят для морских путешествий, хорошо держат курс на волне и при встречном ветре. Модели снабжаются креплениями для коленных упоров и лееродержателями, предназначенными для закрепления грузов и расположенными на носу и корме. Лодки имеют удобные ручки для переноски по суше, представляющие собой кольца из леерного фала, которые продеваются в лееродержатели.

Преимущества байдарок из серии Ладья

Такие байдарки универсальны, просты в сборке, способны быстро набирать приличную скорость. Их можно без труда развернуть на 180º всего лишь одним гребком весла. Это надежные долговечные лодки, отличающиеся компактностью и небольшим весом. Модели можно доставлять к водоемам на общественном транспорте, на велосипеде и даже на руках.

Статья в тему:  Где затонула атомная подводная лодка курск видео

Байдарки обладают элегантным внешним видом, переносят низкие и высокие температуры, устойчивы к влиянию агрессивных сред, выдерживают сильные удары. Лодки из линейки «Комфорт» дополняются надувными креслами с высокими спинками, на которые гребцы могут откидываться и отдыхать, если устали.

Это быстроходные лодки, способные развивать скорость почти в два раза выше, чем максимальная скорость других надувных моделей. Небольшой вес позволяет переносить их по берегу одному человеку, а солидная вместительность дает возможность отправляться на байдарках Ладья в длительные экспедиции с ночевками.

Характеристики байдарок Ладья

Длина одноместных байдарок Ладья составляет 380 миллиметров, ширина 92 сантиметра, вес 11,4 килограмма, грузоподъемность 320 килограмм. Среди них есть облегченные варианты с весом 8,7 килограмм, длиной 300 сантиметров и грузоподъемностью 270 килограмм. Баллоны таких лодок изготавливаются из цельнокроеных элементов, увеличивающих способность камер выдерживать столкновения с препятствиями.

Двухместные модели обладают длиной 450 сантиметров, шириной 92 сантиметра, весом 14 килограмм, грузоподъемностью 400 килограмм. Трехместные байдарки Ладья имеют длину 530 сантиметров, ширину 92 сантиметра, вес 17 килограмм, грузоподъемность 500 килограмм. Диаметр баллонов у всех байдарок Ладья составляет 30 сантиметров.


голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: