Что такое дельфинирование лодки
Что такое дельфинирование?
Рассмотренная схема действия сил на корпус глиссирующего судна (см. рис. 8) соответствует идеальному случаю устойчивого движения, когда подъемная гидродинамическая сила проходит точно через центр тяжести глиссера и равна его массе. Однако в реальных условиях возможно нарушение устойчивости движения — возникают угловые периодические колебания корпуса катера в вертикальной плоскости, при которых угол атаки днища и его смоченная поверхность постоянно изменяются. Такое явление носит название продольной неустойчивости, или дельфинирования. Дельфинирование не позволяет использовать всю мощность двигателя для развития максимальной скорости, так как при этом возрастает общее сопротивление воды и
PHW 36. Дифферент и длина смоченной поверхности мотолодки нрн устойчивом движении катера (а) и дельфинировании (б).
Снижается эффективность работы движителя. Кроме того, затрудняется управление катером, ухудшается комфортабельность плавания.
Основная причина потери продольной устойчивости — несоответствие положения центра тяжести катера точке приложения гидродинамической подъемной силы по длине. Известно, что длина смоченной поверхности днища глиссирующего катера изменяется в зависимости от скорости и нагрузки, а точка приложения гидродинамической подъемной силы отстоит от транца примерно на расстояние 0,7LCM — средней смоченной длины днища. Тяжелые прогулочные суда продольной устойчивости обычно не теряют — длина смоченной поверхности корпуса достаточно велика и центр тяжести, как правило, располагается в пределах этой длины. Легкие гоночные суда, особенно с плоским широким днищем, глиссируют на очень коротком участке днища у самого транца, поэтому общий центр тяжести лодки оказывается расположенным в нос от передней границы смоченной поверхности. Под действием возникшего момента гидродинамических сил и силы тяжести корпус опускается на воду всем днищем. В результате мгновенно возрастает подъемная сила, причем точка ее приложения перемещается вперед — носовая часть снова выталкивается наверх (рис. 36). Дельфинирование характерно и для коротких прогулочных лодок с чрезмерно мощными моторами.
Единственный способ избежать явления дельфинирования на уже построенном катере — переместить центр тяжести вперед путем изменения положения тяжелого оборудования и снаряжения, мест водителя и пассажиров.
Однако в этих случаях приходится мириться с неизбежным увеличением смоченной поверхности, сопротивления трения и некоторым снижением скорости.
Для того чтобы избежать дельфинирования, при разработке проекта катера можно воспользоваться двумя графиками, приведенными на рис. 37. В первом из них (рис. 37, а), выполненном Д. Штольцем, показателем устойчивости хода является относительная центровка XglB в зависимости от коэффициента нагрузки Сд = D/B3 (здесь В —
Рис. 37. Графики для оценки продольной устойчивости: а — зависимость Xg/B от коэффициента 0,628 Сд/р; б — зависимость Св/xg/B от относительной скорости FID.
Ширина глиссирующего участка днища, D — масса судна) и среднего угла килеватости днища р. В области, ограниченной двумя линиями, возможно как дельфинирование, так и устойчивый режим движения. Чем больше угол килеватости днища р1 и меньше нагрузка, тем ближе к транцу может быть расположен центр тяжести. Уменьшение ширины днища вызывает необходимость перемещения центра тяжести вперед.
Второй график (см. рис. 37, б) позволяет определить ориентировочную скорость, при которой можно ожидать потерю устойчивости, в зависимости от относительной центровки и коэффициента динамической нагрузки судна = D‘P -д-
Почему лодка ПВХ дельфинирует и как это устранить?
Каждый рыбак и просто любитель порассекать по водным просторам хочет чувствовать себя уверенно при движении на лодке или катере. Но вот беда — судно колеблется вверх и вниз, нарушая всё спокойствие. Какое уж тут глиссирование! У такого явления есть отдельное название — дельфинирование. Слово красивое, а вот значение не очень. Плавсредство начинает просто прыгать по воде. Почему лодка дельфинирует и как это устранить — рассказываем в статье.
Что такое дельфинирование?
Дельфинирование также называется продольной неустойчивостью. Такое нарушение устойчивости движения связано с возникновением угловых колебаний корпуса плавсредства в вертикальной плоскости, когда угол атаки днища и его смоченная поверхность постоянно меняются. Научные термины, конечно, хорошо, но проще посмотреть это на видео:
У этого явления серьёзные минусы:
- Не получается достичь максимальной скорости (V) движения плавсредства. Иногда невозможно даже включить двигатель на всю мощность, падает эффективность его работы, а сопротивление воды очень велико.
- Сильно ухудшается маневрирование. Плавсредство легко буксует на поворотах и тяжко входит в виражи. И вообще управлять дельфинирующим катером ох как не просто.
- Если дельфинирование — частый спутник ваших водных походов, то судно быстро износится, так как двигатель постоянно испытывает повышенную нагрузку.
В чём же кроется корень проблемы? В том, что положение центра тяжести плавсредства не соответствует точке приложения подъемного гидродинамического действия по продольной части дна.
Длина участка днища, который контактирует с водой, изменяется в ходе движения и зависит от той самой буквы V (скорость), в ходе набора этой самой V и может нарушаться важное соответствие. Так на дно лодки оказывается давление большой силы, что вкупе с гидродинамическими воздействиями приводит к тому, что корпус плавсредства резко опускается на воду всем своим днищем.
Если объяснение кажется вам слишком замудрённым, расслабьтесь и посмотрите видео:
Не думайте, что дельфинирование свойственно только большим плавсредствам, катерам. На самом деле оно наблюдается и у коротких прогулочных лодок, у которых стоят очень мощные моторы.
Как избавиться от дельфинирования?
Если ваша прогулка на катере стала омрачаться дельфинированием, попробуйте:
- Переместить центр тяжести вперёд, изменив расположение пассажирских мест, тяжёлого снаряжения.
- Отогнуть днище вниз у транца. Учитывайте, что в таком случае увеличится смоченная часть, сопротивление трению, а также снизится V.
- Утяжелить катер для регулировки балансировки, если на вашем плавсредстве слишком мощный для лёгкого судна мотор.
Полезно помнить и о влиянии следующих факторов:
- При маленьких скоростях короткие и широкие корпуса становятся менее устойчивыми, также как и корпуса, у которых дно поднято вверх у транца или сильно сужается в корме.
- Дельфинирование может быть следствием сильного развала надводного носового борта и слишком активного встречного ветра, который отрывает нос судна от воды.
Если хотите избавиться от дельфинирования, дерзайте! У вас всё получится! Немаловажное значение в этом деле имеет и качественное плавсредство с подходящим мотором. Подходящий вариант вы найдёте в нашем магазине.
Рыбачьте с удовольствием!
Вопрос — ответ
Вопрос: Почему лодка ПВХ при плавании дельфинирует и как это устранить?
Имя: Ильдар
Ответ: Дельфинирование связано с угловыми колебаниями корпуса судна в вертикальной плоскости. Избавиться от такого эффекта можно, изменив расположение пассажирских мест, снаряжения, чтобы переместить центр тяжести. Ещё можно утяжелить катер, если мотор слишком мощный для этой лодки.
Вопрос: Лодка ПВХ дельфинирует: что с этим нужно делать?
Имя: Владимир
Ответ: От этого нужно избавляться, потому что из-за дельфинирования страдает скорость и маневрирование лодки. Есть несколько способов бороться с этим, например, можно отогнуть днище вниз у транца. Но это приводит к снижению скорости.
Вопрос: Что такое эффект дельфинирования на моторной лодке?
Имя: Рамиль
Ответ: Это продольная неустойчивость, когда лодка колеблется вниз и вверх. Если лодка часто дельфинирует, то быстро изнашивается, так как увеличивается нагрузка на движок.
Вопрос: Почему на полном ходу обычная лодка неприятно дельфинирует?
Имя: Иван
Ответ: Центр тяжести лодки не соответствует точке приложения подъемного гидродинамического воздействия по продольной части днища. Некоторые факторы, влияющие на дельфинирование — мощный встречный ветер и сильный развал надводного носового борта.
Что такое дельфинирование лодки
Автор mr.Jsilver , 3 Июня 2012
15 сообщений в этой теме
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Войти
Есть аккаунт? Войти.
Недавно просматривали 0 пользователей
Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
Автор: Савва
Создана 8 Января 2007
Автор: Kreator
Создана 2 Октября 2020
Автор: Ilya.S.
Создана 18 Июня 2021
Автор: ДедМазай
Создана Wednesday в 14:08
Автор: ВаНо
Создана 25 Января 2017
Автор: Савва
Создана 23 Декабря 2006
Автор: Priest
Создана 11 Января 2007
Автор: Виктор_DV
Создана 26 Декабря 2020
Как избавиться от “дельфинирования” (Просматривает: 1)
ШТАЙНЕР
- 22.04.2016
Hozinh
- 22.04.2016
Alexey R
- 22.04.2016
cheyan
- 22.04.2016
Hozinh
- 22.04.2016
Приобрел комплект Badger FLA330AD + sea-pro OTH9.9s.
При езде на полном газу (иногда среднем) наблюдается волна на полу, как бревно проезжаешь. Air Dack скрипит.
Пробовал мотор правильно выставить по высоте, дейвудом игрался. Не помогает.
“Дельфин” отсутствует только когда один еду.
Где-то читал, что гидрокрыло поможет.
аллексей
- 22.04.2016
Hozinh
- 22.04.2016
аллексей
- 22.04.2016
FL-360+Я-15
- 22.04.2016
Так, вся “прелесть” аирдека в том, что бы облегчить лодку. А если под него, еще уложить слой фанеры (со стрингерами), то нах он нужен вообще ? Тогда надо брать пайол, и не забивать себе голову.
———- Сообщение добавлено в 19:35 ———- Предыдущее сообщение размещено в 19:30 ———-
Приобрел комплект Badger FLA330AD + sea-pro OTH9.9s.
При езде на полном газу (иногда среднем) наблюдается волна на полу, как бревно проезжаешь. Air Dack скрипит.
Пробовал мотор правильно выставить по высоте, дейвудом игрался. Не помогает.
“Дельфин” отсутствует только когда один еду.