11 просмотров

Что случилось с подводной лодкой к 19

К-19: символ мужества и стойкости

24 февраля 1972 года на первой советской атомной подлодке произошел катастрофический пожар.

В истории отечественного подплава подводная лодка К-19 занимает особое место. Прежде всего это первый в нашей истории атомный подводный ракетоносец. Но, к сожалению, эта подлодка заслужила на флоте неприятное прозвище «Хиросима»: ее буквально преследовали аварии, среди которых были две, обернувшиеся тяжелейшими последствиями.

Первая из них произошла 4 июля 1961 года, когда во время первого боевого похода на К-19 произошла авария в системе охлаждения кормового атомного реактора. Опыт борьбы с такого рода авариями у советского флота был минимальным, и можно лишь восхищаться мужеством подводников, которые в таких условиях сумели сделать все, чтобы избежать атомного взрыва на своем корабле. Но дорогой ценой: в течение двадцати дней после аварии восемь моряков уже на берегу скончались от лучевой болезни.

Увы, на этом испытания, выпавшие на долю К-19, не закончились. 24 февраля 1972 года во время очередного боевого похода в предпоследнем, 9-м отсеке лодки произошел пожар. В результате этой катастрофы погибли 28 членов экипажа подлодки, а еще 12 человек остались живы только благодаря собственному мужеству и поддержке товарищей после проведенных 23 дней в замурованном кормовом отсеке.


Подводная лодка К-19 во время очередного выхода в море. Источник: https://www.pinterest.se/

От стапеля до пожара

Строительство первого советского атомного подводного ракетоносца проходило в крайне напряженных условиях. Практически одновременно с СССР такой же корабль строили и США. А значит, тот, кто успевал первым, получал существенное военное и политическое преимущество.

Статья в тему:  Нужно ли регистрировать лодку янтарь

Ситуация осложнялась тем, что первенство в строительстве атомных субмарин на тот момент оставалось за США. Именно там 14 июня 1952 года заложили, а 21 января 1954 года спустили на воду первую в мире подводную лодку с ядерной энергетической установкой – «Наутилус». В СССР первый подводный атомоход – подлодку К-3 «Ленинский комсомол» – построили на четыре года позже. 12 сентября 1952 года появилось постановление о проектировании лодки, 24 сентября 1955 ее заложили на Северодвинском судостроительном заводе №402 (нынешнем «Севмаше»), а спустили на воду лишь 9 августа 1957 года.

Поэтому гонка на опережение в строительстве первых атомных подводных ракетоносцев имела особое значение. Работы по созданию К-19 шли в авральном режиме. По воспоминаниям очевидцев, все причастные к постройке лодки, начиная от конструкторов и заканчивая рядовыми рабочими, трудились в три смены. Но все равно опоздали… Впрочем, это было неудивительно, ведь американская атомная ракетная подлодка «Джордж Вашингтон» была заложена 1 ноября 1957 года, а спущена на воду 9 июня 1959 года. Советскую К-19, чья история отсчитывается с 17 октября 1958 года, спустили на воду 11 октября 1959 года, то есть всего на четыре месяца позже. Правда, при этом и построить первый советский подводный ракетоносец наша промышленность сумела гораздо быстрее американской: за 359 дней против 586!


Подводная лодка К-19 выходит с места базирования, Северный флот. Источник: https://www.pinterest.se/

Однако спешка дала о себе знать: доводкой многих систем и механизмов морякам и судостроителям пришлось заниматься уже на спущенной на воду и официально вошедшей в строй лодке. Не стоит забывать и о том, что этот корабль был первым в своем роде, а значит, неизбежно страдал от множества «детских болезней», как это бывает с любыми головными кораблями.

Статья в тему:  Где в москве поплавать на лодке

7 июня 1961 года подводная лодка К-19 вошла в состав Северного флота и была зачислена в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок. В том же году субмарина начала выходы в море: в июне она отправилась на участие в больших флотских учениях «Полярный круг». Именно по возвращении с этих учений и произошла первая крупная авария на подлодке с выходом из строя реактора и гибелью восьми моряков. После этого лодку дезактивировали, в 1962 году заменили ей реакторный отсек и сами реакторы и снова вернули в строй.

15 ноября 1969 года лодка едва не потерпела новую катастрофу. Во время боевой подготовки К-19 при погружении столкнулась с американской атомной субмариной Gato. Однако все обошлось лишь смятием носовой оконечности легкого корпуса, и наша лодка своим ходом вернулась на базу, хотя и в надводном положении. А два с половиной года спустя случился тот самый пожар в девятом отсеке.


Подводная лодка К-19 во время боевой учебы, Северный флот. Источник: http://shturman-tof.ru

«Задраить люки!»

Чтобы оценить, какое мужество проявили моряки К-19 в тот мрачный день 24 февраля 1972 года, и что им пришлось совершить, чтобы спасти свою лодку и своих товарищей, надо хотя бы коротко описать, в каких условиях произошел пожар. В тот день поздним утром, в начале одиннадцатого, лодка шла экономичным ходом на глубине 120 метров. Это не было предельной глубиной, на которой она могла идти, но всплытие с такой отметки занимало немало времени. А в 10.23, согласно данным флотского расследования, в 9-м отсеке загорелось масло, попавшее на воздухонагреватель фильтра локального узла очистки воздуха.

Статья в тему:  72 метра какая лодка

Эта беда была запрограммирована событиями, случившимися неделей раньше. 17 февраля на трубопроводе судовой гидравлической системы появилась крохотная трещина, из которой и начало сочиться масло. Проблему обнаружили и устранили, но к тому времени масло уже стекло вниз, туда, где находился фильтр вентилятора. А дальше потянулась цепочка трагических совпадений: протекшее масло не убрали (сделать это оказалось невозможно из-за затрудненного доступа в нижнюю часть отсека), кожух фильтра раскалился из-за долгой работы на идущей в подводном положении лодки, а когда масло загорелось, личный состав отсека не сразу это заметил и не сразу оценил опасность.

Когда пламя вырвалось в верхнюю, основную часть отсека, ликвидировать пожар своими силами матросы уже не могли. И только тогда, в 10.54 на лодке прозвучал сигнал тревоги, по которому межотсечные двери тут же были задраены. Каждый отсек должен был бороться с огнем самостоятельно. Обитателям последнего, 10-го отсека, где буквально лежа на торпедах спали 12 человек, это спасло жизнь. Тем, кто находился в 9-м, это подписало смертный приговор. Лишь нескольким матросам из него, когда по приказу командира корабля капитана второго ранга Виктора Кулибабы ненадолго отдраили переборку, чтобы восьмой отсек принял живых из девятого, удалось выйти из объятого огнем помещения. Остальных отрезала стена огня.


Общий вид и схема отсеков атомной подводной лодки К-19 (отмечен девятый отсек, в котором 24 февраля 1972 года начался пожар).
Источник: http://sources.ruzhany.info

Невидимый убийца

Впрочем, и в восьмом отсеке, где располагались вспомогательные механизмы, кубрик и камбуз, тоже было небезопасно: туда по нарушенной системе подачи воздуха высокого давления стал проникать угарный газ и дым. Пришлось организовывать эвакуацию людей и оттуда в соседний седьмой отсек, а на местах остались только командир электротехнического дивизиона капитан третьего ранга Лев Цыганков и несколько его подчиненных. Они задраили переборочный люк за своими эвакуировавшимися товарищами и вернулись к своим аппаратам и механизмам: без них лодка не могла продолжать всплытие. На то, чтобы остаться в живых, никто из них уже не рассчитывал.

Статья в тему:  Как найти леща с лодки

А пожар в девятом отсеке не утихал, продолжая убивать и тех, кто находился поблизости, и тех, кто был в восьмом отсеке, – дымом и угарным газом, и уже добрался до седьмого, турбинного отсека. Здесь люди погибали, не отходя со своих боевых постов, не выпуская из рук штурвалов и рукояток: просто потому, что на минуту снимали изолирующие маски, или от проникающего угарного газа под неплотно прилегающие маски, или просто потому, что иссякали отведенные силы.

Тем временем лодку отделяли от поверхности уже считанные метры воды. Еще несколько мгновений, – и можно открыть рубочный люк и провентилировать отсеки! Но до этого момента угарный газ успел добраться и до шестого отсека, где располагалась главная энергетическая установка корабля – два атомных реактора. И здесь тоже начали погибать моряки, которые не оставляли боевых постов. Например, как только стало понятно, что отсек заполняет невидимая смерть, мичман Александр Новиков начал помогать матросам-срочникам надевать изолирующие маски и успел спасти многих, но не себя…


Операция по оказанию помощи аварийной подлодки К-19 после пожара в девятом отсеке.

Снимок сделан с борта спасательного буксира СБ-38, март 1972 года. Источник: https://topwar.ru

Запертые в торпедном

В 10.56 подлодка К-19 всплыла на поверхность и начала принудительную вентиляцию отсеков, одновременно передав на базу сообщение о ЧП на борту. Но рассчитывать на скорую помощь было трудно: лодка находилась вдали от родных берегов, в районе всплытия бушевал сильный шторм. Оставалось рассчитывать на то, что экипажу хватит сил, чтобы дождаться спасателей.

Статья в тему:  Какая лодка лучше с килем или без

Лишь через двое суток к лодке подошло первое судно – сухогруз «Ангарлес». Но ни принять на борт моряков, нуждавшихся в эвакуации, ни завести буксирный конец на лодку не удалось: мешал шторм. Нужно было дождаться спасателей, имеющих специальное оборудование, чтобы попробовать взять К-19 на буксир и начать эвакуацию той части экипажа, которая не требовалась для буксировки корабля. Но на это ушло еще десять суток. Только 8 марта к терпящей бедствие лодке подошли корабли спасательного отряда: крейсер «Александр Невский» и плавбаза «Магомет Гаджиев», а также три буксира (всего в операции по спасению К-19 принимали участие почти три десятка кораблей и судов Северного и Черноморского флотов).

Все это время в кормовом, десятом торпедном отсеке оставались взаперти двенадцать моряков во главе с капитан-лейтенантом Борисом Поляковым. Им грозила смерть от удушья, если бы на третий день вынужденного заключения они не смогли по внутреннему корабельному телефону дать знать о себе своим товарищам в носовых отсеках, а те не сумели бы пустить кислород по трубопроводу, который обеспечивал дифферентовку (выравнивание) лодки. Куда хуже обстояло дело с водой: ее удалось найти только в почти пустой цистерне с пресной водой, и она, как вспоминали потом спасенные, была отвратительной на вкус. Впрочем, выбирать не приходилось. Еще хуже было с продуктами: рассчитывать можно было только на те «заначки», которые отыскались в матросских рундуках, то есть – на четыре пачки чая, две банки сгущенки и консервированную капусту. Все это делили на крохотные порции и ели в полной темноте. Ведь все батарейки в фонариках истощились еще в первые два дня, а электричества на лодке, которая заглушила реакторы, но не смогла запустить резервные дизели, не было.

Статья в тему:  Лодка которая не переворачивается


Внешний вид десятого, кормового отсека подлодки К-19, в котором 12 моряков вынуждены были провести взаперти 23 дня. Источник: http://wwportal.com

23 дня в темноте

Первых членов экипажа К-19 удалось эвакуировать только 1 марта, на седьмые сутки аварии (1972 год был високосным). Двенадцать моряков по спасательному канату перебрались на борт стоящих рядом кораблей. 3 марта к эвакуации подключился вертолет с большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Дрозд», который присоединился к спасательному отряду. С его помощью и по канатам, несмотря на бушующий шторм, с К-19 сняли еще 62 человека. На лодке остались только 19 человек аварийной команды во главе с командиром Кулибабой и 12 моряков, запертых в десятом отсеке. Их удалось вывести, точнее, вынести наружу только 18 марта – через 23 дня после пожара! Очевидцы говорят, что обессилевшим морякам накладывали на глаза повязки, чтобы их, просидевших три недели в темноте, не ослепило мартовское солнце.

2 апреля подводная лодка К-19, пройдя на буксире 2160 морских миль, добралась до Североморска. И только тогда с нее сошел командир – капитан второго ранга Кулибаба.

Позднее, когда закончилось следствие по делу о пожаре, все действия командира экипажа и самих моряков были признаны верными. Командира наградили орденом Боевого Красного Знамени, а руководившего запертыми в десятом отсеке моряками капитан-лейтенанта Бориса Полякова – орденом Красной Звезды. Награды получили и многие другие члены экипажа (как живые, так и погибшие).

Статья в тему:  Как собрать лодку в raft


Внешний вид К-19, отбуксированной в Североморск после пожара, март 1972 года. Источник: http://defence.ru

После возвращения лодки в родную гавань в течение полутора месяцев ее экипаж, переживший такую колоссальную трагедию, расформировали. А саму К-19 после очередного ремонта, который тянулся с июня по ноябрь 1972 года, вернули в строй. И уже 8 января 1973 года она вышла на свою пятую службу, которую закончила с оценкой «отлично».

«Страха не было, молодые были, отчаянные»: как жили моряки на подводной лодке К-19

4 июля 1961 года на атомной подводной лодке К‑19, первом советском атомном ракетоносце, случилась авария. Не справься с ней наши доблестные моряки-подводники, лодка могла бы взорваться, а радиоактивные отходы, утекшие в океанские воды, вызвать глобальную экологическую катастрофу. Более того, мир мог оказаться на грани Третьей мировой войны, ведь трагедия разворачивалась в период противостояния СССР и США, которые вполне могли расценить взрыв реактора подлодки как попытку напасть на их военно-морскую базу.

По прозвищу «Хиросима»

На К‑19 в то время служили несколько нижегородцев, среди них главный старшина Виктор Разумов, старшины первой статьи Владимир Дудкин и Лев Гаврилов. Сегодня им под 80, Виктору Константиновичу и того больше – он 1939 года рождения. Но всё происходившее на подводной лодке они помнят, будто это случилось вчера.

– Страха не было, – замечает Владимир Николаевич. – Молодые были, отчаянные. Да и не задумывались мы особо, что будет, если лодка взорвётся. О ядерном оружии тогда толком никто из нас ничего не знал, это было его самое начало.
К‑19 – настоящее детище холодной войны. Лодку строили ускоренными темпами в напряжённых условиях, чтобы уравновесить аналогичные американские разработки. Первенство в строительстве атомных субмарин на тот момент оставалось за США. В январе 1954 года Америка спустила на воду «Наутилус», наша подлодка К‑3 «Ленинский комсомол» появилась на четыре года позже. 1 ноября 1957 года в США заложили атомную ракетную подлодку «Джордж Вашингтон».

Статья в тему:  Чем можно покрасить стеклопластиковую лодку

В СССР 17 октября 1958‑го начали строить К‑19. «Джордж Вашингтон» был спущен на воду 9 июня 1959 года, наша К‑19 – 11 октября того же года. Мы проиграли всего четыре месяца. Но эта спешка в итоге и дала о себе знать: многие системы и механизмы морякам пришлось доводить до ума на уже официально вошедшей в строй лодке.

Впрочем, за К‑19 с самого начала закрепилась слава не самого благополучного судна. С момента своего появления подлодка стала забирать человеческие жизни. Она ещё находилась на верфи, когда при окраске трюмов вспыхнул пожар, погибли два человека. После возобновления работ задохнулась женщина-маляр. А когда при спуске со стапелей о борт не разбилась традиционная бутылка шампанского, многие посчитали это недобрым предзнаменованием. Забегая вперёд, скажем, что в 1969 году К‑19 столкнулась с американской подлодкой, а в 1972‑м в восьмом и девятом отсеках судна вспыхнул пожар, погибли 28 человек. За многочисленные аварии на флоте её окрестили «Хиросимой».

По прозвищу “Хиросима”. О нелегкой судьбе первой советской атомной подлодки К-19

К-19первый отечественный атомный подводный ракетоносец. Он был вооружен тремя ракетами Р-13 (первые в СССР ракеты, специально разработанные для запуска с подводных лодок,прим. ТАСС) или Р-21. Созданием проекта, получившего шифр 658, занималось ленинградское ЦКБ-18 (нынеЦКБ МТ “Рубин” в составе Объединенной судостроительной корпорации), главным конструктором был Сергей Ковалев. За основу он взял проект атомной торпедной подлодки 627А.

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор вихрь

Создание К-19 позволило в короткий срок заложить основы морской подводной ракетно-ядерной системы нашей страны, которая в дальнейшем быстро развивалась и совершенствовалась.

“Наддували отсеки, чтобы вода не поступала”

Крейсерская подводная лодка предназначалась для нанесения удара баллистическими ракетами с ядерным зарядом по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории противника. Разработка проекта велась с августа 1956 года.

Головную атомную подлодку проекта 658 заложили 17 октября 1958 года в Северодвинске на судостроительном заводе №402 (ныне — АО “Производственное объединение “Севмаш”). Она получила заводской номер 901 и тактический — К-19. Кстати, в США первая субмарина с баллистическими ракетами — SSBN-598 George Washington — вступила в строй 30 декабря 1959 года.

К-19 была зачислена в списки кораблей ВМФ СССР за год до закладки — 16 октября 1957-го. Экипаж был сформирован и начал занятия в учебном центре ВМФ в Обнинске в декабре того же года. Однако в ходе работ над первым кораблем инженеры, судостроители, проектанты и военные моряки столкнулись с большим количеством различных технических сложностей, что затянуло процесс строительства.

“Очень интересно было работать на головном заказе. Это первый атомный заказ (в цехе №50 — прим. ТАСС). Для нас в нем было все совершенно новое, познавательное. Наша бригада состояла из шести человек. Специальность не очень броская — слесарь-монтажник судовой”, — поделился с ТАСС воспоминаниями о строительстве К-19 Герой Социалистического Труда Валентин Репин — ветеран “Севмаша”, который свою трудовую деятельность на предприятии начал в 1951 году.

Статья в тему:  Кто имеет право проверять документы на лодку в украине

“Требования к качеству работ были очень высокие. Когда проходила центровка линии вала, в других отсеках никто больше и не работал. А когда заказ был построен, выведен из цеха, мы переходили на другую АПЛ. Серия этих кораблей уже пошла. На каждом заказе мы делали свою работу, освобождали другим, переходили на следующий. Такой был у нас конвейер, — рассказал ветеран-строитель. — В то время работали по такому принципу: мы знали только свою работу. Строили и сдавали”.

“При первом погружении у лодки выявилось слабое звено — дейдвудный сальник. Это когда вал проходит через прочный корпус, а на него надевается специальное устройство — дейдвудный сальник. Он делался у нас в механическом цехе. При первом погружении обнаружилась течь. Забортная вода при погружениях начинала проступать по сальнику, — вспоминает Репин. — Исправить дефект можно было только в море. Мне посчастливилось, я первый в раз в море вышел на 901-м заказе (головной корабль К-19 — прим. ТАСС). Мы делали свою работу, искали причину. Когда приходилось разбирать этот сальник, лодка стояла в надводном положении. Наддували отсеки, чтобы вода не поступала.

“Второй заказ, который я тоже запомнил, это 904 (проект 658 — прим. ТАСС). Там тоже проявился этот дефект. Потом разобрались, что ошибка была не в нашем монтаже, а в конструкторских расчетах. Со временем ее исправили”, — добавил он.

Статья в тему:  Чем можно покрасить стеклопластиковую лодку

“Перед нами была поставлена задача: когда лодка стала ходить в море на испытания, после выхода проверялась вся центровка. Вскрывались муфты соединения, где турбина соединяется с редуктором, к примеру, далее идут опорные подшипники, — рассказывает судостроитель. — Центровку этих узлов надо было проверять. Мы все это разбирали, проверяли. Приемка была такая: мы сами делаем, проверяем в присутствии наших мастеров. А потом — заводская приемка, после уже проверяли военпредом”.

Атомный подводный ракетоносец проекта 658 представлял собой подлодку из десяти отсеков: первый — носовой торпедный, второй — аккумуляторный и жилой, третий — центральный пост, четвертый — ракетный, пятый — дизельный, шестой — реакторный, седьмой — турбинный, восьмой — электромоторный, девятый — вспомогательных механизмов, десятый — кормовой торпедный.

Подлодка проекта 658 — двухкорпусная субмарина, разделенная на десять отсеков.

Длина — 114 м. Ширина — 9,2 м. Осадка — 7,68 м. Водоизмещение — 4080 т (надводное), 5378 т (подводное). Предельная глубина погружения — 300 м. Скорость — 15 узлов (надводная) и 24,7 узлов (подводная). Автономность — 50 суток. Экипаж — 128 человек. Мощность главной энергетической установки — 35 000 л.с. На субмарине устанавливались два водо-водяных реактора ВМ-А тепловой мощностью 70 МВт каждый. Имелось также два электродвигателя и два дизель-генератора.

Ракетное вооружение К-19 — комплекс Д-2 с ракетами Р-13 (4К50) дальностью 650 км, впоследствии — Д-4 с ракетами Р-21 (4К55) дальностью 1400 км и возможностью подводного старта. Торпедное вооружение — шесть носовых (два — калибра 400 мм и четыре — калибра 533 мм) и два кормовых (калибра 400 мм) торпедных аппарата.

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор вихрь

Проект разрабатывался на основе технических средств и устройств, применяемых на подлодках проекта 627А, с внесением в него существенных улучшений. На лодке были применены малые горизонтальные кормовые рули, малошумная система управления рулями, предусмотрено продувание главного балласта воздухом низкого давления. Небольшая ширина прочного корпуса не позволила разместить ракетные шахты в два ряда, и субмарина имела три вертикальные шахты в ограждении рубки.

Первые ракетоносцы этого проекта для производства ракетной стрельбы должны были всплывать, что, естественно, демаскировало корабль. С появлением ракет, стартующих из-под воды, началось переоборудование лодок с целью установки на них нового комплекса, ракеты которого могли стартовать из подводного положения.

Весь ракетный комплекс для лодки разрабатывался сначала в ОКБ-1 под руководством Сергея Королева, а затем в Миасском КБ машиностроения под руководством Виктора Макеева (ныне — АО “Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева”). Результатом работ стала одноступенчатая жидкостная ракета, запускать которую можно было только из надводного положения. Применение подводного старта вызвало существенные переделки, связанные с изменением системы предстартовой подготовки и ее обслуживанием. В силу конструктивных отличий пусковых установок комплексов с надводным и подводным стартом пришлось размещать специальные цистерны и устанавливать новые шахты. Проект переоборудования разрабатывался под руководством главного конструктора Ковалева.

Новые ракеты с подводным стартом были запущены в производство лишь в начале 1960-х годов, и все изготовленные к тому времени подлодки пришлось модернизировать по проекту 658М.

Статья в тему:  Лодка которая не переворачивается

Тяжелая судьба

В октябре 1959 года во время торжественной церемонии перевода К-19 из цеха в бассейн (спуска на воду), бутылка шампанского, брошенная по давней традиции в корпус, не разбилась. И это считалось у моряков плохой приметой.

12 июля 1960-го на АПЛ был поднят военно-морской флаг и начались заводские ходовые испытания, после завершения которых 12 ноября того же года был подписан приемный акт. К-19 вошла в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота ВМФ СССР, база которых была в Западной Лице (Кольский полуостров). Первым командиром лодки стал капитан II ранга Николай Затеев.

Однако у К-19 была тяжелая судьба. За время службы на ней произошло несколько серьезных ЧП, из-за чего эта субмарина получила неофициальное прозвище “Хиросима”.

В 1961-м при погрузке ракет на К-19 был задавлен крышкой шахты матрос, а 4 июля того же года лодка прошла на волосок от гибели и атомной аварии большого масштаба. При несении боевой службы в Северной Атлантике на АПЛ произошла авария на главной энергетической установке. В шестом (реакторном) отсеке лопнула трубка манометра первого контура реактора. При попытке ремонта произошел взрыв и выброс пара. Восемь подводников получили смертельные дозы радиации и ожоги. Подошедшие к месту происшествия корабли ВМФ СССР сняли экипаж и отбуксировали К-19 на базу.

С 1962 года по 1963 год на “Севмашпредприятии” лодка проходила ремонт с заменой реакторного отсека и модернизацию по проекту 658М.

Статья в тему:  Как собрать лодку в raft

15 ноября 1969 года в Баренцевом в море К-19 на глубине около 60 м столкнулась с американской атомной субмариной SSN-615 Gato и, получив повреждения корпуса, возвратилась на базу. 30 марта 1970-го в Мотовском заливе К-19 столкнулась с рыболовецким сейнером.

Спустя два года — снова трагедия. 24 февраля 1972-го при несении боевой службы в Северной Атлантике в трюме девятого отсека произошло возгорание масла. Пожар перекинулся в восьмой отсек, в результате от ожогов и отравления угарным газом погибли 28 человек. Еще 12 моряков оказались отрезанными в десятом отсеке и пробыли в нем 24 дня.

В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов советского ВМФ, которым удалось эвакуировать большую часть экипажа и отбуксировать лодку на базу. В 1972-м субмарина прошла ускоренный аварийный ремонт на судоремонтном заводе “Звездочка” в Северодвинске. Затем в 1979-м корабль прошел средний ремонт с модернизацией по проекту 658С (подлодка связи), получив тактический номер КС-19.

И еще одна гибель на лодке произошла 17 августа 1982 года — в результате короткого замыкания в аккумуляторном отсеке погиб моряк. Поэтому неслучайно подводники называли К-19 “Хиросимой”.

Всего за 30 лет К-19 выполнила шесть автономных походов на боевую службу общей продолжительностью 310 суток. 19 апреля 1990 года была исключена из боевого состава ВМФ, выведена в резерв и поставлена на прикол. В 2002-м отбуксирована на судоремонтный завод “Нерпа” для утилизации.

Статья в тему:  Кто имеет право проверять документы на лодку в украине

В сентябре 2018 года рубка К-19 была установлена на берегу Пяловского водохранилища в Подмосковье в качестве мемориала морякам-подводникам.

Роман Азанов

В материале использованы данные “ТАСС-Досье” и АО “ПО “Севмаш”

Гибель подводной лодки К-19: татарский вариант

Много воды с тех пор утекло. Военные подвиги российских моряков стали легендами. Сегодня «БИЗНЕС Onlne» предлагает познакомиться с одним из подвигов, история о котором стала сюжетом для известного американского кинобоевика с обладателем «Оскара» Харрисоном Фордом в главной роли.

Подводная лодка К-19

«ОТБИРАЛИ КАК КОСМОНАВТОВ»

«После отказа системы охлаждения в подводной лодке К-19 температура в ядерном реакторе стала расти катастрофическими темпами, — пишет о тех событиях газета „Новая неделя“ из Набережных Челнов. — Создалась угроза атомного взрыва. Поблизости находилась американская военная база. Если бы взрыв не удалось предотвратить, американцы вполне могли принять его за ядерный удар и наверняка ответили бы. Мир стоял на грани ядерной войны!» Челнинцец Александр Запускалов и нижнекамец Александр Шашабрин — непосредственные участники ликвидации аварии на подводной лодке К-19.

«Я был призван на подводный флот в 1959 году, — рассказывает Запускалов. — 9 месяцев осваивал навыки трюмного машиниста в Северодвинске, в учебном отряде. Экипаж на К-19 отбирали тщательно, как космонавтов. Из одной тысячи человек прошли всего 139. Брали только с идеальным состоянием здоровья. В те времена обязательными были только семь классов, но на лодку отбирали только со средним техническим образованием».

Статья в тему:  Нужно ли регистрировать лодку янтарь

«Меня, например, обучили на электрика-инструктора главной энергетической системы, — делится Шашабрин. — Мы помогали рабочим достраивать лодку. В конце года спустили ее на воду в Белом море и начались испытания. Не все шло гладко: помню, в первый раз вышли в море, а лодка не погружается. Выяснилось, что главный балласт не сбалансирован. Вернулись на базу и перетаскали на корабль, наверное, тонн 150 чугунных чушек. В итоге в начале 60-го года ушли в Заполярье, к Кольскому полуострову, где была военная база. Как известно, по приказу Хрущева тогда началась поставка на Кубу ракетного комплекса. Его возили надводные корабли, а подводные, в том числе и мы, сопровождали.

SOS ОТКРЫТЫМ ТЕКСТОМ

4 июля 1961 года. Лодка шла домой по Атлантическому океану, приближалась к нулевому меридиану. От графика немного отставали, поэтому «раскочегарили» оба реактора процентов на 80. В 4 часа 15 минут вдруг отказала система охлаждения ядерного реактора, температура в нем стала расти. Создалась угроза атомного взрыва. Более того, на лодке находилось 16 торпед, 3 баллистические ракеты с атомными боеголовками.

«Паники никакой не было, — вспоминает Шашабрин. — Приняли решение создать аварийную систему охлаждения. Создали группу из 8 добровольцев, которые и пошли в центр аварии. Все они знали, на что решились. Судите сами, ВОЗ разрешает 35 рентген за 75 лет, а, например, я получил 100 за сутки. По сути, это смертельная доза облучения! А ведь меня не было в числе тех, кто пошел в очаг аварии. Правда, от него отделял только один отсек».

«Я как раз принимал тех восьмерых ребят после ликвидации аварии, — заметил Запускалов. — Все они были опухшие, отекшие. Возьмешься за них — тут же кожа лопается! В фильме, кстати, этот эпизод отражен почти идентично».

Статья в тему:  Какая лодка лучше с килем или без

Александр Шашабрин (справа)

Затем с глубины 120 м всплыли на поверхность. Но у лодки вышла из строя высоковольтная антенна, и доложить об аварии не было никакой возможности. До родных берегов — около 2 тысяч километров. Пришлось открытым текстом передавать SOS. Подошли наши дизельные лодки. Они сообщили на базу об аварии на К-19. А там не поверили. Какая может быть авария на новой лодке? Москва сутки молчала на просьбу командира подводной лодки Николая Затеева разрешить эвакуацию. В конце концов, он начал ее на свой страх и риск. Если бы не его мужественное решение, не выжил бы никто.

В фильме, снятом американцами, на помощь К-19 первыми приходят, естественно, американские вертолеты, а советские моряки показывают им голые задницы. На самом деле никаких американцев не было, однако экипаж действительно покидал К-19 в чем мать родила. Даже военные билеты не взяли, все было заражено радиацией.

«Я уходил с К-19 предпоследним, — сказал Шашабрин, — поскольку нужно было завершить всю работу по электрооборудованию. Последним лодку покинул командир».

ПРО «ХИРОСИМУ» НЕ СЛЫШАЛ?

Все 8 добровольцев вскоре погибли от облучения. Их тихо похоронили на Кузьминском кладбище Москвы. На могилах поставили цинковые пирамидки.

«Честно говоря, мы думали, что и нас ожидает такая же участь, — продолжает Шашабрин. — На дизельной лодке прошли первую дезактивацию, а прибор все зашкаливал. Пришлось наголо постричь волосы. Затем нас привезли в госпиталь города Полярный, а позднее — в Ленинград — в Военно-морскую медицинскую академию. Мне, как и другим членам экипажа, дважды делали пересадку костного мозга и пять раз — прямое переливание крови. Донорами были моряки военно-морских училищ. Это нас и спасло.

Статья в тему:  72 метра какая лодка

«После первой стадии лечения дали отпуск в течение 83 суток. Приехал в родную деревню Красный Яр Чистопольского района. Месяц живу, второй, — вспоминает Запускалов, — люди начали удивляться: «Сашка, ты дезертир что ли?» Но рассказывать-то никому ничего нельзя. Лет через 10 двоюродный брат тоже попал на службу в подлодку. Приезжал в отпуск. Устроили небольшой пикник. Он же знает, что я тоже на Севере в подлодке служил. Ты про «Хиросиму», спрашивает, ничего такого не слышал? Нет, говорю, только краешком уха. Ты что, говорит, это же легенда!

А моя мама догадалась, что случилось неладное. Когда я тоже приехал в отпуск домой, спросила: «Сынок, что-то ты бледный?» Отвечаю: так я на Северном флоте служу, там солнца мало. До презентации фильма даже жена ничего не знала!

Александр Запускалов

НИКТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ

К-19 оказалась невезучей. Уходя с лодки, моряки сделали так, чтобы она не потеряла плавучести. Затем ее отбуксировали на базу, дезактивировали, вырезали два отсека, где был очаг аварии, заменили реактор на новый. Усовершенствовали, сделали подводный старт ракет. Но через 11 лет, когда К-19 ходила в Атлантику на боевое патрулирование, на лодке случился пожар, погибли 28 человек.

Судьбы наших героев сложились более удачно. Запускалов после армии поступил в КХТИ. В 1974 году, как тысячи других, приехал на КАМАЗ, устроился в «КамГЭСэнергострой» прорабом и так до пенсии здесь и проработал. Александр Шашабрин тоже закончил КХТИ, куда перевелся из Архангельского политехнического института. В Нижнекамске живет с 1967 года. Работал мастером, начальником строительного участка, главным инженером управления, шесть лет занимал должность зампредседателя исполкома по строительству. И никто ничего не знал.

Статья в тему:  Где в москве поплавать на лодке

ХОРОШИЙ ФИЛЬМ, НО.

Американцы пригласили оставшихся в живых членов экипажа на премьеру своего фильма, которая состоялась в Мариинском театре в Питере. Собралось человек 35. Запускалов делится своими впечатлениями о американском фильме: «Хотелось бы, конечно, чтобы фильм сняли наши. Когда нам показали первый сценарий, написанный канадцами, мы пришли в ужас! Они хотели показать, что экипаж беспробудно пьет, матерится, моряки разглядывают «Плейбой». И это в 1961 году в секретной подводной лодке?! Мы сказали, что подадим в суд, и про этот сценарий забыли. В фильме на 90 процентов показана истина, главное — идея выражена правильно. А Харрисон Форд сыграл нашего командира Затеева, который, к сожалению, не дожил до выхода фильма, просто бесподобно. Они и внешне очень похожи. На премьере мы сидели рядом с сестрой Затеева, которая все приговаривала: «Ой, Коленька!»

«Понятно, что фильм не документальный, а художественный, но все же там есть просто смешные моменты, — добавил Шашабрин. — Например, там слышно, что при погружении лодка якобы начинает трещать от большого давления воды. Или взять эпизод, когда с глубины 300 метров подлодка набирает ход, якобы таранит и распарывает лед, а затем делает залп ракетами. Такого быть не может, в этом случае К-19 просто раскололась бы вдребезги!»

Подготовил Михаил Бирин

Несчастливая подлодка

  • По причине несчастных случаев на К-19 несколько человек погибли в 1959 году еще до спуска подлодки на воду: при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибли; после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр; в 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб.
  • 12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ «Nautilus», но из-за резкого маневра снижения глубины при этом врезалась в дно. Значительных повреждений не было.
  • 4 июля 1961 года — авария кормового реактора: падение давления в первом контуре в результате разрыва в первом контуре импульсной трубки между напорной линией и датчиками. В результате приборы показали нулевое давление, хотя полного разрыва не было. Устранение аварии впоследствии стоило жизни 8 человек, все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения.
  • 15 ноября 1969 года — столкновение в подводном положении с подводной лодкой ВМС США USS «Gato» при маневре изменения глубины с 60 до 90 метров.
  • 24 февраля 1972 года — пожар в 8-м и 9-м отсеках. Погибли 28 человек на лодке и 2 спасателя. 12 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, пищи и со скудными запасами воды, получая из центрального поста только воздух.
  • 15 августа 1982 года — при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Были обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался в госпитале.
голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Лодка которая не переворачивается
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: