Что лучше катамаран или лодка
Яхтенные байки 36. Как я выбираю яхту или катамаран
После предыдущей части Яхтенных Баек, снятой целиком в Haven Marina, мне пришло много вопросов, объединенной одной идеей “Это все хорошо, а какие именно лодки ты для себя смотришь?”
Вот ответу на этот вопрос и посвящена 36 часть Яхтенных Баек.
Тут будет, конечно, не все что я смотрел, но самые характерные яхты и катамараны.
Понеслась!
Есть у меня одна хорошая черта (ну а какие еще черты могут у меня быть?), которая иногда мешает в жизни ))
Я терпеть ненавижу старые вещи.
Любые — от трусов (хорошо что они в Таиланде не нужны) до автомобилей и яхт.
Причем с той же одеждой еще туда-сюда, она, по крайней мере мужская и летняя, не сильно меняется со временем.
А вот старая электроника и, особенно, техника — ну совсем не мое.
Некрасивая, неудобная, ненадежная…
Знаю что у многих в России другое мнение на этот счет, но сейчас речь обо мне и все выше (и ниже) сказанное — исключительно мое имхо, не претендующее на объективность. Но ведь и выбираю я для себя.
Я в принципе не смотрю яхты старше 15 лет, а стараюсь смотреть лодки 10 лет от роду и младше.
В 2000-2010 годах пошли революционные изменения в дизайне, компьютерное проектирование, новые материалы.
Итогом стало радикальное увеличение внутреннего пространства и гораздо более логичные планировки.
Просто для сравнения.
У знакомого американская яхта 40 футов, 40-50 лет от роду.
На ней одна каюта, салон и очень маленькая и неудобная кухня.
У меня была 42-футовая яхта 10 лет от роду, где уже было три каюты, большой салон и кухня и намного больше кокпит. На современных яхтах в 40 футов ухитряются засунуть даже 4 каюты, причем они по прежнему остаются больше и удобнее чем одна на старой лодке.
Ну это так, просто чтобы было понятно почему на рассматриваю старые лодки, даже несмотря на то что их можно очень дешево взять.
Этот опус начну с самой-самой яхты, которую я смотрел — самой маленькой, самой старой и самой дешевой ))
Bavaria 37 Cruiser 2006,
Лодка в неплохом состоянии, но даже у меня возникла клаустрофобия в кормовых каютах (на фото внизу посередине). Моя предыдущая яхта была на год младше, но за счет того что она была больше, каюты были просторнее и потолок не нависал так низко.
Ну и, конечно, возраст выдает дерево в оформлении интерьера.
Такие называют “бабушкин сервант”. И место съедает и смотрится ужасно.
В общем вердикт — отказать.
Хотя, как уже говорил, состояние неплохое, да и наверняка хозяина можно было продавить по цене со стартовых и так небольших 70 тысяч евро.
Идем дальше
Beneteau Oceanis 40 2008
К Бенетушкам я давно неровно дышу.
Даже к маленьким и пожилым.
Есть у них свой стиль!
Много света, светлая обивка, хорошее качество.
Да и размер 40 футов уже не 37.
Вроде бы разница в метр не критична, но всем трем измерениям (высота-длина-ширина) и по итогу эти три фута увеличения длины дают где-то на треть больше пространства внутри.
Изменение в размерах по сравнению с предыдущей яхтой хорошо видно на примере кормовых кают (на фото с Beneteau кормовая каюта справа внизу). Да и остальные помещения явно просторнее и светлее.
Из больших минусов — закручивающийся в мачту главный парус и — я уж думал к нам такие яхты не возят — тиковая палуба. Мало того что дерево смотрится ужасно (по сравнению с белой пластиковой палубой), так еще и ходить по ней очень горячо. Хозяин это осознает и предложил скидку в 6 тысяч евро на полную замену тика на пластик. Но — не уговорил. Хотя торговаться по этой яхте можно было прилично. Запрошенные 90 тысяч евро в сегодняшних реалиях выглядят совершенно нереальными…
Просто чтобы было понятно, насколько далеко шагнул дизайн за десятилетие — фото свежей Bavaria C45
В ней все прекрасно кроме того, что она пошла с 2019 года и цены еще очень злые.
Новая у нас стоит чуть меньше полумиллиона долларов, лодка первого года выпуска обойдется минимум в 300.000, а скорее всего дороже ((
Дальше пошли к катамаранам.
Увы, должен признать что планка моих хотелок со временем падает все ниже и ниже.
Семь-восемь лет назад я смотрел на почти новый Lagoon 52 (все цифры — это длина в футах, то есть 52 фута — примерно 16 метров в длину)
Стоил он миллион. Очень дорого, но технически вопрос можно было решить.
Пять лет назад, купив яхту и потренировавшись на ней, понял что по всем параметрам меня полностью устраивает Lagoon 46 (14 метров). Цена уже раза в полтора ниже
Сейчас же принципиально не пошел на 45-футовый катамаран, несмотря на то что отдавали его “всего” за 300 тысяч (это действительно очень дешево для такого размера и состояния) и ограничился только Lagoon 380 и Lagoon 400.
Первым шел маленький, 380й Lagoon (11.5 метров в длину)
Ну что сказать.
Места, конечно, больше чем на яхте.
Намного.
В эту малютку они засунули аж шесть кают — четыре двуспальных и две односпальных, для команды.
И оснащен кат неплохо, но… уж очень маленький!
Да и дизайн явно устаревший, который Lagoon применял исключительно на своих самых маленьких катамаранах.
Один только вход в каюту как в пещеру чего стоит…
Один существенных плюс — цена.
За него хотят всего 110 тысяч евро (нормальная доковидная цена) раза в 1.5 выше.
Минус торг плюс траты на приведение его в божеский вид (а вложить туда надо будет много, чувствуется что катамаран “пожил”…
Оставил как запасной вариант, но уж очень к нему душа не лежит.
Иду дальше.
Lagoon 400 2012 года
И вот тут у меня случился шок.
Да, он уже следующего поколения и, формально будучи всего на пару футов длиннее предыдущего, смотрится как совсем другой уровень. Намного просторнее, больше, удобнее…
Катамаран в отличном состоянии, готов к выходу в море.
Разумеется, и в него придется что-то вложить, но явно меньше чем в предыдущий Lagoon 400/
Комплектация также очень богатая.
Есть кондиционер (что крайне редко на катамаранах такого размера и возраста) и мощный 10-киловаттный генератор.
Хотя при современных солнечных панелях и батареях генератор, если я все же куплю этот кат, будет тут же продан — в нем уже нет никакой необходимости, а стоит дорого, есть шанс им одним окупить установку и панелей и комплекта новых литиевых батарей с инвертором.
Салон тоже очень неплох!
Как и каюты.
Их не то что с клаустрофобными на маленькой Bavaria 37, но и с предыдущим катамараном никак не сравнить.
Хотя, положа лапу на сердце, в 45-46-52 катамаранах каюты еще намного больше. Тут уж что есть то есть…
А тут его комплектация и, внизу, цены у чартерной компании на дневную аренду в зависимости от сезона
Цена на него 175.000 евро очень низкая, аналогичные Lagoon 400 S2 2012-2014 года стоят даже в Европе 220-290 тысяч евро. Так что, в принципе, он даже для работы вполне подходит, при цене содержания в среднем в 15-20 тысяч евро в год, минимум тысяч 50 он приносить должен.
Осталось только решить вопрос с финансированием.
Ну да, одна вот такая мелочь ))
Друзья предлагают мне купить его в пополаме, но я как-то уже наелся совместной собственностью.
А вложить в него 100% пока никто не предложил.
Так что вопрос пока открыт, но продолжаю торговаться с владельцем.
Время сейчас для этого очень подходящее ))
А это подобные катамараны у нашего пляжа.
Каждый день возят туристов — кто-то только на закат, а кто-то и на весь день или несколько дней
Они, кстати, не просто так стоят.
Рядом паркуются рыбаки и можно у них за три копейки купить много свежего, и гарантированно не фермерского, сифуда… Хитрые!
Один из последних у нас ветреных дней — между яхтами и катамаранами летает народ на гидрофойлах (доска на подводных крыльях с парусом или мотором)
Про выбор пока все.
В наших краях выбор небольшой.
Вернее — если смотреть большие катамараны, то предложений очень много.
А вот относительно маленьких и недорогих — увы, мало.
Я за пару месяцев нашел всего 6 яхт и 5 катамаранов.
На надежду переселиться опять на воду я не оставляю.
Всем удачи!
____
Предыдущие части ЯХТЕННЫХ БАЕК тут:
Что лучше катамаран или лодка
- Список сообщений
по безопасности на счет переворота:
1.кат
2.лодка
3.байдарка
По легкости гребли (соотношение усилий и скорости) – наоборот
Спасибо за ответ. А лодка какая лучше: ПВХ или резиновая?
Резиновых лодок сейчас нет!
ПВХ прочно вошло в нашу жизнь.
Для наших рек самое подходящее плав средство – это катамаран.
Если мне не изменяет память, то в связи с изменениями в законодательстве от 2015 года регистрации подлежать следующие лодки:
-надувные грузоподъёмностью от 225 кг
-гребные вместимостью выше 150 кг
-Моторные с двигателем мощнее 8 киловатт
-Катера со стационарным мотором.
И ещё. Нет смысла кататься в обласные центры за регистрацией плавсредства или получением ГИМС прав. Сейчас их можно просто заказать.
Если кому будет необходимо- вот сайт.- http://gimsprava.ru/
Так что если надувная лодка будет большая- надо регистрировать)
А насчёт ката не знаю.
devian, регистрации подлежать надувные лодки весом от 200 кг.
Агафьевна наверное купила
но так как меня давно не было в Якутске, то исходя из своего опыта отвечу
1) байдарка. Плюсы – большая скорость, минусы – теснота, малый полезный объем внутри. Если путешествия планируются в одиночку или вдвоем, без рыбалки на максимальной скорости то байдарка идеальное решение
2) катамаран. Плюсы – большая грузоподъемность, легкий ремонт, минусы – большая парусность, низкая скорость. Плюс и минус – необходим большой экипаж, минимум четыре человека. Плюс – возможность установки подвесного мотора.
3) лодка без транца. Плюсы – удобна для рыбалки, дешевизна, возможность грести по шлюпочному. Минусы – низкая скорость, большая парусность, большой вес в сложенном виде
4) лодка с транцем. Плюсы – большая скорость под мотором, удобно рыбачить и охотиться, можно подняться по рекам вверх по течению. Минусы – тяжелый вес, дополнительные расходы на мотор, ГСМ и обслуживание мотора (осмотры, ремонт, расходные материалы).
Топ здесь туристический и поэтому я думаю, что надо выбирать или байдарку или катамаран, вместо лодки – надувные байдарки, а еще лучше каркасно-надувные байдарки. Те же лодки резиновые, но заужены, имеют килевой выступ (некоторые) и скорость у них выше намного чем у лодок. А выбрать между этими двумя типами очень просто. Надо ответить на вопросы: Как я собираюсь путешествовать? И могу ли я отказаться от минимального комфорта?
Вообще если вы не хотите сидеть на камнях и есть с коленок, иметь минимум одежды и обуви то конечно только КАТАМАРАН. Если хотите быстро плыть по течению, а иногда и против течения (не быстрого) то БАЙДАРКА. Кстати если повесить на катамаран маленький подвесной моторчик, то скорость ваша сравняется и даже обгонит байдарочную.
Если собираетесь путешествовать минимум вдвоем, и иметь стулья, столы, тенты от комаров и более чем две пары обуви то лучше купить катамаран 6 и подвесной моторчик к нему, но тогда заброска авиатранспортом станет проблематичной из-за большого веса. Если же планируется, что плавать будете только по большим рекам и заброска наземным транспортом, то проблем с катамараном не будет.
Фантастическая диета
Что бы такое съесть, чтобы похудеть?
Катамаран или лодка: на чем покататься для отдыха
Разнообразие видов активного отдыха поражает. Если вы житель большого города, то чтобы провести время с пользой, вам необязательно далеко ехать. На любом более или менее крупном водоеме вам предложат прокат лодок, катамаранов и даже яхт. Тут впору растеряться, что же выбрать для смены впечатлений в ближайший выходной. Давайте сравним лодку и катамаран, а точнее – их пользу для здоровья и мышц, чтобы каждый мог сделать свой выбор.
Берем в расчет гребную лодку и педальный катамаран – те виды, которые предназначены для обычных не занимающихся этим на постоянной основе людей и которые можно арендовать практически в любом месте отдыха. Их еще называют пляжными.
Общие преимущества катамарана и лодки
Оба этих увлечения в солнечную пору года могут стать отличной альтернативой тренировкам в зале. Свежий воздух, доступность и мышечная активность, а соответственно, и радость движения – веское подспорье тому. К тому же в зале летом просто жарко, и привычные занятия часто приходится переносить на поздний вечер и на дом.
И катамаран, и лодка хороши для похудения – расходуются калории и уменьшается жировая масса. Благодаря им можно формировать фигуру, но воздействие на мышцы разное. Катамаран задействует, условно говоря, нижнюю часть тела, а гребля на лодке – верхнюю.
Крутим педали и худеем
Катамаран часто называют водным велосипедом. И неудивительно: принцип действия практически одинаков – сидя, крутим педали. Воздействие на мышцы также сходное: больше всего тренируются мышцы ног, ягодиц, поясницы и пресса. При этом есть разные виды катамаранов: в одних вы сидите прямо, а в других – полулежа, с наклоном назад. Во втором случае уменьшается нагрузка на поясницу.
Предпочесть катамаран можно тем девушкам, которые хотят иметь красивые стройные ножки, упругие ягодицы и уменьшить объем живота, но велосипед или степ надоели. Похудение также берем в расчет.
Альтернатива в зимнее время: велотренажер, эллипсоид.
Тип фигуры: яблоко, груша, песочные часы.
«Красивая, поехали кататься» – на лодке
Кататься на лодке хорошо тем, кто хочет укрепить мышцы спины, рук и поясницы. Разумеется, для этого надо брать в руки весла, а не тихонечко отсиживаться на пассажирском кресле.
Полезно это для тех девушек, у которых наблюдается классическая женская диспропорция фигуры: худенький верх и полный низ. Здесь можно нарастить недостающее: округлить плечи, превратить руки из «прутиков» в немного подкачанные и подтянутые.
Благодаря воздействию на выпрямители спины улучшается осанка и возникает чувство опоры, что девушкам точно не помешает.
Но, в отличие от катамарана, гребля имеет свои нюансы, связанные с безопасностью: здесь нужно правильно держать спину и не допускать резких движений.
Альтернатива в зимнее время: гребной тренажер.
Преимущества катамаранов и почему их популярность растет
Древний спор о том, что лучше — катамаран и монокорпусная яхта, подобен бесконечным дебатам среди любителей часов между приверженцами кварца и механики. Многокорпусные суда имеют ряд плюсов и минусов относительно классических лодок, но в целом представители обоих лагерей соглашаются, что в основе их выбора типа яхты заложены не только холодные расчеты, но также та или иная философия.
Тем не менее, популярность катамаранов существенно выросла с тех пор, как концепция их конструкции претерпела ряд важных изменений, в свете которых теперь даже парусные многокорпусники перестали представлять лишь спортивный класс судов, превратившись из спартанских болидов в роскошные и максимально комфортные круизеры.
Чартерные агентства непременно теперь имеют в своем водном парке парусные и моторные катамараны, а некоторые даже сделали их своим основным направлением, поскольку многие клиенты, впервые взяв в аренду катамаран, к классическим яхтам уже, как правило, не возвращается. Почему?
Для человека, который берет яхту в аренду или чартер, одно из желаний — это спокойный и предсказуемый отдых на воде, что подразумевает расслабление, наслаждение морем и Солнцем, бокалы вкусного вина и красивые тарелки с фруктами на столе. И для многих это никак не вяжется с креном в 25 градусов, морской болезнью и узким кокпитом классической крейсерской яхты.
Корпус катамарана как раз предлагает высокую остойчивость, стабильность, горизонтальную палубу и небывалый простор для всей семьи или друзей, для которых передвижение по судну становится не сложнее, чем по загородному дому.
Очевидные преимущества катамаранов:
1. Вместительность и обитаемость
Это первая и основная причина популярности многокорпусных яхт. Огромный, по классическим меркам, салон чаще всего располагается на уровне (или почти на уровне) главной палубы, что избавляет экипаж и гостей от необходимости протискиваться туда и обратно по узкому трапу, как на компоновке однокорпусников. Так же невозможно обойти вниманием небывалую для парусной классики роскошь — флабридж.
А для приема солнечных ванн и близкого наблюдения за дельфинами существует идеальное место — носовая сеть между поплавками. Кроме этого, рулевой пост шкипера обычно обособлен, поэтому в случае чартера вы не будете друг другу мешать.
При плавании с тремя и более людьми катамараны обеспечивают гораздо большую уединенность: два корпуса с жилыми помещениями находятся далеко друг от друга.
Приготовление еды, ужин с друзьями — все это гораздо приятнее на просторном борту катамарана. В сравнении с ним нахождение в классической компоновке монокорпуса похоже на жизнь в большой темной трубе.
2. Маневренность
Катамаран имеет два двигателя с приводами, разнесенными по кормовым оконечностям поплавков. Благодаря расстоянию между ними, тактическая циркуляция равна нулю, то есть лодка может развернуться почти на месте. Конечно, современные комплексы управления и динамичные приводы, вкупе с носовыми подруливающими устройствами, способны и монокорпус развернуть на месте, однако оборудование подобными системами в большинстве случаев дорого и неоправданно.
3. Экономичность
Сопротивление двух малопогруженных острых корпусов меньше, нежели одного водоизмещающего с балластным килем. Поэтому можно ощутить разницу в расходе топлива. Но только при хорошей погоде. В условиях, близких к штормовым, монокорпус будет более эффективным и может перехватить лидерство по экономичности.
Многие шкиперы ходят только под одним двигателем, экономя топливо, а парную их работу используют лишь при маневрах на швартовке.
4. Безопасность
В течение многих лет сторонники классики утверждали, что катамараны не так безопасны, как их килевые лодки. Но истоки этого справедливого (в прошлом) утверждения лежат в середине двадцатого века, когда большинство катамаранов было построено любителями самостоятельно. Даже в спокойных условиях их легко можно было перевернуть, особенно, если один из корпусов терял герметичность вследствие повреждения.
Спортивные катамараны и тримараны, до невозможности перегруженные парусным вооружением, регулярно кувыркаясь на регатах, лишь подкрепляют уверенность в ненадежности многокорпусных судов. Наиболее эффектно выглядят случаи оверкиля через нос из-за плохой всхожести на волну. Но это – ультралегкие спортивные болиды из композитов с единственной задачей — первым прийти с финишу. Сравнивать их с круизерами совершенно некорректно.
Хорошо сложенный и правильно спроектированный современный катамаран очень тяжело утопить, даже после оверкиля — вы должны либо столкнуться с танкером, либо подвергнуться сильному пожару. В отличие от классики, многокорпусник не имеет тяжеленного балластного киля, поэтому элементарные способы добавления плавучести, будь то пенопласт или парочка герметичных отсеков, практически исключают полное потопление независимо от ситуации.
Сегодня склонность катамаранов к переворачиванию — это миф. Современные конструкции создаются исходя из компьютерного моделирования любого состояния моря. Круизеры имеют максимально возможную безопасную площадь парусов, а чартерные варианты — еще меньшую. Могут быть установлены даже некоторые системы безопасности, срабатывающие при порывах ветра, если грот не зарифен. А на некоторых моделях мачта ломается прежде, чем будет превышен критический угол крена.
Кроме всего прочего, ровная палуба при океанском переходе всегда безопаснее, чем крен, как для работы с такелажем, так и для отдыха. Если бы катамараны были опасней классики, то страховые полисы Ллойда имели бы существенную разницу в стоимости, но это не так. К тому же разработки систем для восстановления катамаранов после оверкиля давно не ведутся, поскольку случаи переворота настолько редки, что игра не стоит свеч, средств и времени на разработку.
Австралийский производитель Seawind за 20 лет не имеет ни одного случая переворачивания или затопления своих катамаранов. По-видимому, есть в разы больше шансов на стандартный отрыв балластного киля, нежели на переворот современного многокорпусника.
Другие аспекты безопасности заключаются в том, что два корпуса по-любому надежнее, чем один, в случае пробоины. Как, впрочем, и два двигателя. Небольшие классические яхты обычно имеют резервный подвесной лодочный мотор на откидном транце, на случай поломки маршевой силовой установки. Но ПЛМ, как правило, не способен поддерживать бортовую сеть и остается надежда лишь на небольшие солнечные панели над кокпитом. На катамаране же стационарные двигатели идентичны и генератор сможет продолжать работать, даже при выходе из строя одного мотора.
5. Комфорт
Важный для многих пункт, который зачастую становится решающим при выборе яхты. Очень многие сейлоры за годы владения классическими лодками так и не смогли избавиться от морской болезни. Покупка катамарана решила эту проблему.
У большинства катамаранов даже нет камбузных плит с шарнирами — они просто в этом не нуждаются.
6. Осадка
Отсутствие балластного киля немного расширяет возможности и открывает доступ к некоторым необорудованным берегам.
Недостатки катамаранов:
1. Стоимость
Да, многокорпусные лодки дороже. Стоимость чартера, соответственно, тоже выше. И цена на катамараны продолжает расти вместе с их популярностью. Стоимость покупки — это полбеды, поскольку обслуживание также значительно дороже классики. Надо вспомнить хотя бы, что у вас будет два двигателя, а не один.
Сюда же можно добавить высокую стоимость транспортировки по суше, если таковая будет необходима, а также хранения. Оплата места в марине будет выше, а некоторые яхт-клубы и вовсе не рассчитаны на катамараны и тримараны.
Утешением может служить то, что обычно б/у катамараны продаются быстрее и имеют меньше потерь в цене в относительных значениях.
2. Отсутствие обратной связи
Яхты катамаранного типа не подходят для парусного спорта. На них можно превосходно отдыхать или жить, как в хаусботе. Но именно из-за стабильности их никогда не купит половина яхтсменов. На катамаране нет чувства ветра, волны, полета и самой лодки.
Определить момент, когда надо взять рифы, крайне сложно. Если на монокорпусе это делается по ощущениям, то для катов существует инструкция, при каких ветрах площадь парусов необходимо уменьшить.
3. Шумность и тряска
Корпуса катамаранов имеют отличное свойство гасить невысокую боковую волну, оставляя поперечную линию корпуса близкой к горизонту. Однако встречная или спутанная волна средних размеров создает непрерывное звуковое сопровождение, когда попадает в ловушку между поплавками и днищем надстройки. Сильные шлепки вызывают вибрацию. В связи с этим рекомендуется выбирать катамаран с клиренсом не менее метра.
4. Парусность
Большая парусность надводной части судна в сочетании с малой осадкой иногда делают катамаран игрушкой в руках ветра. И если многокорпусные круизеры с выраженными килевыми элементами — вполне себе парусники, способные даже идти в крутой бейдевинд не хуже (а то и лучше) однокорпусных, то модели, предназначенные для безопасного чартера, ведут себя отвратительно. Справедливости ради надо отметить, что под моторами этот параметр не так актуален.
5. Не подходит для высоких широт
Лучший выбор для северной Атлантики — алюминиевая траулерная моторная яхта. И, конечно, если рассматривать парусники, то монокорпусник будет лучшим решением, чем катамаран. Жилые помещения проще отапливать и сохранять в них тепло, металлическая классика может даже идти сквозь тонкий лед. А вот в экваториальной зоне все наоборот — просторные салоны катамаранов будут вне конкуренции.
6. Не такой романтичный
Большинство любителей моря утверждают, что классические парусные лодки более романтичны, чем многокорпусники. На мой взгляд, это странное и спорное утверждение. У катамаранов есть свой, особый, шарм. И я нахожу ужин с панорамным видом на море и звезды гораздо более романтичным, чем в каюте с иллюминаторами чуть выше ватерлинии.
Кто быстрее
По непонятной причине часто встречается мнение, что парусный катамаран быстрее монокорпусника. Это справедливо, если сравнивать спортивный кат и средненький круизер. Однако это сложно применимо, например, к чартерным модификациям катамаранов, которые хорошо ходят только до галфинда и почти не работают на более острых курсах. Зато эти модели лучше стоят на якоре.
Резюме
Так или иначе, как обычно, все упирается в два фактора:
- Личные предпочтения
- Финансы
Два типа судна предоставляют совершенно разные ощущения от паруса, поэтому перед покупкой крайне рекомендуется арендовать каждый их них и сравнить чувства. Как бы то ни было, можно смело утверждать, что катамаран идеален, если не для покупки, то для чартера точно. Да, он дороже, но и предлагает много.
Рынок катамаранов на подъеме и растет стремительно. Верфи Lagoon (Beneteau), Fountaine-Pajot и многие другие производители ежегодно увеличивают за счет них свой оборот. И в данный момент спада спроса в обозримом будущем не видно.
Однако среди классических яхт на вторичном рынке гораздо шире диапазон выбора по всем параметрам, включая год постройки и материалы. Если парус для вас — это, прежде всего, спорт, и есть задумки погоняться на регатах, то забудьте о катамаранах, монокорпусной круизер — это ваша лодка.