13 просмотров

Что конюхов назвал сердцем лодки

«Иду на ощупь»: Почему кругосветка Конюхова в Южном океане – самая опасная

Царьград рассказывает, как проходит тяжелейшая кругосветная экспедиция великого русского путешественника Фёдора Конюхова в Южном океане, первый этап которой уже должен был завершиться

Фёдор Конюхов продолжает первый этап своего кругосветного путешествия на вёсельной лодке по Южному океану. 10 апреля, в 125-й день экспедиции, ему пришлось столкнуться с очередными осложнениями в виде нового шторма, в эпицентре которого скорость ветра достигала 55 узлов – это более 100 километров в час. Крайне затруднила задачу по преодолению водной стихии поломка ветроуказателя.

Без этого инструмента, по признанию самого Конюхова, посылающего сыну текстовые сообщения через систему BySky , идти приходится буквально «на ощупь». «Ветер гуляет, боюсь допустить ошибку и поставить лодку бортом к волне, тогда переворот неизбежен», – цитирует отца Оскар. По его словам, направление ветра шкипер определяет по тому, с какой стороны оказывается давление на лодку.

Дополнительное время

По состоянию на тот день до мыса Горн в Чили оставалось около 890 морских миль. Изначально на всё расстояние в 6000 миль от Новой Зеландии до пункта назначения Конюхов-старший закладывал 120 дней пути (50 миль в сутки). Этот подсчёт основывался на опыте предыдущих экспедиций. Например, в Атлантическом океане путешественник преодолел 2900 миль за 46 дней, то есть чуть более 63 миль в сутки. Получается, что дневная норма в Южном океане была сформирована с запасом, однако погодные условия оказались такими, что и его не хватило.

Статья в тему:  Как заклеить лодку барк

Сальто в океане

С самым сложным испытанием Конюхов столкнулся на 116-й день экспедиции, то есть 1 апреля, когда его лодка перевернулась трижды, причём в первый раз сделала оборот в 360 градусов и снова встала на ровный киль. Именно тогда «Акрос» осталась без ветроуказателя и нескольких солнечных панелей, обеспечивавших путешественника энергией. К счастью, часть из них уцелела. Правда из-за плотной облачности и они бесполезны – света им не хватает.

В марте Конюхов оказался один на один с 12-балльным штормом. Скорость ветра под 90 километров в час, семиметровые волны. Что в таких условиях происходит с лодкой, даже сложно себе представить. Чтобы обезопасить себя от травм, в рубке он пристёгивал себя широким поясом и обязательно надевал шлем. Как отмечают и Оскар, и сам Фёдор, опасность для жизни во время преодоления этого сложнейшего маршрута присутствует постоянно.

Фото: www.globallookpress.com

Тайм-аут

Несколько дней назад шкиперу удалось немного передохнуть – океан предоставил ему такой шанс. «Я, наконец, смог встать в полный рост и распрямиться, а то всё время ползком и на коленях», – писал путешественник. Относительное спокойствие на воде Конюхов использовал, чтобы хоть немного навести порядок на судне. Самым главным было хотя бы немного проветрить лодку, поскольку из-за сырости внутри всё плесневеет, повсюду конденсат, вещи все до единой мокрые, а высушить их непросто, поскольку предварительно их нужно прополоскать в пресной воде. Очевидно, что рассчитывать на это Фёдору не приходится, поэтому отсыревшие вещи он складывает в специальные мешки. Опасен такой микроклимат и для приборов, но пока они в рабочем состоянии.

Статья в тему:  Silent hunter 5 как управлять лодкой

Еда, сон и айсберги

Конюхов также признался, что последнее время питается исключительно холодной пищей. Обычно еда разогревается на газовой плите, однако при сильном волнении велик риск обвариться кипятком или обжечься. По словам путешественника, такие случаи нередки. Поэтому уж лучше немного поголодать. Впрочем, запасов у него было на 300 дней. Высококлассное сублимированное питание, разработанное в Новой Зеландии, предназначено как раз для таких экспедиций и учитывает особенности организма.

Ещё одна проблема – это сон. Спать можно не более 30 минут подряд, поскольку очень важно отслеживать погодные условия за бортом. В штабе Конюхова рассказали, что середина апреля в Южном полушарии примерно соответствует середине октября в Северном. Холодные воды от берегов Антарктиды движутся на север, нередко с ними дрейфуют айсберги. Поэтому сохранять бдительность в этих широтах крайне важно.

Фото: www.globallookpress.com

Откуда, куда и на чём

Очередное испытание Фёдора Конюхова началось 6 декабря 2018 года в Новой Зеландии. Он готовился к нему почти полтора года. По плану путешественник должен обогнуть Южное полушарие, преодолев более 27 тысяч километров. И всё это – на вёсельной лодке длиной девять метров. Ещё никому не удавалось совершить подобное.

Экспедиция состоит из трёх частей: из Новой Зеландии до мыса Горн, Чили; оттуда до мыса Люин в Австралии и снова до Новой Зеландии. Путешествие должно завершиться в декабре 2020 года, но погода уже вносит свои коррективы. Каждый этап должен занять около 120 дней, и уже в первом Конюхов вынужденно выбился из графика. Год в море, год на суше. Либо Фёдор сократит перерывы, либо конечная дата сдвинется.

Статья в тему:  Каким клеем клеить надувную лодку

Необходимо сказать несколько слов и о чудесной лодке «Акрос». Она спроектирована британским дизайнером Филиппом Моррисоном. Еда находится в водонепроницаемых отсеках непосредственно в корпусе судна. Сразу несколько установок разного типа отвечают за энергию: модуль солнечных батарей, ветрогенератор, а также установка по преобразованию метанола в электричество. Связь с землёй осуществляется при помощи двух спутниковых телефонов и рации, а информация о местоположении лодки автоматически посылается раз в два часа.

По Южному океану вокруг Антарктиды Конюхов уже плавал в 2007 году. Только тогда это была яхта «Алые паруса». Как нетрудно догадаться по названию, она была парусной. На весь переход ушло «всего лишь» 102 дня, даже в порты заходить не пришлось. Только ведь теперь Фёдор Филиппович на 12 лет старше.

Полвека путешествий

Ф. Конюхов. Фото: Yakovlev Sergey / Shutterstock.com

Шутка ли, священнику-путешественнику уже 67 лет, а своё первое путешествие он совершил в 15 лет, переплыв на вёсельной лодке Азовское море. В обычной жизни (в понимании обывателя, конечно) Фёдор Филиппович – православный батюшка, протоиерей, за его плечами около 50 опасных экспедиций. Все достижения этого великого русского человека перечислять можно очень долго. Обычно выделяют следующие:

Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов Земли: Северного географического, Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Джомолунгмы и мыса Горн, называемого полюсом яхтсменов;

Первый в истории России человек, которому покорилась программы «Большой шлем» (посетил Северный и Южный полюсы, Джомолунгму) и «Семь вершин мира» (самые высокие точки семи континентов: Эльбрус, Эверест, Винсон, Аконкагуа, Килиманджаро, Косцюшко, Мак-Кинли);

Первый в России человек, который успешно совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре с первой попытки.

В заключение – цитата из блога Фёдора Конюхова об экспедиции в Южном океане:

Когда-то мой учитель, японский путешественник-одиночка Наоми Уэмура, сказал: «Я иду в одиночные экспедиции, чтобы постичь предел человеческих возможностей». Свой предел возможностей я нашёл в этой экспедиции и в этих широтах.

Дай Бог, чтобы она закончилась благополучно.

Статья в тему:  Какие струны поставить на yamaha c40

Федор Конюхов первым в истории один на веслах пересек ревущие и неистовые широты Тихого океана

Россиянин Федор Конюхов стал первым в истории человеком, который на веслах преодолел южную часть Тихого океана. Его лодка пересекла финишную черту первого из трех этапов кругосветного путешествия, которое Конюхов начал в декабре прошлого года. 11 мая путешественник должен достичь мыса Горн. Это очень опасное место, и это заключительная опасность на очень долгом пути.

154 дня, 13 часов и 37 минут. Один на один со стихией. Столько времени продолжалась одиссея Федора Конюхова. Позади 11 тысяч километров. Это абсолютный рекорд. Ранее никому не удавалось пройти Южный Тихий океан и обогнуть мыс Горн на весельной лодке. Накануне Конюхов пересек условную финишную черту — 68 градусов 68 минут западной долготы.

«Вчера в 21 по московскому времени Общество океанских гребцов официально дало отмашку, что все, мыс Горн преодолен. Федор свою задачу выполнил, в полном объеме выполнил», — сообщил руководитель Экспедиционного штаба Федора Конюхова Сергей Сергеев.

Последний рывок перед финишем. Видео сняли сотрудники чилийской береговой охраны. До исторического рекорда остаются считанные часы. Символична и дата — 9 мая.

«У меня нет никаких проблем. Я вижу ваш самолет. Я буду у мыса Горн завтра», — сообщил Федор Конюхов.

«В таком случае мы окажем Вам наитеплейший прием в этих холодных водах, на краю светах. До этого дня лишь немногие мореплаватели отважились приплыть сюда, самые храбрые и мужественные. А еще мы знаем, что 9 мая, День Победы, особенный для Вас и Ваших соотечественников. От лица нашей страны я желаю Вам успешно закончить путь и вернуться домой целым и невредимым», — сказал диспетчер.

Статья в тему:  Где в спб поплавать на лодке

В пути лодку Конюхова не раз накрывал 12 бальный шторм. И в конце маршрута судьба уготовила путешественнику испытания. У мыса Горн штормы бушуют 300 дней в году. Это место моряки называют «Пастью дьявола». Даже картинка со спутника передает ощущение смертельной опасности. Стрелки указывают направление ветра. Его скорость — более 23 метров в секунду. Волны высотой шесть метров бьют в борта легкой лодки словно гигантский кузнечный молот. Сын мореплавателя Оскар Конюхов вышел навстречу отцу на яхте. Друзья и родственники не спали всю ночь, с замиранием сердца ждали новостей. И вот сегодня — спасительное сообщение в интернете.

Оскар Конюхов: «Мы спустили надувную лодку и на ней, по веревке, сплавились к Федору, забрали его и вернулись на яхту Australis. Федор на борту. Лодка «Акрос» у нас за кормой на 100 метровом буксировочный конце. Было сложно, но мы справились. Погодные условия очень тяжелые, встречный ветер 45 узлов».

Сейчас, когда опасность позади, наконец есть время перевести дух. И подлечиться. Хотя Федор держится молодцом, такой изнурительный поход не мог не сказаться на здоровье.

Ирина Конюхова: «Мы думаем, что это цинга, авитаминоз, конечно, очень сильно похудел, безусловно, при таком плавании есть истощение, но вы знаете, в целом он удовлетворительно себя чувствует, и вчера и сегодня мы с ним разговаривали по телефону, у него довольно бодрый голос».

Статья в тему:  Как сделать гибридный лодочный мотор

Как только позволит самочувствие, Федор Конюхов планирует вылететь в Москву. У путешественника грандиозные планы — в декабре он собирается продолжить кругосветку. Ее второй этап пройдет от мыса Горн до Австралии.

День в лодке Фёдора Конюхова

Кормовая часть лодки «Тургояк». Мы заглянули в люк, из которого Фёдор наблюдал за океаном. Но как он сам признаётся, ночью ещё не так страшно, а днём мурашки по телу от такой картинки. Фото: Александр Козик

Сегодня наступил уже 138-й день путешествия Фёдора Конюхова на вёсельной лодке в Южном океане. У заветного мыса Горн, по предварительным прогнозам, он должен был оказаться ещё в конце марта, но океан решил иначе. Сейчас Фёдор – на заключительной стадии этого этапа. Вот какое сообщение он оставил в своих дневниках вчера: «У меня ночь, идёт моросящий дождик. Океан начал шуметь по-другому, не так, как все эти дни, уже чувствуется течение. Я ощущаю, как лодку начинает засасывать в лейку пролива Дрейка. Ветер тоже развернулся на попутный. Держу курс на группу островов Диего-Рамирес. Это предвестники мыса Горн, находятся в 55 милях к юго-западу от мыса. Самая южная точка Чили и Южной Америки. Это моя маршрутная точка, откуда я планирую начать заходить в пролив Дрейка. До Диего-Рамирес – 550 миль».

Все эти 138 дней домом для Фёдора Конюхова является вёсельная лодка «Акрос», которую специально для него разработал британский дизайнер Филипп Моррисон. Он же проектировал для Фёдора вёсельную лодку «УралАЗ» – на которой тот пересёк Атлантический океан за 46 суток и лодку «Тургояк» – на ней путешественник пересёк Тихий океан от Чили до Австралии за 160 дней.

Статья в тему:  Что означают цифры на лодочном моторе

И именно лодка «Тургояк» находится в штабе Фёдора Конюхова в Москве, где побывали журналисты «Облгазеты». Для неё в двухэтажном здании сделан специальный пристрой, напоминающий большой балкон. По размеру «Тургояк» идентичен лодке «Акрос» – обе в длину по 9 метров. Когда думаешь о размере этого судна, представляешь себе просторную комнату, и кажется, что человеку в ней должно быть вполне комфортно. К нашей радости, нам разрешили залезть в «Тургояк» и хотя бы приблизительно почувствовать себя на месте Фёдора Конюхова. И как только ступаешь на борт, осознаёшь, насколько обманчивы были наши представления об этих 9 метрах.

Самая просторная часть лодки – открытый кокпит: здесь – место гребца. По левую и правую руку от Фёдора – всё самое необходимое, между опорами для ступней закреплён нож. Он пригодится, если в шторм волна запутает снасти или если на Фёдора нападут. Речь, конечно, о морских обитателях – акулах, китах…

На бортах закреплены вёсла – длиной по три метра. В Южном океане у Фёдора с собой три комплекта таких же вёсел: одними он гребёт, другая пара привязана к бортам, третья находится в носовой части в разобранном состоянии. Пока запаска ему не понадобилась. Вёсла очень лёгкие, даже нам, девушкам, не составило никакого труда поднять весло одной рукой – сделаны из углепластика (карбона), как и корпус лодки.

Статья в тему:  Ведьмак 3 последнее желание как сесть в лодку

– Несмотря на лёгкость, эти вёсла могут представлять опасность для гребца, – поясняет Оскар Конюхов. – Фёдор признался, что в лодке очень легко что-то себе сломать – руку, ногу, ребро… Дело в том, что вёсла живут практически своей жизнью.

Но нам кажется, что травму можно получить и просто перемещаясь из отсека в отсек. Да, у нас нет такой сноровки, как у Фёдора, но и «Тургояк» стоял на месте, его не раскачивали волны. Через узкий люк мы попадаем в навигационную рубку: слева средства связи, справа – камбуз. Но не представляйте себе две отдельные комнаты – уместиться в этом маленьком отсеке может только один человек, сидя или на корточках.

Почти ползком пробираемся в отсек для отдыха. Конечно, о мягкой перине мечтать не приходится – на днище прикреплены ремни. Во время сна Фёдор забирается в непромокаемый спальный мешок (разработан в Санкт-Петербурге, он отводит влагу из мешка и не пропускает воду, которая капает с крыши и стен каюты), обязательно привязывается ремнями. Ещё здесь расположены два рундука (мы бы назвали их полками), где хранятся личные вещи, книги, иконы Фёдора. Спальное место очень тесное, и уже через пару минут нам становится не по себе в этом очень узком замкнутом пространстве.

– Спит Фёдор урывками, по несколько минут, – говорит Оскар, – А первый месяц в Южном океане Фёдор и вовсе спал сидя. Была такая суета, что ему было страшно заползти в кормовую каюту, потому что всё время следил за лодкой. Сейчас уже втянулся, больше доверяет лодке. Ну и возникла необходимость быть на корме, потому что её всё время поднимает вверх и сейчас необходимо отдавливать её своим весом.

Статья в тему:  Какой выбрать лодочный мотор 5л.с

Мы пытаемся представить себе условия, в которых сейчас находится Фёдор. В «Тургояке» – темно, небольшие иллюминаторы не спасают. Любой щелчок по корпусу лодки отдаётся гулким эхом. Но это ничто по сравнению с тем, что слышит Фёдор, ведь о лодку постоянно бьются океанские волны, а карбон – материал, который значительно усиливает звук.

Ещё в «Тургояке» очень душно, а мы не закрывали за собой люки, как это делает Фёдор в путешествии. Вот как он описывает своё состояние в дневниках: «В затяжном шторме тяжело дышать, всё задраено, даже вентиляционные люки – волны проходят через всю лодку от кормы до носа. Когда уже совсем невмоготу, приоткрываю входной люк на проветривание, сижу в напряжении, боюсь прозевать момент прохождения очередной волны через лодку – в этот момент надо успеть закрыть люк, иначе его просто вырвет и внутрь каюты зальет сотни литров морской воды, это уже будет катастрофа».

Мы не без удовольствия покидаем лодку, выпрямляясь в полный рост. У Фёдора же такой возможности нет уже почти 140 суток…

Что помогает выжить

Конечно, выжить в Южном океане на вёсельной лодке без уникальных систем жизнеобеспечения было бы невозможно. Мы подробно расспросили Оскара Конюхова об устройстве лодки и о том, что помогает Фёдору в пути, помимо, разумеется, характера.

ВОДА

– На борту обязательно должен быть запас воды – 200 литров, из расчёта два литра в день. И Фёдор иногда берёт эту воду: когда большие шторма, он не может включить опреснитель, – рассказывает Оскар.

Статья в тему:  Silent hunter 5 как управлять лодкой

И хотя до конца путешествия Фёдору уже хватило бы запасов воды, он радуется возможности включить опреснитель и объясняет, почему:

– Наконец-то удалось запустить опреснитель и закачать три канистры воды. Трёх канистр (по 5 литров) должно хватить на неделю. У меня есть неприкосновенный запас, я иногда расходую на 10–20 процентов в штормах, когда нет возможности запустить опреснитель. По моим оценкам, НЗ уже должно хватить до берега, даже если из строя выйдет опреснитель, но мне нежелательно расходовать запас. Вода, которая лежит на дне лодки в канистрах, также выполняет функцию балласта, особенно в штормовую погоду, задавливает корму и удерживает лодку от переворота, – сообщил Фёдор 16 апреля.

ЭНЕРГИЯ

На лодке три источника выработки энергии: солнечные батареи, ветрогенератор и система топливных элементов (EFOY).

В солнечную погоду основной источник энергии у Фёдора – это солнечные батареи, если пасмурно, но ещё не шторм – на помощь приходит EFOY, работающая на метаноле. В шторм – энергию остаётся только экономить.

– Установка EFOY работает так: в результате электрохимической реакции на протонно-обменной мембране водорода, содержащегося в метаноле, с кислородом, содержащимся в воздухе, образуются свободные электроны, то есть вырабатывается электрический ток. На этом месте, – смеётся Оскар, – обычно люди говорят – ну всё, это точно фантастический роман, такого не может быть. Но эта система очень хорошо себя зарекомендовала на яхтах и широко используется. Однако Фёдор должен залезть в носовую каюту, открыть вентиляционные лючки – для реакции нужен кислород и выхлоп нужно обязательно выводить. Но если у него шторм, куда он полезет – понятно, никуда. Сейчас работа с этими установками очень помогает, потому что часть солнечных батарей у Фёдора смыло. Сама установка размером сантиметров 40, метанола с собой – две канистры по 10 литров, много его не надо.

Статья в тему:  Как заклеить лодку барк

А вот гибкие солнечные батареи – российского производства. Они были созданы по заказу российской компании «ТЭЭМП», и их КПД больше 22 процентов.

– Никогда ещё у нас на борту не было таких эффективных солнечных батарей, – поясняет Оскар.

А вот ветрогенератор оказался самым бесполезным (их на лодке два, марка — Rutland 504). Когда океан спокоен, и ветер не превышает 15 узлов, он не заряжает бортовые аккумуляторы, а когда ветер усиливается до 25 узлов и больше, поднимается волна, лодку бросает с борта на борт и использование ветрогенератора становится просто опасным. Если лодка перевернётся на волне, ветрогенератор будет препятствовать возврату лодки на ровный киль.

Как раз сейчас у Фёдора – проблемы с энергией. В одном из недавних сообщений он передал: «Температура на улице +5. Жалко, что не могу запустить обогрев каюты, не хватает электропитания, оставшиеся солнечные батареи только-только поддерживают работу навигационных приборов. А здесь холодно, аккумуляторы стоят на дне лодки, вода в океане холодная. Обидно, что в аккумуляторном отсеке установлена специальная система подогрева аккумуляторных отсеков: металлическая пластина с нагревательными элементами по типу тёплого пола. Расчёт был на то, что тёплая пластина служит прослойкой, подогревает аккумуляторы и повышает их КПД, но я не могу её использовать. Как только включаю, заряд аккумуляторов падает на глазах. Потеря части солнечных батарей сильно сказывается на энергобалансе, до переворота я не знал проблем с зарядкой, а сейчас всё время мониторю индикаторы бортового питания, особенно ночью приходится экономить и в штормах. Вынужден отключить часть устройств, чтобы соблюдать положительный энергобаланс, в первую очередь экономлю на обогреве каюты, аккумуляторного отсека, свет не включаю, пользуюсь налобным фонариком, благо батареек достаточно.

Статья в тему:  Какой выбрать лодочный мотор 5л.с

Суммарная пиковая мощность фотоэлектрических элементов, установленных на вёсельной лодке «Акрос», составляет 720 Ватт. Они питают навигационные приборы, спутниковую связь, опреснитель воды, систему обогрева каюты.

  • Опубликовано в №072 от 23.04.2019

Сюжет

Фёдор Конюхов: кругосветный переход на вёсельной лодке в Южном полушарии
Фёдор Конюхов в одночку пересекает Южный океан на вёсельной лодке “Акрос”. “Областная газета” рассказывает о деталях уникальной экспедиции, публикует дневники Фёдора комментарии его сына, руководителя экспедиционного штаба Оскара Конюхова.

Кругосветный переход на весельной лодке «АКРОС» в Южном полушарии

В 2018 и 2022 годах Фёдор Конюхов планирует совершить одиночный кругосветный переход на весельной лодке «АКРОС» в Южном полушарии через мыс Горн. Маршрут разбит на три этапа исходя из сезона в южном полушарии (летние месяцы): Декабрь 2018 старт из Новой Зеландии (порт Dunedin) до мыса Горн (Чили). Этап успешно завершен. Стартовав 6 декабря 2018 Фёдор Конюхов достиг пролива Дрейка 9 мая 2019, пройдя 6 440 морских миль за 154 дня. Этап 2 — Чили (мыс Горн) — Австралия, мыс Люин. (WA, Albany); Этап 3 — Австралия — Новая Зеландия. Возможны изменения мест финиша исходя из погодных условий.

За всю историю переходов на весельных лодках через океаны никому не удалось пересечь Южный океан и обогнуть мыс Горн на весельной лодке.

Циклоническое движение штормов в восточном направлении вокруг континента часто становится интенсивным из-за температурного контраста между льдом и открытым океаном. У океанской области от 40 градусов южной широты наблюдаются самые сильные средние ветры на Земле. Зимой океан замерзает до 65 градусов южной широты в Тихоокеанском секторе и 55 градусов южной широты в Атлантическом секторе, понижая поверхностные температуры значительно ниже 0 °C; в некоторых прибрежных пунктах постоянные сильные ветры оставляют береговую линию свободной ото льда в течение зимы.

Статья в тему:  Ведьмак 3 последнее желание как сесть в лодку

Айсберги могут встречаться в любое время года по всему Южному океану. Некоторые из них способны достигать нескольких сотен метров; меньшие айсберги, их фрагменты и морской лед (обычно от 0,5 до 1 метра) также создают проблемы для судоходства. Встречающиеся айсберги имеют возраст 6-15 лет, что предполагает одновременное существование в водах океана более 200 тысяч айсбергов длиной от 500 метров до 180 км и шириной до нескольких десятков километров.

Морякам, широты от 40 до 60 градусов южной широты, от эпохи парусных судов, известны как «Ревущие сороковые» и «Неистовые пятидесятые» из-за плохой погоды, штормовых ветров и больших волн, образующихся из-за движения масс воздуха, которые, обтекая земной шар, не встречают себе препятствий в виде каких-либо заметных массивов суши. Плавучий лёд, особенно в период с мая по октябрь, делает эту область ещё более опасной, а отдаленность региона от населённых областей Земли делает поисковые и спасательные операции сложно организуемыми.

Выжить в таких условиях можно только на специально спроектированном судне. Для создания новой весельной лодки был приглашён британский дизайнер — Филипп Моррисон (Phil Morrison). Фил проектировал для Фёдора весельную лодку «УРАЛАЗ», на которой он пересек Атлантический океан за рекордные 46 суток и лодку «ТУРГОЯК», на которой он пересек Тихий океан от Чили до Австралии за 160 дней.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Где в спб поплавать на лодке
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: