10 просмотров

Что будет если взорвется атомная подводная лодка

Последнее погружение. Аварии и катастрофы подводных лодок в СССР и России

7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара затонула советская атомная подводная лодка К‑278 “Комсомолец”. Погибли 42 человека, 27 членов экипажа удалось спасти.

Корпус лодки до сих пор находится на глубине свыше 1650 м. К месту затопления проводилось множество глубоководных экспедиций, которые изучали состояние корпуса, атомного реактора и торпед с ядерными зарядами. Мониторинг радиационной обстановки вокруг субмарины ведется постоянно, и российскими специалистами неоднократно устанавливалось, что угрозы для морской экосистемы нет.

В память об этой трагедии в соответствии с приказом главнокомандующего Военно-морского флота (ВМФ) РФ от 19 декабря 1995 года 7 апреля в России был установлен День памяти погибших подводников, не вернувшихся из походов.

Россия

Всего с 1992 года сообщалось о восьми случаях гибели подводников ВМФ РФ в результате аварий на субмаринах.

29 мая 1992 года в Североморске на борту атомной подводной лодки Б-502 (проект 671РТМ “Щука”) Северного флота произошел взрыв и пожар. Перед этим при отработке задач в море была замечена неисправность компрессора высокого давления в первом отсеке. После возвращения корабля на базу на борт субмарины прибыл начальник электромеханической службы дивизии капитан первого ранга Константин Ляшков. Когда агрегат запустили, произошел взрыв буферной емкости электрокомпрессора. В результате пять моряков пострадали, Ляшков от полученных ранений скончался по дороге в госпиталь.

26 января 1998 года в губе Западная Лица (Кольский полуостров) произошло ЧП на атомной подводной лодке Б-527 (проект 671РТМ “Щука”). При вводе главной энергетической установки периферийная компенсирующая решетка реактора №1 опустилась не до конца. При попытке снять заглушку регулировочного винта началось поступление в отсек воды из первого (радиоактивного) контура реактора. Пять человек получили острое ингаляционное отравление. Спустя час в отсек была направлена аварийная партия, которая ликвидировала течь и дезактивировала отсек. Через шесть часов в госпитале от “сердечно-сосудистой недостаточности и остановки кровообращения” скончался командир дивизиона движения капитан третьего ранга Сергей Соловьев, который снимал заглушку в четвертом отсеке.

Статья в тему:  Как сделать лодку на воздушной тяге

12 августа 2000 года во время проведения военно-морских учений в Баренцевом море после взрывов и пожара затонул на глубине 108 м атомный подводный ракетоносец К-141 “Курск” (проект 949А “Антей”) Северного флота ВМФ России.

Согласно отчету правительственной комиссии, расследовавшей обстоятельства крушения, первый взрыв произошел в торпедном аппарате №4 из-за утечки компонентов топлива торпеды, позднее взорвались стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся в живых 23 моряка отступили в девятый отсек, где умерли спустя сутки. В катастрофе погибли все находившиеся на борту 118 человек — члены экипажа и гражданские специалисты. В сентябре-октябре 2001 года лодка была поднята и впоследствии утилизирована.

30 августа 2003 года в Баренцевом море близ острова Кильдин затонул атомный торпедоносец К-159 (проект 627А “Кит”). Выведенную из состава Северного флота ВМФ СССР в 1989-м подлодку буксировалали с базы в Гремихе в город Полярный для утилизации. Ядерный реактор был заглушен. В штормовых условиях произошел отрыв понтонов, субмарина не могла самостоятельно держаться на плаву и затонула на глубине около 170 м. Один из десяти членов швартовой команды продержался в холодной воде около двух часов и был спасен, остальные погибли.

14 ноября 2004 года в Вилючинске (Камчатка) произошло ЧП на атомной подводной лодке К-223 “Подольск” (проект 667БДР “Кальмар”). Во втором отсеке корабля матросы дозаправляли водой аккумуляторную батарею, перекачивая ее из цистерны пресной воды в цистерну долива, а оттуда в батарею. Однако редукционный клапан в последней был неисправен из-за коррозии, поэтому вода подавалась в нее с большим, чем необходимо, давлением. Цистерну долива разорвало, в результате чего один из матросов был отброшен на переборку и скончался от черепно-мозговой травмы. Еще двое членов экипажа получили легкие ранения.

Статья в тему:  Как сделать стрингера на лодку пвх

7 сентября 2006 года в районе полуострова Рыбачий в Баренцевом море произошло возгорание обратимого преобразователя в шестом (электромеханическом) отсеке атомной подводной лодки Б-414 “Даниил Московский” (проект 671РТМК “Щука”). Сработала аварийная защита реактора. Личный состав не выполнил полную герметизацию пострадавшего отсека, продуктами горения оказался загазован и пятый отсек. Мичман Рафим Шабанов и матрос Игорь Этюев включились в неприспособленные для дыхания в условиях пожаров изолирующие аппараты ИДА-59М, стали задыхаться, сорвали с себя маски и погибли от отравления угарным газом. После 14 часов без хода подводная лодка была отбуксирована на базу.

8 ноября 2008 года во время заводских испытаний на полигоне Тихоокеанского флота ВМФ России в Японском море на еще не принятой в состав флота атомной подводной лодке К-152 “Нерпа” (проект 971У “Щука-Б”) произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. Погибли трое военнослужащих и 17 гражданских специалистов, более 40 человек получили отравления различной степени тяжести.

2 июля 2019 года стало известно, что 1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах ВМФ РФ, в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар. В результате отравления продуктами горения погибли 14 моряков-подводников. Благодаря самоотверженным действиям команды очаг возгорания был ликвидирован. Причины произошедшего устанавливаются.

5 июля “за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга” Владимир Путин присвоил звание Героя России посмертно капитанам первого ранга Андрею Воскресенскому, Денису Опарину, Константину Сомову и капитану второго ранга Дмитрию Соловьеву. Кроме того, десять офицеров посмертно были награждены орденом Мужества.

Статья в тему:  Электромотор на лодку как выбрать

СССР

13 ноября 1940 года в Мотовском заливе Баренцева моря во время учебного погружения по курсу боевой подготовки затонула при невыясненных обстоятельствах дизельная подводная лодка Д-1 (до 21 августа 1934-го — “Декабрист”) с экипажем из 55 человек. Точное место гибели корабля не определено.

27 января 1961 года во время погружения в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С-80 (проект 644) Северного флота. Клапан шахты РДП (шноркель, система работы дизеля под водой) не сработал из-за обледенения, так как его обогрев был отключен. Когда в прочный корпус стала поступать вода, трюмный машинист не смог закрыть шахту. Экипаж опоздал с продуванием главного балласта на 30 с, не был дан ход главными электродвигателями. Скорость корабля упала до нуля, и с большим дифферентом лодка упала на грунт. В катастрофе погибли все 68 человек на борту. С-80 была обнаружена только в 1968-м. Поднята 24 июля 1969 года, а впоследствии разделана на металл.

4 июля 1961 года произошло первое катастрофическое ЧП на советской атомной субмарине. Во время океанских учений в Норвежском море (в 70 милях от острова Ян-Майен) произошла авария реактора на первой в СССР ракетной атомной подводной лодке — К-19 (проект 658) Северного флота. Восемь членов экипажа из 104 получили смертельные дозы радиации и в течение недели умерли. После эвакуации экипажа получивший повреждения корабль был отбуксирован на базу.

Статья в тему:  Какой падеж у слова лодки

11 января 1962 года произошла крупнейшая по количеству жертв катастрофа советской субмарины. На дизельной подводной лодке Б-37 (проект 641) Северного флота, пришвартованной в пункте базирования Полярный, возник пожар в торпедном отсеке. В результате взрыва боезапаса носовую часть лодки оторвало вплоть до рубки, также получила повреждения и частично затонула стоявшая рядом у пирса дизельная субмарина С-350 (проект 633). На обоих кораблях и пирсе погибли в общей сложности 122 человека. Причина взрыва боезапаса точно не установлена.

8 марта 1968 года в Тихом океане в районе Гавайских островов затонула советская дизельная подводная лодка К-129 проекта 629А, вооруженная баллистическими ракетами и находившаяся на боевом патрулировании. Погибли 98 моряков. Точные причины катастрофы неизвестны. Существуют разные версии: затопление через шахту шноркеля, столкновение с американской субмариной или судном, взрыв аккумуляторных батарей. В 1974-м США сумели поднять два отсека К-129.

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе (Атлантический океан) в условиях восьмибалльного шторма после возникшего 8 апреля на борту пожара затонула атомная подводная лодка К-8 (проект 627А “Кит”) Северного флота. Погибли 52 из 125 членов экипажа; К-8 стала первым кораблем, потерянным советским атомным флотом. Причиной пожара было возгорание патронов системы регенерации воздуха. Лодка не была поднята.

24 февраля 1972 года в северной части Атлантического океана (в 1,1 тыс. км северо-восточнее острова Ньюфаундленд) на борту атомного подводного ракетоносца К-19 (проект 658) Северного флота возник пожар. Всплыв, лодка оказалась без хода, так как не удалось запустить дизель-генераторы. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов советского ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К-19, подать на лодку электричество и воздух высокого давления и отбуксировать пострадавший корабль на базу. Всего в результате пожара на лодке погибли 28 человек.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка на пхи пхи

14 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) атомный подводный ракетоносец К-56 (проект 675) Тихоокеанского флота в надводном положении в условиях тумана столкнулся с советским научно-исследовательским судном “Академик Берг”. На стыке первого и второго отсеков образовалась пробоина, во второй отсек начал поступать хлор из аккумуляторных батарей. Погибли 27 человек. От затопления лодку спас капитан второго ранга Леонид Пшеничный, который успел загерметизировать кормовую переборку. Командиром было принято решение выбросить лодку на отмель, что предотвратило полное затопление первого отсека. В столкновении был обвинен экипаж подлодки и частично судна “Академик Берг”, которое двигалось на выход из залива по входной линии фарватера. Лодка была отбуксирована на базу на понтонах, восстановлена, продолжила службу до 1992 года.

21 августа 1980 года в Тихом океане восточнее японского острова Окинава на атомной подводной лодке К-122 (проект 659Т) Тихоокеанского флота произошел пожар. Погибли 14 человек. Лодка всплыла, но осталась без хода и связи. Моряки вручную заглушили реактор и сигнальными ракетами привлекли внимание английского газовоза Harry, с которого удалось передать донесение об аварии в штаб ВМФ. Через девять часов к месту аварии подошло учебное судно “Меридиан” Владивостокского мореходного училища, на которое перешла большая часть экипажа. Позднее лодка была отбуксирована на базу.

21 октября 1981 года в проливе Босфор Восточный близ побережья Приморского края советская дизельная подлодка С-178 проекта 613В затонула после столкновения с сухогрузом “Рефрижератор-13”. Причиной послужили многочисленные нарушения обоих экипажей, а также береговых служб — и субмарина, и торговое судно самовольно изменили курс, при этом не зная обстановки в районе плавания и не сумев обнаружить друг друга. С-178, получив пробоину в левом борту, легла на грунт на глубине около 30 м. Спасательная операция длилась двое суток, подводники покидали затонувшую субмарину через торпедные аппараты. Всего погибли 32, спаслись 27 человек.

Статья в тему:  Лодка сколько лет

23 июня 1983 года при погружении в бухте Саранная (Камчатский край) затонул атомный подводный ракетоносец К-429 (проект 670 “Скат”) Тихоокеанского флота. Через вентиляционную систему затопило четвертый отсек, лодка легла на грунт на глубине 40 м. В результате погибли 16 человек (двое — при выходе из лодки), остальные 104 моряка смогли покинуть корабль. Позднее лодка была поднята и переоборудована в учебно-тренировочную станцию, утилизирована в 2001–2002 годах.

Почему взрыв ядерного реактора на подводной лодке не предупредил катастрофу в Чернобыле

Подводная лодки проекта 675

Wikimedia Commons

Спустя сорок лет после ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и за год до аварии на Чернобыльской АЭС имело место еще одно происшествие, в очередной раз поставившее под вопрос использованием «мирного атома» в военных целях. Инцидент, о котором пойдет речь, произошел на судоремонтном заводе ВМФ в бухте Чажма на базе Тихоокеанского флота СССР. Все началось с того, что летом 1985 года атомная подводная лодка К-431, которая являлась носителем крылатых ракет, истощила запас своего атомного топлива и отправилась в бухту Чажма для «дозаправки», в ходе которой специалисты должны были произвести замену отработанного ядерного топлива на свежие стержни тепловыделяющих элементов.

«За четверть века существования атомоходов флотский люд к «атому» попривык и, несмотря на тяжелые ядерные аварии на К-19 или на К-27 (да мало ли их было?), с ядерной энергетикой стал общаться на «ты», — вспоминал советский офицер-подводник Николай Черкашин.

Статья в тему:  Нужно ли привязывать мотор к лодке

По воспоминаниям Николая Черкашина, «все делалось так, как требуют строжайшие инструкции и наставления по проведению подобных работ». Для того чтобы выполнить замену отработанного ядерного топлива, надо было снять крышку реактора — полутораметровый стальной цилиндр толщиной в человеческий рост. Между крышкой и корпусом реактора находится круговая красномедная прокладка, которая за годы эксплуатации «прикипает» к стальным окружьям так, что требуется специальное устройство для подрыва крышки, которые называется гидроподрывателем.

«Как и все большие беды, трагедия Чажмы началась с мелочи — с обломка электрода, попавшего под красномедную прокладку», — вспоминал Николай Черкашин.

Вместо того, чтобы собственноручно заниматься проверкой каждого из этапов процедуры, руководящий офицер поручил выполнение этой обязанности мичману, который не уследил за происходящим. Таким образом, когда замена 180 стержней уже была произведена, процесс поднятия крышки реактора подлодки надо было повторить.

Поскольку моряки не хотели проблем, то решили сделать все сами и не стали прибегать к помощи Технического управления флота, представители которого должны были бы проследить за операцией и составить протокол.

Вместо этого моряки сняли крепления с крышки реактора, и кран плавучей мастерской начал поднимать ее. При этом вместе с крышкой поднялась компенсирующая решетка и остальные поглотители. Тут-то и произошла фатальная ситуация — с моря прибыл торпедолов и прошел по бухте, что вызвало волны, которые качнули плавучую мастерскую с краном. В результате крышка реактора была выдернута со всей системой поглотителей на еще большую высоту, и реактор вышел на пусковой уровень, в результате чего и произошла цепная реакция.

Статья в тему:  Лодка колибри кто производитель

«Выделилось огромное количество энергии, мощный выброс выметнул все, что было в реакторе, над ним и рядом с ним. Перегрузочный домик сгорел и испарился. Сгорели в этой вспышке и офицеры-перегрузчики… Кран на плавмастерской вырвало и выбросило в бухту. Крышка реактора весом 12 тонн вылетела вертикально вверх на высоту полтора километра и снова рухнула вниз на реактор. Потом она свалилась на борт, разорвав корпус ниже ватерлинии. Вода из бухты хлынула в реакторный отсек. Все, что было выброшено в момент взрыва, легло на К-431, К-42, плавучую мастерскую, дозиметрическое судно, акваторию бухты, пирсы, завод, сопки. Ветер был со стороны бухты на завод. В считаные минуты все вокруг аварийной лодки, все, попавшее в след выпадения осадков, стало радиоактивным. Уровни гамма-излучения в десятки, сотни раз превышали санитарную норму. Это произошло в 12 часов 5 минут 10 августа 1985 года», — вспоминал вице-адмирал Виктор Храмцов, который являлся членом комиссии по ликвидации аварии на АПЛ К-431 в бухте Чажма.

Тушением подводной лодки занимались работники судоремонтного предприятия и экипажи соседних лодок. Естественно, что ни специальной одежды, ни специальной техники у них не было. При этом им удалось побороть пожар за два с половиной часа, а специалисты из аварийной бригады приехали лишь по прошествии трех часов после взрыва. Более того, на протяжении нескольких часов ликвидаторам не могли выдать свежие комплекты одежды взамен зараженных.

Статья в тему:  Как отклеить деталь с лодки пвх

«Куски человеческих тел были разбросаны по всему пирсу. Их собрали в одно место и накрыли одеялами, взятыми с торпедолова. Потом между лодкой и плавбазой всплыл еще один обрубок… Даже мне, медику, повидавшему на своем веку немало трупов, было не по себе. Что же говорить о матросах-мальчишках, которые с ужасом взирали на лужи крови и то, что осталось от их сотоварищей… Разумеется, меньше всего они думали о радиации, которую излучал развороченный реакторный отсек. Первую медицинскую помощь в привычном смысле этого слова оказывать было некому: были одни трупы. Раненых не было. Были смертельно облученные люди. Но лечить их мне не довелось. Все тридцать девять человек с первичным диагнозом ОЛБ — «острая лучевая болезнь» — были отправлены в госпиталь поселка Тихоокеанский. Нам же пришлось два дня собирать в резиновые мешки куски тел. А потом сожгли их на территории спецчасти — ядерного арсенала. Там же и погребли, поставив скромный камень», — вспоминал флагманский врач 9-й дивизии 6-й эскадры подводных лодок Георгий Богдановский.

На третий день после трагедии на территории завода нашли золотое обручальное кольцо одного из погибших, по которому установили, что в момент взрыва уровень радиации достигал 90 тыс. рентген в час. Для сравнения — это втрое больше, чем при аварии на Чернобыльской атомной станции.

«Если бы после катастрофы в Чажме прозвучали правдивые доклады вплоть до Генерального секретаря ЦК КПСС, председателя правительства СССР или хотя бы до Министра Обороны СССР — уверен, что тогда были бы приняты организационные меры, в том числе созданы комиссии по проверке всех ядерных объектов СССР, по проверке компетентности, технической культуры персонала таких объектов. Тогда и на Чернобыльской АЭС были бы сделаны выводы из катастрофы в Чажме и, возможно, не пришел бы черный для всей планеты день — 26 апреля 1986 года», — вспоминал вице-адмирал Виктор Храмцов.

Статья в тему:  Как сшить лодку из фанеры

Всего при взрыве ядерного реактора, который в официальных документах именовали «хлопком», пострадали 290 человек. А последствия этого взрыва ощущаются до сих пор. Хотя в 1995 году правительство выделило 36 млрд руб. на ликвидацию последствий катастрофы, официально о ее масштабах по-прежнему не говорят.

В 1985 году на Тихом океане при перезарядке реактора на атомной подлодке произошел взрыв и выброс ядерного топлива

Взрыв в бухте Чажма

В 1986 году произошла авария на Чернобыльской АЭС. О ней знают все. А за год до Чернобыля произошла ещё одна авария с ядерным реактором. О ней знают очень немногие. Произошла она 10 августа 1985 года в бухте Чажма в Приморском крае.

Недалеко Владивосток, Находка, Артём. Эта авария, так же, как и произошедшая через год Чернобыльская катастрофа имеет, по большому счету, одну и ту же причину. Специалисты, обслуживающие ядерные реакторы, нарушили инструкции. К 80-м годам ХХ века ядерщики свыклись с атомом и считали, что с ним не надо обращаться на «Вы», можно что-то где-то упростить, не следуя дословно руководящим документам. По большому счёту, такой подход привел к аварии в Чажме, и через год к катастрофе в Чернобыле. Хуже всего было то, что аварию в Чажме засекретили. Если бы по всем ядерным объектам страны после чажминского взрыва прошли проверки, вероятно, не было бы Чернобыльской катастрофы.

Статья в тему:  Как отклеить деталь с лодки пвх

Бухта Чажма. До взрыва

Бухта Чажма является частью залива Стрелок Японского моря и находится в Приморском крае. На берегу бухты располагается закрытый поселок Шкотово-22. Главным предприятием поселка являлся судоремонтный завод №30 ВМФ, занимающийся обслуживанием атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Одной из задач судоремонтного завода была перезарядка активных зон реакторов на подводных лодках.

10 августа 1985 года на атомной ракетной подводной лодке К-431 проекта 675, входившей в 4-ю флотилию атомных подводных лодок Тихоокеанского флота, проводилась плановая операция №1 – перезарядка активных зон второго реактора лодки. Над реакторным отсеком лодки были вырезаны и демонтированы элементы легкого и прочного корпусов подводной лодки и установлено специальное техническое сооружение — так называемый перегрузочный домик.

К К-431 была пришвартована плавучая мастерская ПМ-133, оборудованная для проведения работ по перезарядке реакторов. Но лодка была пришвартована к пирсу №2 вторым бортом. Первым стояло специальное контрольно-дозиметрическое судно – ПКДС. С другой стороны пирса была пришвартована находившаяся в ремонте атомная подводная лодка К-42 «Ростовский комсомолец» проекта 627А.

Отдельно нужно рассказать об организации, специалисты которой занимались перезарядкой реактора. В Чажме находилась береговая техническая база – БТБ, специалисты которой провели не одну замену активных зон реакторов на атомоходах Тихоокеанского флота. Это были опытные специалисты. Но надо понимать, что дело происходило во второй половине 80-х годов ХХ века. Очень многое в СССР того периода приходило в негодность из-за сокращения финансирования. Сама база была построена в конце пятидесятых годов, и её здания и оборудование нуждалось в ремонте и замене. Офицеры и мичманы, работающие на БТБ, постоянно находились в стрессовой ситуации из-за очень жесткого производственного плана. Все это вынуждало их использовать, мягко говоря, не совсем правильные технологии. Так, например, система переработки радиоактивных отходов находилась в нерабочем состоянии. На базе выкручивались, как могли. Жидкие радиоактивные отходы перекачивались в специальный танкер, потом они разбавлялись морской водой до «приемлемого уровня» радиации и …. выливались в океан в определенном месте, называемом специальный полигон. Япония и Южная Корея были очень недовольны такой практикой, регулярно заявляли протесты по линии МИД, а иногда и преследовали такие специальные танкеры в море.

Статья в тему:  Как сшить лодку из фанеры

Как «Росатом» высасывает миллиарды из госбюджета

Перезарядка активных зон в реакторе правого борта К-431 была завершена. После того, как провели перезарядку реактора левого борта, обнаружили его негерметичность. Для проверки герметичности проводят специальные гидравлические испытания. Они показали, что под крышкой реактора находится какой-то предмет. По инструкции, результаты гидравлических испытаний докладываются в вышестоящие инстанции, по необходимости, вплоть до руководства Главного технического управления ВМФ. Этого сделано не было. Более того, за производством работ не наблюдали и специалисты Технического управления Тихоокеанского флота. Крышку подняли. Под уплотнителем верхней крышки нашли огарок сварочного электрода. Поскольку работы не контролировались, при подъёме крышки использовались простые стропы вместо специальных штатных жёстких упоров.

У каждой катастрофы есть свой детонатор, событие, иногда напрямую не связанное с ходом аварии. В нашем случае это был катер-торпедолов. Такие катера используются для обеспечения боевой подготовки надводных кораблей и подводных лодок. Торпеды – оружие дорогостоящие. После пуска практической торпеды, она проходит нужное расстояние и всплывает. Задача катера-торпедолова – найти и поднять на борт торпеду, чтобы использовать её ещё раз при учебных стрельбах. В тот момент, когда кран плавмастерской приподнял на стропах крышку реактора, в бухту с моря входил катер-торпедолов. Его курс проходил мимо К-431. Существует жёсткая инструкция, что во время проведения работ по перезарядке ядерного реактора корабли, проходящие рядом, должны двигаться малым ходом. В этом случае они не поднимают большую волну, и на подводной лодке, на которой проводятся опасные работы, не будет качки, которая может повлиять на безопасность работ.

Статья в тему:  Какой падеж у слова лодки

Почему командир торпедолова не снизил скорость, неизвестно. Но он вел свой катер со скоростью 12 узлов, несмотря на все инструкции и сигналы. Кран плавмастерской в это время поднимал крышку реактора. В результате поднятой волны, кран, удерживающий крышку на определенной высоте от реактора, резко её приподнял. Крышка перекосилась и потянула за собой компенсирующую решётку и поглотители. При проведении таких работ рассчитывается высота, на которую можно поднять крышку, чтобы не началась цепная реакция. Но из-за волны, поднятой торпедоловом, крышка вместе с компенсационной решёткой и поглотителями оказалась вне реактора и началась ядерная реакция, реактор вышел на пусковой режим, выделилось огромное количество тепловой энергии, что вызвало тепловой взрыв.

Мгновенно погибли 10 – по другим данным 11 – офицеров, проводивших работы на реакторе. Перегрузочный домик сгорел бесследно, тела погибших были уничтожены во время взрыва. Уже после, в акватории бухты нашли несколько фрагментов человеческих тел. На лодке начался пожар, сопровождающийся мощными выбросами радиоактивной пыли и пара. По мнению экспертов, вся активная зона реактора была выброшена в воздух и в близлежайшую акваторию. Потом очевидцы рассказывали о клубах бурого дыма и пламени, вырывавшегося из технологического отверстия в корпусе лодки. Взрыв был такой силы, что крышка ядерного реактора весом 12 тонн, пролетев вертикально несколько сотен метров, ударилась в плавучую техническую бузу ПМ-133, и рикошетом упала обратно на К-431, пробив корпус в районе 6-го отсека. Кран плавмастерской был вырван взрывом из основания. Пролетев несколько сот метров, он упал в бухте.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка на пхи пхи

Первоначально тушением занимались работники судоремонтного завода, и экипажи стоящих в ремонте лодок. Все они были без средств защиты от радиации. Они потушили пожар за два с половиной часа. Специализированная команда спасателей военно-морского флота прибыла на место аварии через три часа, когда пожар, в основном, был потушен. Они тоже получили свою дозу радиации, так как из за хаоса и неразберихи пробыли в зоне заражения до ночи, ожидая сменный комплект одежды, вместо зараженного.

После взрыва

В Шкотово-22 ввели режим полной информационной блокады. Завод оцепили, резко усилили пропускной режим. Вечером отключили телефонную связь поселка с внешним миром. Но никто из флотского руководства не разъяснил жителям, что произошло, и как надо поступать, поэтому жители поселка тоже получили свою порцию радиации.

В этот четверг, 2 июля, заканчивается срок, в течение которого компании и ИП могут направить заявление на получение субсидий за апрель и май текущего года.

Радиоактивное загрязнение затронуло всех. В её полосе оказалась сама бухта и стоящие в ней корабли и подводные лодки, прилегающая к бухте береговая полоса, завод, и, самое главное, поселок Шкотово-22. Ветер в момент аварии дул с моря, разнося радиоактивную пыль и пар. Уровень гамма-излучения в разных местах в десятки и сотни раз превысил санитарную норму. В эпицентре взрыва уровень радиации составлял 90000 рентген в час. Это втрое больше, чем через год будет в Чернобыле. Уровень радиации определили по чудом сохранившемуся обручальному кольцу одного из офицеров. Сам офицер сгорел без следа. Вектор радиоактивных осадков пересёк полуостров Дунай и вышел к морю с другой стороны – в районе побережья Уссурийского залива. Кроме этого, радиоактивному заражению подверглось дно и акватория бухты Чажма. Площадь заражения составляла около 100 000 квадратных метров.

Статья в тему:  Электромотор на лодку как выбрать

В результате взрыва К-431 стала тонуть. Сначала её посадили на отмель в бухте. Аварийная партия состояла только из офицеров штаба флотилии. Они заварили пробоины в корпусе и откачали воду. К-431 подвсплыла. На буксире её повели к дозиметрическому судну. Работы по замеру радиации длились несколько дней. Дозиметристы работали только один день, на следующий день на лодку приходили новые люди. Всего в этой работе было задействовано 150 офицеров и матросов Тихоокеанского флота.

Кроме К-431 серьезно пострадала атомная подводная лодка К-42 «Ростовский комсомолец», дизель-электрическая подводная лодка и плавучая мастерская ПМ-133, получившая серьезные повреждения.

Послесловие

В результате взрыва пострадали 290 человек. 10 – или 11 – погибли во время аварии, у 10 зафиксирована острая лучевая болезнь, у 39 – лучевая реакция. Тушили пожар сотрудники судостроительного завода и экипажи стоящих в заводе на ремонте подводных лодок – а это, в основном, военнослужащие. Официально признаны пострадавшими 950 человек.

Как водится, после аварии работала комиссия. Ею был сделан вывод, что причиной трагедии были нарушение руководящих документов и отсутствие должного контроля за проведением перегрузки. Все материалы по аварии тщательно засекретили. Только в 1991 году в прессе вышла первая публикация на эту тему.

Состоялся закрытый военный суд. Обвинение было предъявлено руководителю работ по перезагрузке реактора капитану 3-го ранга В. Ткаченко. Он был приговорен к 3 годам условно. Столь мягкий приговор объясняется тем, что Ткаченко получил большую дозу радиации, и фактически стал инвалидом.

Статья в тему:  Как сделать стрингера на лодку пвх

Через 7 месяцев радиационная обстановка была нормализована на всей территории завода. Через 2 месяца после аварии содержание радионуклидов в морской воде снизилось до исходных фоновых значений. Но дно бухты до сих пор остается радиоактивным.

23 августа на понтонах К-431 перевели на долговременное хранение в бухту Павловскую, где базировались лодки 4-й флотилии. Не повезло подводной лодке К-42 «Ростовский комсомолец», стоявшей в ремонте с другой стороны пирса. На ней заменили активную зону реактора, и лодка готовилась к выходу на боевую службу. Но после аварии было принято решение о её утилизации. К-42 была так же отбуксирована в бухту Павловскую. В ней лодки находились, пока уровень радиации не уменьшился, до значений, позволявших проводить утилизацию. Только в 2010 году К-431 была утилизирована на Дальневосточном центре судостроения «Звезда»

В Шкотово-22 установлен памятник 10 погибшим при аварии офицерам Тихоокеанского флота. Высокорадиоактивные останки погибших моряков были захоронены на мысе Сысоева на большой глубине под толстым слоем бетона.

В июле 1994 года командующий Тихоокеанским флотом утвердил список военнослужащих и гражданских специалистов, участвовавших в работах по ликвидации аварии. В списке значится 2 209 человека.

Морской сбой: с чем столкнулась атомная подводная лодка США

Пострадавшая в столкновении с неизвестным объектом атомная подводная лодка (АПЛ) США USN-22 Connecticut 8 октября вернулась в базу на острове Гуам. Началась оценка ее повреждений, но уже объявлено, что реактор не пострадал. Инцидент, в результате которого получили травмы 11 моряков, произошел во время крупнейших международных учений в Азиатско-Тихоокеанском регионе с участием четырех авианосцев США и их союзников. Маневры были призваны стать демонстрацией силы коалиции перед Китаем. Какие задачи там выполняла самая дорогая ударная субмарина Пентагона и с чем она могла столкнуться, разбирались «Известия».

Статья в тему:  Лодка колибри кто производитель

Ударный инцидент

По словам источников в оборонном ведомстве, они внимательно отслеживали ситуацию с подводной лодкой и анализировали данные объективного контроля. У России есть возможности наблюдения иностранных военных кораблей в заданных районах Мирового океана, подчеркнули в Минобороны.

Хотя инцидент произошел еще 2 октября, флот США сообщил о нем только через пять дней, в четверг. По официальным данным травмы получили 11 членов экипажа, двое из них — средней тяжести. Экстренная медицинская эвакуация им не потребовалась. Ядерный реактор не пострадал. Лодка сохранила ход и смогла вернуться на базу самостоятельно.

Американские военные заявили, что инцидент случился в Южно-Китайском море и не был вызван столкновением с другой подводной лодкой. После него Connecticut всплыл и направился к острову Гуам в надводном положении.

Столкновение американской субмарины с неизвестным объектом произошло на фоне ухудшения отношений Вашингтона и Пекина из-за массового вторжения китайских военных самолетов в Зону идентификации ПВО Тайваня и крупнейших за несколько лет международных маневров в морях неподалеку от китайского побережья.

Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил, что Китай серьезно обеспокоен этим инцидентом, и попросил США уточнить конкретное место аварии и дать более подробную информацию о самом столкновении. Также он отметил, что Китай и его соседи имеют право задать Вашингтону вопросы по поводу аварии и выяснить правду.

Статья в тему:  Как сделать лодку на воздушной тяге

Подводные препятствия

Подобные аварии уже случались с подлодками США. В 2005 году атомная USS San Francisсo в подводном положении на полном ходу задела скалу на глубине 160 м. Тогда погиб один американский моряк, а 98 человек (почти весь экипаж) получили травмы и ранения. Лодке с трудом удалось всплыть на поверхность и вернуться на базу. Точно установить, с чем она столкнулась тогда, удалось только при осмотре в сухом доке.

Много подобных происшествий происходит из-за неоткорректированных карт, которыми пользуется штурман на корабле. Экипаж должен знать обстановку в районе, отслеживать, к примеру, коралловые рифы, мели, которые могут менять свое положение, другие подводные объекты, — объяснил «Известиям» бывший командир подводной лодки контр-адмирал Всеволод Хмыров. — Мы не можем делать предположений по этой конкретной ситуации, поскольку неизвестно, на какой глубине и в каком режиме шел корабль. Но одной из причин всегда оказываются действия экипажа. Кроме исправности техники важны готовность и профессионализм личного состава, который должен уметь управлять подводной лодкой так, чтобы подобных инцидентов не было.

Бывший командир атомного подводного крейсера капитан 1 ранга Игорь Курдин считает, что исключать версию столкновения с другой субмариной, несмотря на заявления США, нельзя.

USS San Francisco

— Есть так называемая безопасная глубина плавания. Это 45 м и у нас, и у американцев, — рассказал эксперт «Известиям». — Это означает, что мы не можем столкнуться ни с каким надводным кораблем или судном, включая даже супертанкеры, потому что ни у кого такой осадки нет. Если бы дело было в арктических районах, это могло быть столкновение с айсбергом. Но в теплом Южно-Китайском море их нет. Поэтому можно предположить лишь один вариант — столкновение с другой субмариной.

Статья в тему:  Нужно ли привязывать мотор к лодке

Несмотря на то что и российские, и американские, и другие подводные лодки оборудованы современными сонарами и другими средствами обнаружения, такие столкновения происходят регулярно, добавил Игорь Кудрин. Из-за особенностей водной среды две субмарины могли просто оказаться друг у друга в зоне «акустической тени».

По морским традициям, в случае столкновения обе подводные лодки должны всплыть и сделать донесения об этом, запросить оппонента и оказать помощь, пояснил капитан 1 ранга. Но, как правило, один из участников инцидента предпочитает скрыться, чтобы остаться неизвестным.

Авианосный квартет

Регион, в котором получила повреждения подводная лодка Connecticut, считается одной из горячих точек мира. В последние годы в Южно-Китайском море растет напряженность из-за территориальных споров Китая и окружающих его стран, поддерживаемых США.

В минувшие выходные там прошли масштабные военно-морские учения ударных авианосных групп США, Соединенного Королевства и Японии. В них приняли участие также корабли Нидерландов, Канады и Новой Зеландии — всего 17 вымпелов.

USS Ronald Reagan (на переднем плане)

В водах к юго-востоку от японского острова Окинава встретились авианесущий эсминец JS Ise морских сил самообороны Японии, американские ядерные авианосцы USS Ronald Reagan и USS Carl Vinson, а также новейший британский Queen Elizabeth. Их сопровождал внушительный эскорт из крейсеров и эсминцев с крылатыми ракетами и мощным зенитным вооружением.

Сводная эскадра отработала защиту от воздушных угроз и нанесение ударов по морским целям. О действиях подводных лодок не сообщалось, но обычно каждую авианосную ударную группу сопровождает по крайней мере одна АПЛ. Она выслеживает субмарины противника и увеличивает ударный потенциал группы своими крылатыми ракетами.

Статья в тему:  Лодка сколько лет

Подводный хищник

Многоцелевую USS Connecticut направили на боевую службу в Тихий океан с базы в штате Вашингтон на западном побережье США в конце мая этого года. После этого субмарина дважды посещала порты в Японии. О том, что она будет принимать участие в учениях, заранее не сообщалось.

Названные в честь зубастой морской рыбы подлодки класса Seawolf — самые дорогие американские атомные субмарины-охотники. Они не оснащены межконтинентальными ядерными ракетами, но несут целый арсенал торпед и до 50 крылатых ракет для атаки морских и наземных целей.

Эти скоростные подлодки проектировались в конце эры холодной войны для поддержания господства на море. Они должны были бороться с новейшими советскими подводными крейсерами с баллистическими ракетами и многоцелевыми атомными субмаринами. Предполагалось, что действовать им придется в глубинах Северного Ледовитого океана и на шельфе арктических морей. Для выполнения таких задач их оснастили самым передовым гидроакустическим комплексом.

Подводная лодка класса Seawolf

Планировалось, что будет построена серия из 29 субмарин проекта Seawolf стоимостью в $3 млрд каждая, то есть в два-три раза дороже предшествующей модели. Распад СССР привел к сокращению военных расходов США. Проекты строительства атомных подлодок сильно пострадали. Было завершено только три высокотехнологичных лодки.

На смену Seawolf был разработан меньший по размеру и более дешёвый проект многоцелевых атомных подлодок класса Virginia. При этом по многим параметрам он оценивался как уступающий реликту времен окончания холодной войны.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: