Чем пропитывали лодки индейцы
Чем пропитывали свои каноэ индейцы жившие возле озера Пич- Лейк?
Для ответа на данное задание нам необходимо выяснить, чем же знаменито это озеро под названием Пич-Лейк. Оказывается, это одно из немногих в мире битумных озер (наряду с озерами Бермудес, Бинагади в Азербайджане и несколькими другими). Оно расположено на острове Тринидад в Карибском бассейне. Там издавна проживали (одна из общин, Санта Роза проживает и поныне) индейцы карибы. Они пропитывали каноэ Битумом.
Диковинное озеро Пич-Лейк, расположенное на острове Тринидад в Венесуэле, не похоже ни на одно озеро планеты. И все потому, что вместо воды оно наполнено асфальтом хорошего качества. Поверхность озера совсем не живописна и представляет собой упругую маслянистую массу.
В Пинч-Лейк не поплаваешь и рыба здесь не водится, но все-таки польза от битумного озера есть. Асфальт используют островитяне для покрытия дорог, а местные индейцы использовали битум для пропитки своих каноэ.
В качестве правильного ответа возможен лишь один вариант: “битумом”.
Один из участников сегодняшней викторины сразу сказал, что лучшее средство для пропитки каноэ это- Битум, но потом наверное решили что это было бы слишком просто и не сразу назвали ответ. Но если перевести название озера, то можно догадаться, что как раз битума там хоть пруд пруди, так что все- таки первая догадка оказалась верной- Битумом.
Для ответа на этот вопрос нужно поподробнее узнать об озере под названием “Пич-Лейк”, которое находится в юго-западной части озера Тринидад – оно состоит из жидкого асфальта, является его природным источником, и его название переводится с английского как “битумное озеро”. Поэтому несложно будет догадаться о том, что индейцы пользовались содержимым этого озера для пропитки своих каноэ. Ответ: “Битумом”.
Для начала нужно найти подробную информацию об индейцах, которые жили возле озера Пич – Лейк, а еще лучше об этом озере. Если перевести название озера, то есть Пич – Лейк ( англ. Pitch Lake ), то оно дословно переводится, как ” битумное озеро “, что сразу же наводит нас на вариант ответа, которое располагается на второй строке, а это ответ – битумом.
Индейцы пользуются тем, что может дать им окружающая природа в местах их проживания.
Особенность озера Пич-Лейк – это то, что оно является водоемом, где есть природный асфальт или по другому битум.
Естественно, имея под рукой такой источник битума, практичные индейцы приспособили это для пропитки своих каное.
Выбираем ответ, который находится на втором месте в списке – БИТУМОМ.
Мне понравились варианты про агаву и бегемота – они по месту жительства и принадлежности героев вопроса наиболее близки. А вот БИТУМ – это уже ближе к европейцам, наверное. Но суть вопроса в том, что озеро-то само по себе не совсем обычное, а битумное.
Набрав в поисковом поле название озера Пич-Лейк, с удивлением узнаем что это вовсе не озеро в привычном нам понимании. Это огромный котлован, по размерам озера, заполненный битумом. Расположено это уникальное природное явление на острове Тринидад.
При упоминании индейцев и их привычек хочется выбрать что-то такое экзотическое, необычное, но ответ довольно прозаичен, это битум – ответ под номером два, а все потому, что в той местности его очень много.
С подсказкой участники викторины узнали о битуме в озере Пич-Лейк. Большое содержание битума в недрах озера пошло на смазывание ложок и каноэ. Битум воды не пропускает, что для населения оказалось кстати.
Правильный ответ на вопрос “Животное, завезённое в Мексику испанскими конкистадорами, которого индейцы боялись не меньше, чем огнестрельного оружия. Кого?” – лошадь.
Весь страх аборигенов-индейцев Америки перед лошадьми объяснялся тем, что у них кроме ламы, собаки и индюка не было домашних животных. А завоеватели их земель пришли к ним на лошадях и с оружием. Конкистадоров индейцы считали грозными богами войны, которые пришли их уничтожить или покарать. Но вскоре индейцы осилили свой страх, освоили и оружие и лошадей. После разгромов индейцами фортов и ранчо завоевателей, убегавшие лошади дичали. Так в Америке появились мустанги – дикие лошади. Со временем индейцы их приручили и стали использовать на войнах, скачках и разводить.
Наверно благодаря главному «индейцу» югославскому актеру Гойко Митичу, мы обязаны познанию быта американских индейцев и их традиционному одеянию.
Из фильмов мы узнали, что сколько бы не было индейских племен, которые зачастую еще и враждовали между собой, использование в качестве украшения перьев, было едино для всех.
Сразу хотелось бы заметить, что в цене были исключительно перья орла, так как эта птица являлась священной для этих народов и это был символ чести, мужества и справедливости.
Чтобы добыть орлиные перья, назначались специальные ловчие, которым категорически запрещалось убивать птиц и поймав орла, эти люди взяв несколько перьев орлов отпускали.
Стоимость орлиных перьев была очень большой — за 12 перьев давали хорошего коня.
Ну использование перьев в качестве головных уборов, то здесь было много значений:
- перья означали статус лидера;
- перья использовали знахари;
- воины, считали, что перья защищают от стрел и пуль;
- перьями вместе с волосами убитых противников, велся счет побед в поединках.
В начале 19 века на побережье “Русской Америки” (современные штаты Аляска и Калифорния) происходили отдельные боестолкновения между русскими колонистами и местными индейскими племенами, которые в дальнейшем стали известны как русско-индейская или русско-тлинкитская война 1802-1805 года. В основном боестолкновения проходили в прибрежной полосе и на островах в первую очередь на острове Ситка. Более подробно можно почитать здесь и здесь.
Дело в том, что изначально этот дикий обычай не имеет крайне мало общего с индейскими племенами. Он появился только после первых стычек с европейскими поселенцами. Чаще всего срезание скальпа практиковалось индейцами, как ответный знак, призванный устрашить врага. Ответный, потому что первыми начали снимать скальпы именно европейские переселенцы. Известно, что еще в 11 веке граф Вессекса имел обычай собирать скальпы побежденных врагов. Когда англичане и голландцы начали переселяться в Новый Свет, они не пожелали оставить этот обычай на своей исторической родине. Вскоре скальпирование прижилось на новой земле в качестве одного из методов ведения войны.
Учитывая, что многие из переселенцев бежали от тюремного заключения или каторги, то распространение этого обычая не удивительно. Вскоре голландское, а затем и английское правительство стали назначать награду за убитых индейцев. Доказательством отнятой жизни служил скальп. Происхождение скальпа никого не волновало, поэтому не редко снимали его не только с индейцев, но и с врагов среди собственных соплеменников. В 1723 г. за каждый скальп (априори считавшийся снятым с индейца) можно было получил 100 фунтов. Не малые деньги! Во время французской и индейской войн, англичане обещали 200 фунтов тому, кто добудет скальп верховного вождя племени делаваров. Эта сумма в 25 раз превышала ту, которая была обещана индейцам-союзникам за скальп французского солдата. Практика вознаграждения за скальпы продолжалась до 19 в., пока возмущение народа не заставило правительство прекратить подобное варварство.
Некоторые краснокожие индейцы собирали скальпы, потому что это было символом их мужества и боевых умений. В некоторых племенах индейцев скальпы использовались в религиозных церемониях.
Нескольких типов индейских каноэ
Лодки с таким названием применяются теперь исключительно для спортивных гонок, хотя лет полтораста назад каноэ широко использовались для промысла зверя, рыболовства, перевозки грузов и для разъездов. Пожалуй, преимущества каноэ перед байдаркой незаслуженно забыты современными туристами. Напомним, что в каноэ гребцы сидят в более удобной позе, грузы лежат в центре незапалубленной лодки и потому более доступны. Крепление подвесного мотора упрощается. Следует добавить и большую грузоподъемность каноэ.
Формы и конструкции современных гоночных лодок, естественно, намного отличаются от первоначальных. Поэтому на наш взгляд будет интересно познакомиться с описаниями нескольких типов именно старых лодок, о высоких качествах которых так много хвалебных отзывов в книгах Купера и Майн Рида.
Родиной каноэ считаются лесные районы Северной Америки. С этой лодкой был связан весь уклад жизни индейцев: охота, кочевья, войны. Некоторые племена строили каноэ в расчете на много лет службы; ясно, что эти лодки отличались высоким качеством изготовления и тщательной отделкой, были украшены орнаментами, причем, как правило, на каждой лодке ставилась «марка» — фирменный знак мастера-строителя. Представители других племен, например, ирокезы, наскоро строили грубые, недолговечные каноэ, которые не жалко было бросить, как только надобность в них пропадала (после переправы через озеро и т. п.). При колонизации Америки грузовые каноэ до 8—10 м длиной и водоизмещением около 3,5 т служили единственным видом транспорта в течение не менее чем двух столетий. Каноэ в их традиционной форме и в настоящее время остаются важнейшим средством сообщения в малонаселенных и труднодоступных лесных районах Канады.
Каноэ бывают различных размеров. В зависимости от назначения это Может быть и охотничья лодка-одиночка длиной 3 м и 11-метровый мореходный гигант. Гребут на них веслами-гребками; на большой лодке может быть до 7—9 гребцов. Первоначально к хождению под парусами каноэ приспособлены не были, хотя, возможно, на больших водоемах индейцы и закрепляли на носу ветви деревьев, чтобы использовать попутный ветер. Но как только им довелось познакомиться со шпринтовым парусом европейцев, они переняли их опыт. При этом надобности в каких-нибудь дополнительных усовершенствованиях самих лодок не возникло: для уменьшения дрейфа служили опущенные вертикально в воду весла.
По характеру обводов различают два основных типа каноэ: круглошпангоутные, распространенные повсеместно, и шарпи, которые встречаются лишь в районах, граничащих с Аляской, и по форме напоминают каяки — кожаные лодки эскимосов.
Корпус круглошпангоутного (нам поневоле придется пользоваться современной терминологией) каноэ обшивают березовой корой толщиной 3—5 мм; реже применяют кору других деревьев, например вяза. Для облегчения работы кору в некоторых местах надрезают и закладывают складки. Обшивку больших каноэ сшивают из нескольких кусков коры свежевырубленными еловыми корнями диаметром 4—5 мм и длиной до б м. Швы покрывают древесной смолой для достижения полной водонепроницаемости.
Прочность корпусу придают уложенные вплотную один к другому стрингеры — продольные планки толщиной около 10 мм и прижимающие их к обшивке цельные гнутые шпангоуты из белого кедра сечением примерно 10X100. Шпангоуты вставляют внутрь корпуса в распаренном состоянии. Количество таких шпангоутов на 5-метровом каноэ обычно около 50, так что шпаций между ними почти нет. Обвод лодки по палубе задается привальным брусом, который, как правило, состоит из трех реек — внутреннего бруса, планширя и буртика. Привальные брусья противоположных бортов связаны тремя-пятью бимсами, фиксирующими ширину каноэ, и используемыми в качестве рукояток при переноске лодки: отметим, что садиться на них не принято. Штевни выполняют гнутыми из пакета тонких планок и для сохранения формы оплетают корнями, которые одновременно создают сложный декоративный узор.
В отличие от круглошпангоутных, каноэ-шарпи имеют несущую днищевую раму, распределяющую сосредоточенные нагрузки (вес людей и грузов) по всей площади днища. Отличается и раскрой коры для обшивки, причем на днище она делается двойной. Эти каноэ бывают частично запалубленными.
Строятся каноэ обоих типов практически одинаково. Рассмотрим, например, последовательность постройки круглошпангоутного каноэ (длиной около 5 м) индейцев-мелисайтов, Начинают с того, что подготавливают «строительную постель» — земляную или, если лодок строится несколько, из толстых досок, которая воспроизводит очертания килевой линии будущей лодки. На постель укладывают и тщательно расправляют заготовку обшивки, а на нее — предварительно собранные в один узел и распертые бимсами привальные брусья. Придавив привальные брусья камнями, загибают свободные края обшивки вверх и фиксируют их вертикальное положение забиваемыми в землю кольями. Затем камни снимают, а привальные брусья поднимают и закрепляют по специальным меткам, задающим нужную высоту борта и характерную седловатость. Пришив края обшивки к привальным брусьям, снимают корпус, переворачивают его и ставят на козлы для заделки оконечностей. Следующий этап — укладка на обшивку продольных планок, для чего приходится сначала выставить несколько временных лекал-распорок, а затем и предварительно распаренных шпангоутов.
Постройка каноэ-шарпи отличается тем, что непременно пользуются «вспомогательной» оснасткой — строительной рамой, определяющей форму днища каноэ в плане.
Добавим, что на обширной территории Северной Америки с ее разнообразием природных условий были распространены лодки различных архитектурных типов. При внимательном рассмотрении нельзя не признать различия целесообразными. Например, высокие оконечности у каноэ некоторых племен: когда лодку вытаскивают на берег и кладут на бок, получается удобный навес — укрытие от дождя. Есть каноэ и без подъема борта в носу и корме: это — лодки для самых мелких заросших речек, или наоборот, для открытых водоемов, где высокие оконечности «парусят».
Посмотрим эскизы простейшего каноэ длиной 4,68 м, которое строили из одного куска коры без каких-либо сложных выкроек или надрезов. Линия киля прямая, что придает лодке устойчивость на курсе. Для волны, конечно, это каноэ малопригодно: острый форштевень не обеспечивает всплытия лодки. У большинства речных охотничьих каноэ линия борта имеет обычную седловатость с плавным понижением к миделю. А у мореходных каноэ некоторых типов есть оригинальный подъем борта в средней части. Объяснение простое: это препятствует заливанию лодки водой, когда в нее втаскивают через борт тушу убитого зверя.
Каноэ, как правило, имеют острые ватерлинии. Малые каноэ — почти плоскодонные, с полукруглыми бортами; у лодок средней длины — равномерно закругленное поперечное сечение и умеренно изогнутая килевая линия; крупные каноэ для открытых водоемов имеют V-образные шпангоуты и большой подъем килевой линии в оконечностях <такая форма облегчает управление на волнении, но требуется укладка внутреннего балласта — камней вдоль киля). Встречаются каноэ с перегнутым днищем, т. е. с подъемом килевой линии в средней части; эти лодки получили распространение в центральной части Канады, изобилующей большими водоемами.
Самые крупные каноэ отличаются опять-таки плоским днищем и почти вертикальными бортами, что сохраняет ватерлинии острыми при любой степени загрузки. Партии с грузом пушнины проходили на этих каноэ по 50—70 миль в день, двигаясь так в течение примерно трех месяцев.
Сейчас каноэ — очень распространенный в США и Канаде тип малых лодок для туризма, спортивной ловли рыбы и охоты. С появлением стеклопластика прошла новая волна усовершенствования каноэ: этот материал позволяет делать их безнаборными и более легкими, чем берестяные.
Для тех, кто, заинтересовавшись каноэ, захочет построить такую лодку, мы приводим эскизы и описание способа постройки безнаборного каноэ (длиной 4,9 м; шириной 91,5 см; весом 33,5 кг), опубликованные в американском журнале «Popular Science» № 3 за 1967 г. Обшивка — трехслойная: внешние слои — стеклопластик, внутренний слой (заполнитель) — деревянные рейки сечением 6X20 (журнал рекомендует секвойю, но можно обойтись и сосновыми). На одну лодку идет примерно 70 таких реек. Постройка каноэ начинается с установки на стапеле и закрепления шурупами шаблонов-шпангоутов из фанеры толщиной 8—10 мм и штевней. Правильность их установки относительно ДП проверяется по струне; все шаблоны связываются временной килевой планкой. Торцевую поверхность шаблонов закрывают полиэтиленовой пленкой, чтобы предотвратить приклеивание к ним реек, и начинают набирать обшивку, ведя работу симметрично на обоих бортах от ширстрека к килю. Каждую рейку временно прибивают к шаблонам гвоздями длиной 20 мм с откушенной шляпкой. К штевню срезанные на ус рейки прибивают сразу «намертво», гайка к рейке приклеивается водостойким клеем.
Затем корпус зачищают шкуркой и покрывают слоем полиэфирной или эпоксидной смолы. После отверждения смолы гвозди надо тонким пробойником выбить из обшивки и оклеить корпус снаружи двумя слоями стеклоткани (перекрывая их на днище) на той же смоле, в которую рекомендуется добавить сухую минеральную краску в качестве пигмента. После отверждения стеклопластика корпус становится достаточно прочным и может быть снят с шаблонов. Для этого отвинчивают шурупы или винты, крепящие шаблоны к стапелю, и выбивают шаблоны & сторону большей ширины корпуса.
Внутреннюю поверхность корпуса также зачищают шкуркой и оклеивают одним слоем стеклоткани. Установкой планширя по верхней кромке борта заканчивается изготовление корпуса. Окончательная отделка заключается в тщательной зачистке корпуса снаружи, окраске его и установке банок.
Пропитка каноэ американскими индейцами у озера Пич Лейк
Остров Тринидад в Венесуэле известен озером Пич Лейк. Озером этот географический объект можно назвать с натяжкой, так как это не водоем. Водоемом его не назвать, поскольку в нем нет воды, оно состоит из упругого маслянистого асфальта. Чем пропитывали свои каноэ индейцы жившие возле озера? Именно это вещество издавна использовалось индейцами для смазывания каноэ, а ведь можно найти неправильное утверждение, будто пропитка совершалась соком агавы, хотя агава растет в Венесуэле, из нее выделяют сладкий сироп, который употребляют в пищу.
Битумное озеро
Битумных озер в мире единицы, например венесуэльское озеро Бермудес, азербайджанское — Бингади, еще подобный объект есть в Калифорнии. Само озеро Пич-Лейк на острове Тринидад используется местным индейским племенем под названием карибы, они брали битум и им пропитывали свои лодки, так как это вещество не пропускает воду. Одно поселение, Санта Роза до наших дней находится на берегах озера, среди жителей общины есть потомки карибов.
В Северной и Центральной Америке исследователи, первопроходцы воины, торговцы, охотники использовали каноэ по нескольким причинам:
- Лодки изготавливаются фактически из подручных материалов, можно натянуть кору на каркас из веток, для обшивки можно использовать кожу и даже плотную материю, если пропитать ее битумом.
- Судно очень легкое, его в случае надобности могут переносить два человека, если она с грузом. А если лодка пустая, то ее транспортировать можно и в одиночку.
- Когда лодка не нужна, ее можно сжечь, используя для разведения костра.
- Перевернутую лодку можно использовать как укрытие для ночлега, а также как зонтик, который закрывает багаж.
- Можно перевозить большие и тяжелые грузы по лесистой пересеченной местности (между реками лодку можно переносить).
- В случае надобности можно натянуть парус и с помощью весельной силы можно идти даже против течения.
- Передвигаться можно быстрее, чем на чем еще либо, а значить можно иметь преимущество перед другими охотниками, торговцами или воинами.
Пич Лейк в переводе обозначает «озеро из битума». Вместо воды в нем асфальт, причем этого вещества сосредоточено в одном месте так много, что оно считается крупнейшим в мире резервуаром битума. Площадь озера — 40 гектаров, глубина достигает 80 метров.
Запасы естественного асфальта — 6 миллионов тонн. Сейчас на государственном уровне производится добыча битума, каждый год вынимаются десятки тысяч тон, причем запасов должно хватить на 400 лет. Много битума идет на экспорт. Озеро открыл Уолтер Рэли в 1595 году, который просмолил вязким материалом суда. В последствии этой смолой обрабатывали деревянные суда и другие водоотталкивающие поверхности как индейцы, так и европейцы, которые жили на берегах Пич Лэйку.
С 1867 года ведется промышленная разработка, с тех пор добыто около десяти миллионов тонн битума. Этим смолистым материалом ведется обработка дорог на Тринидаде и Тобаго, островах Карибского бассейна, а также в Великобритании, Египте, Японии, Сингапуре, Индии.
В Северной Америке индейцы изготавливали каноэ из коры березы. Причем одного дерева хватало на изготовления одной лодки, но, видимо, брали большое дерево. В центральной Америке каноэ также изготавливали из материалов, которые добывали в тропическом лесу.
Памятник природы
Битум образовывается из нефти, а у острова нефтяные и газовые месторождения. Возле острова — глубокий разлом земной коры в районе Барбадоса. Существует теория, что через этот разлом нефть подпитывает битумное озеро.
По легенде, на месте озера было индейское поселение, которое в результате катаклизма ушло под землю. У озера находиться страшно — поверхность природного памятника колышется, битумная масса неспокойная, бурлящая. Битум может поглощать предметы, но в результате кругооборота, который невидимый для человека, поглощенные вещи могут выплывать на поверхность через много лет и даже тысячелетий. Так были найдены предметы, принадлежащие местным индейцам, зуб мастодонта, кости ископаемого гигантского ленивца. Также на поверхности в 1928 году было найдено дерево, которое, по годовым кольцам, которые посчитали по спилу, росло четыре тысячи лет назад. После исследования дерево опять было поглощено битумной массой.
Туризм
Ежегодно озеро посещают 20 тысяч человек, так что местные могут заработать еще и на туристах. Озеро туристы посещают в основном в сезон дождей, в это время в водоемах в озере и у озера можно купаться, насыщена серой теплая вода считается полезной. У озера есть информационный центр для туристов, где можно посмотреть музей, посвященный Пич-Лейку.
По поверхности озера можно ходить, но только в сопровождении гида, иначе можно провалиться в озеро и увязнуть, это составляет опасность для жизни. Особенно много опасных мест ближе к центру озера. Прогулка по озеру подходит не всем — воздух наполнен серой. Нужно соблюдать технику безопасности — ходить лучше в удобных трекинговых ботинках, курить запрещается из-за испарений легковоспламеняющегося метана.
На острове можно посмотреть лодки аборигенов, гид расскажет, как пропитывали битумом свои каноэ индейцы. Кроме того, можно попробовать различные национальные блюда, в состав которых часто входит агава.
Каноэ индейцев
Каноэ представляет собой оригинальную гребную лодку, создателями которой были индейцы Северной Америки. Они изобрели ее много сотен лет назад для охоты, рыбалки, путешествий к неведомым землям, сражений с врагами. Изначально каноэ выдалбливались из дерева и покрывались берестой. Такие лодки отличались необыкновенной легкостью, поворотливостью и очень высокой проходимостью. Они свободно миновали заросшие и заполненные топляком тростником места водоемов, узкие излучины, мелководье и без труда переносились по берегу на плечах.
По сути, каноэ – это древние челны, аналоги которых существовали в Африке, Индокитае, в северных регионах России. К примеру, даже сегодня в Сибири существуют похожие лодки-долбленки и лодки, собранные из досок лиственницы и сшитые ремнями из оленьей кожи. Форма и особенности каноэ оттачивались годами и в итоге приобрели качества, максимально соответствующие комфортному плаванью в любых природных условиях. Например, они управляются небольшими однолопастными веслами, что очень удобно в нешироких протоках и на неглубоких реках. Кроме того, каноэ можно спускать на воду с крутого берега и носовой, и кормовой частью вперед, не опасаясь, что лодка перевернется. Это замечательное свойство позволяет не тратить лишнее время в случаях, когда необходимо быстро покинуть берег. А вес лодок настолько маленький, что даже шестиметровое каноэ без особых усилий переносят на плечах один-два человека.
Конструкция индейских каноэ
Ходовые характеристики каноэ являются настолько высокими, что даже в наши дни только их используют при походах по заповедным дальним районам. Их обеспечивает главным образом узкий удлиненный корпус с высокими острыми оконечностями и уплощенное днище без выступов, способных зацепиться за камни на дне водоема. Классические индейские каноэ симметричны по миделю и не имеют палубы. Их борта немного завалены внутрь, обладают заметной седловатостью, резко поднимаются вверх у штевней и жестко соединены в оконечностях.
Гребцы в каноэ либо стоят на дне на коленях, либо располагаются на сиденьях-банках, опуская короткие весла то с одной, то с другой стороны лодки. Каноэ вмещают до десяти человек, при этом соотношение их габаритов таково, что чем длиннее лодка, тем меньше её ширина. Это дает возможность увеличивать грузоподъемность каноэ без ущерба для их проходимости.
Современные каноэ
Современная промышленность выпускает различные модели каноэ, но их форма осталась такой же, как у индейских предков. Они изготавливаются из композитных материалов, полиэтилена, стеклопластика, алюминия, ПХВ, фанеры. Они предназначены для сплава, гребного слалома, для рыбалки, охоты, для дальних походов, экспедиций, туристических путешествий. Сплавные и слаломные каноэ обладают закрытой декой и дополняются защитными фартуками. Туристические модели в ряде случаев оснащаются маломощными моторами и рулевым управлением.
Самыми легкими являются каноэ из алюминия и фиберлита. Существуют и модели из дерева, но они скорее относятся к эксклюзивным, чем к массовым. Длина современных каноэ достигает 8 метров, ширина 1,8 метра, максимальная грузоподъемность 700-800 килограмм. Самые длинные лодки ориентированы на длительные походы и способны перевозить довольно много багажа. Он помещается в гермомешки и укладывается на дно и в отсеки, находящиеся на корме и носу лодок. Наиболее распространенными являются двухместные модели, в которых банки расположены в оконечностях. Основная их часть рассчитана на недельные путешествия по пресноводным водоемам, по морю и рекам невысокой сложности.
Большинство одноместных и двухместных каноэ состоят из двух одинаковых половин, соединенных с помощью заклепок. Эти половинки делаются из тонких листов материала, который штампуется на специальных прессах. В итоге получаются легкие подвижные лодки, которые по берегу может переносить на плече один человек.
Обычно производители выпускают несколько похожих друг на друга разновидностей каноэ. В стандартных вариантах они укомплектовываются сиденьями банками, которые либо подвешиваются на ремнях, либо приклепываются к бортам. В моделях для сплава и гребного слалома банок нет, но предусмотрены мягкие подушечки для колен. Дно лодок покрывается нескользящим материалом. Некоторые производители делают каноэ с продольным гофром, проходящим по борту над ватерлинией. Он усиливает жесткость корпуса и расширяет ватерлинию. В оконечностях отдельной линейки моделей присутствуют надувные емкости или блоки из пенопласта, способствующие непотопляемости лодок.
На каноэ из стеклопластика нередко имеются планшири из алюминия и бимсы, изготовленные из металлических труб. Иногда в них есть отдельная палубная секция с планширем или запалубленные оконечности. Характерный для индейских каноэ завал бортов и их седловатость во всех случаях сохраняются.
Основные отличия каноэ от байдарок
Байдарки – это узкие компактные лодки с двухлопастными веслами, предками которых были байды, созданные народами Северами. Они имеют открытую и закрытую деку, дополняются ножными и бедренными упорами, анатомическими сиденьями, багажными отсеками и так же, как и каноэ, предназначены для туристических путешествий, сплава, гребного слалома, охоты, рыбалки, дальних походов и кратковременных прогулок. Байдарки обладают хорошей курсовой устойчивостью, могут набирать большую скорость на гладкой воде, однако гребцы в них располагаются спиной к ходу лодки и не имеют возможности полностью контролировать фарватер. В каноэ гребцы сидят лицом вперед, поэтому вовремя могут реагировать на неожиданное появление препятствий и принять какие-то меры. Это очень удобно и при охоте или рыбной ловле.
В большинстве своем байдарки обладают отдельными грузовыми отсеками, закрывающимися герметичными крышками. Это делает погрузку и разгрузку багажа более сложной, чем в каноэ, куда его просто складывают на дно. Каноэ меньше рыскают при гребле и устойчивее на курсе, так как лопасти из весел при гребле проходят ближе к корпусу, чем весла байдарок.
Особенности современных каноэ
В последние годы многие производители стали выпускать каноэ из термопласта АСБ, кевлара, фиберлита, полиэтилена. Это материалы высокой прочности, выдерживающие очень сильные удары, влияние агрессивных сред, резкие перепады температур, длительное воздействие ультрафиолета. Они обладают небольшим весом, что дает возможность создавать легкие каноэ с большой грузоподъемностью, и отличаются надежностью и превосходной плавучестью. Каноэ из стеклопластика тяжелее, чем предыдущие модели, но они прочнее и имеют более длительный срок службы. Каноэ из алюминия тоже имеют небольшой вес, послушны в управлении, поворотливы, однако на рыбалке и охоте они не очень удобны, так как при движении создают излишний шус. Каноэ из ПХВ весят очень мало, часто дополняются системами самоотлива, надувными банками и нередко используются для сплава по рекам высокой сложности.