4 просмотров

Чем покрывают подводные лодки

Субмарины США «облезают» на фоне новости о русском ноу-хау

Американские многоцелевые атомные подлодки четвертого поколения типа «Вирджиния» отличаются некачественным противогидролокационным покрытием (ПГП). Об этом утверждается в статье аналитика Эйч Ай Саттона в Forbes.

Заголовок материала «У подводных лодок ВМС США могут быть проблемы со скрытностью, но в этом они не одиноки», да и ее содержание прямо намекали, что и у подлодок ВМФ России с качеством ПГП дела обстоят так себе. Мол, если даже у нас, американцев, с этим элементом субмарин не все гладко, то уж у русских-то и подавно все «не айс».

Но так ли это? В вопросе разбирался обозреватель Федерального агентства новостей.

Ликбез по гидроакустике

Что собой представляет ПГП? Чаще всего это многослойное резиновое покрытие, «собираемое» из отдельных пластин и наносимое поверх стального корпуса подлодки.

Зачем оно нужно и насколько необходимо? Ох, тут одним предложением не отделаешься…

Фактор скрытности для подводной лодки крайне критичен — это ее основное тактическое свойство. А основным способом обнаружения современных субмарин было и до сих пор остается шумопеленгование, то есть обнаружение подводных объектов по первичному гидроакустическому полю.

Этому способствует такая особенность распространения звука под водой, как сравнительно малое затухание, особенно в низком звуковом и инфразвуковом частотных диапазонах. Вследствие этого в морской среде звуки могут распространяться на значительно большие расстояния, чем, например, в воздухе.

Используя эту особенность распространения звука в воде, специализированные гидроакустические средства (ГАС) могут достаточно эффективно обнаруживать находящиеся под водой субмарины. При этом современные ГАС работают в двух основных режимах:

Статья в тему:  Какие документы нужны для регистрации лодочного мотора в украине

— шумопеленгование: пассивный режим (пассивная локация), позволяющий определять местоположение подводного объекта по звуковым сигналам (первичному акустическому полю), излучаемым самим объектом;

— гидролокация: активный режим, использующий отраженный подводным объектом зондирующий сигнал гидролокатора (вторичное акустическое поле).

Первый режим позволяет обнаруживать подводную цель на достаточно большой дистанции и при этом самому оставаться незамеченным. Минус пассивного режима работы ГАС — невысокая точность определения местоположения подводного объекта, ведь дистанцию до цели приходится определять косвенными методами.

Второй режим дает возможность вскрыть местоположение подводной цели с гораздо более высокой точностью, чем при работе ГАС в пассивном режиме. Минусы активного режима — меньшая дальность эффективной работы и немедленная демаскировка себя: дело в том, что мощные зондирующие акустические сигналы, облучающие цель, позволяют цели заблаговременно, на большей дальности обнаружить «охотника».

Во время плавания гидроакустическая вахта на подводной лодке несется постоянно. При этом гидроакустический комплекс работает в пассивных режимах. Активные режимы ГАК подводники используют для обеспечения безопасности всплытия в мирное время и при проведении торпедных практических стрельб, когда при занятии позиции стрельбы командиру лодки требуется уточнить дистанцию до главной цели.

Все люди, не исключая подводников, очень хотят жить. Поэтому при создании современных субмарин применяется множество способов снижения их акустической заметности. В частности, чтобы снизить вероятность обнаружения лодки работающим в пассивном режиме ГАС, на субмаринах:

Статья в тему:  Как играть на гитаре yamaha

— уменьшают непосредственное шумоизлучение работающих механизмов за счет улучшения обработки зубчатых передач, снижения веса вращающихся частей, уравновешивания движущихся масс, установки звукопоглощающих кожухов на двигатели;
— снижают уровень отраженных шумов с применением пористых или волокнистых облицовок для внутренних поверхностей отсеков;
— устанавливают механизмы на амортизаторы и звукоизолирующие фундаменты, а также устраняют жесткие связи механизмов с корпусом лодки;
— глушат шумы выхлопных и всасывающих систем;
— применяют малошумные гребные винты специальной конструкции и борются с кавитацией.

Плюс к этому, для атомных подлодок разрабатывают проекты реакторов с естественной циркуляцией теплоносителя и безредукторные турбинные установки. И так далее, и тому подобное.

Словом, война с шумностью на подлодках идет по всем фронтам.

Но как быть, если над головой все же прозвучал роковой зондирующий сигнал работающего в активном режиме ГАС противника? В таком случае остается надеяться лишь на мастерство командира подлодки, искусство ее акустиков, слаженность действий остальных членов экипажа и… эффективность ПГП, предназначенного для поглощения лупящих в корпус нашей субмарины ультразвуковых импульсов.

Конец ликбеза. Возвращаемся к опубликованной в Forbes заметке.

Слишком дотошный инженер

Начинается текст Эйч Ай Саттона с упоминания о весьма неприятном для американского ВПК инциденте.

Старший инженер Ари Лоуренс курировал на судостроительном предприятии Huntington Ingalls Industries строительство для ВМС США атомных подлодок типа «Вирджиния». На минуточку, стоимость каждой такой субмарины составляет от 1,8 млрд до 2,7 млрд долларов. В общем, — недешевые «игрушки».

Статья в тему:  Какой клей использовать для ремонта резиновой лодки

В какой-то момент Лоуренс обнаружил странное явление. По документам «Вирджинии» передавались заказчику с установленным по всем правилам ПГП. Но едва выйдя на новых лодках в море, американские подводники немедленно начинали жаловаться на то, что противогидролокационное покрытие с корпуса субмарины облезает и отваливается не менее стремительно, чем кожа с плеч «сгоревшего» на солнце пляжника.

Затеянное Лоуренсом расследование вскрыло крайне неприглядную картину. ПГП крепился к корпусу «Вирджиний» посредством специального двухкомпонентного клея. Так вот, сотрудники Huntington Ingalls Industries не имели надлежащей квалификации и подлинных сертификатов для использования этого клея. Все используемые при аттестациях и иных отчетах сертификаты оказались поддельными! Мало того, на судостроительном предприятии регулярно фальсифицировались результаты испытаний уже установленного на субмарины ПГП.

Постепенное разрушение ПГП на подводных лодках, вызванное естественным износом, соленой водой, волнением, давлением, контактом со льдом, перепадом температур, деформацией корпуса на глубине, — это обычное явление. Но из-за халатности Huntington Ingalls Industries ПГП на новеньких «Вирджиниях» разрушалось запредельно высокими темпами. Понятно, что в такой ситуации покрытие в буквальном смысле приходилось постоянно подклеивать.

Однако, этим беды лодок не исчерпывались.

Во-первых, разрушение ПГП снижало эффективность субмарин США и, соответственно, увеличивало эффективность работающих в активном режиме ГАС вероятного противника.

Во-вторых, разрушение ПГП не означало, что его пластины сразу отваливались. Часто они оставались в полуоторванном состоянии. Таким образом, лодка обрастала своеобразной резиновой «щетиной», которая нарушала нормальную обтекаемость лодки и увеличивала ее шумность.

Статья в тему:  Как вывести сигнализацию на пульт yamaha

В-третьих, разрушение ПГП на «Вирджиниях» происходило по-разному, что способствовало формированию у лодки индивидуальной акустической сигнатуры, по которой акустики вероятного противника могли опознавать ее, как по паспорту.

Всю эту информацию Лоуренс честно вывалил своему руководству — и очень быстро пожалел. На Huntington Ingalls Industries постарались замять скандал, а слишком дотошного старшего инженера без лишнего шума «сплавить» с предприятия. И все же «заткнуть» Лоуренса не получилось, так что скандал все же громыхнул.

Если информация Лоуренса будет подтверждена в ходе официального расследования, то страшно представить, во сколько миллионов долларов это «влетит» Huntington Ingalls Industries, являющейся, кстати, единственным производителем американских атомных авианосцев.

Ну, а пока страсти кипят, продолжают «всплывать» все более любопытные факты.

Оказывается, та же проблема с ПГП, что и у «Вирджиний», пусть и в несколько меньшей степени, наблюдалась и у «Лос-Анджелесов» — американских атомных подлодок предыдущего поколения. О резиновой «ахиллесовой пяте» «Вирджиний» ВМС США знало аж с 2007 года, но решить проблему быстро разрушающегося ПГП до сих пор так и не удосужилось.

Конечно, после упоминания воистину вопиющей истории с противогидролокационным покрытием «Вирджиний» автору заметки в Forbes захотелось как-то заретушировать этот позор американских ВПК и ВМС. По этой причине Саттон и поторопился указать, что проблемы с ПГП испытывали не только американские подводники, но и британские. И уж, разумеется, из этих проблем не вылезают, мол, подводники двух главных, по версии США, «империй зла» — России и Ирана.

Статья в тему:  Какой краской покрасить деревянную лодку

Про техническое состояние построенных в 1990-е годы Россией для ВМС Ирана трех дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ нам сказать нечего. Отметим лишь, что построенная аж в 1986 году подлодка того же проекта Б-806 «Дмитров» до сих пор числится в составе Балтфлота, находится в строю и, судя по фотографиям, с ПГП у лодки все ок.

Поговорим-ка лучше про подводные лодки ВМФ РФ.

«Отличаются от западных образцов»

Российские подлодки, подобно американским, тоже имеют ПГП. В советское время изготовлением «пластин резиновых рулонных» для ПГП подлодок занимался Алексинский химкомбинат. Чтобы был понятен масштаб производства, напомним, что только для одной атомной субмарины проекта 941 «Акула», имеющей подводное водоизмещение 48 000 тонн, таких пластин требовалось примерно 800 тонн!

Конструкция, состав и способ крепления ПГП непрерывно совершенствовались. Например, для дизель-электрической подлодки проекта 677 под самый занавес существования СССР было разработано ПГП нового поколения «Молния». Не прекратился процесс улучшения ПГП отечественных подлодок и после распада Советского Союза, хотя объемы выпуска пластин для противогидролокационного покрытия на отечественных предприятиях из-за недофинансирования, конечно, упали.

Это сразу почувствовали на флотах — если раньше в межремонтный период отрывающиеся пластины ПГП подклеивали, то теперь либо покрытие вообще не восстанавливали, либо полуоторванные пластины кое-как закрепляли металлическими уголками, приваривая те к корпусу подлодки. Выглядели лодки при таком «колхозе», конечно, безобразно.

Статья в тему:  Можно ли ловить рыбу с лодки в марте

Надо полагать, именно фотографии российских субмарин конца 1990-х и дали основание Саттону написать про плохое состояние нашего пластин. Чего автор заметки в Forbes не написал, так это того, что с тех времен положение дел с ПГП в ВМФ России заметно изменилось в лучшую сторону.

«Ободранные» российские подлодки практически исчезли с фотографий. На базе «ЧПО им. В.И.Чапаева» в Чебоксарах концерн «Техмаш» развернул на новых высокотехнологичных линиях выпуск резиновых пластин для ПГП дизель-электрических «Варшавянок», а также атомных «Бореев» и «Ясеней».

«Сейчас требуются новые виды покрытий с уменьшенной массой и улучшенными характеристиками. Техпластины, которые мы начали выпускать на базе «ЧПО им. В.И.Чапаева», выгодно отличаются от западных образцов способностью к поглощению акустических сигналов широкого диапазона и высокими эксплуатационными показателями», — заявил в 2017 году гендиректор концерна Сергей Русаков.

Чебоксарское предприятие обеспечено госзаказом на производство пластин для ПГП на пять лет вперед, добавил он.

Словом, объемы изготовления отечественных комплектующих для ПГП сейчас растут. При этом по качеству наши пластины не только не уступают, но и превосходят иностранные аналоги.

Остается добавить, что санкт-петербургский ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова готовится вывести ПГП российских подлодок на принципиально новый технический уровень.

Ноу-хау по имени «Корсар»

Дело в том, что как ни улучшай имеющиеся сейчас ПГП, стандартно изготавливаемые из резиновых пластин, они не способны надежно защитить лодку от обнаружения современными гидролокаторами, работающими на частотах ниже 1 кГц. Рассмотрев разнообразные варианты, «крыловцы» пришли к выводу о необходимости замены пассивного ПГП, изготавливаемого на основе резиновых материалов, на пассивное покрытие, созданное на основе тканевого материала с использованием композитов.

Статья в тему:  Какую лодку выбрать под мотор 9.8

То есть корпуса лодок покроют пьезокомпозитными пластинами, внутри которых будут размещаться датчики и оптоволоконные трассы серверов управления, а также активные излучатели, общий контур которых будет замкнут на перспективную вычислительную систему, управляющую ПГП.

Такая конструкция, представляющая собой пьезокерамическую покровную антенну, по задумке создателей позволит не только поглощать ультразвуковые импульсы вражеского гидролокатора, но и гасить/искажать их с помощью противофазного излучения. Подобное активное ПГП, в случае реализации, позволит в три раза снизить эффективность использования гидролокаторов вероятного противника против российских атомных подлодок четвертого поколения.

Фантастика? На первый взгляд, да. А на второй…

Первая информация об активной работе «крыловцев» по указанной тематике появилась в январе 2014 года. Тогда же в прессу просочились сведения, что на разработку технологии активного ПГП Минпромоторг готов потратить 200 млн рублей.

В сентябре 2016-го появилась новая информация: работы по разработке активного ПГП находятся в высокой степени готовности, в ближайшее время ожидается начало испытаний отдельных элементов системы. Проект разработки активного ПГП получил название «Корсар». После окончания испытаний планируется открытие опытно-конструкторской работы по применению научно-технического задела «Корсара» на конкретных проектах атомных подводных кораблей.

Российские аналитики пришли к выводу, что в случае успеха этого ОКР активным ПГП можно будет оснастить не только перспективные, но и уже построенные российские подлодки. При этом созданные на основе «Корсара» элементы активного ПГП будут не только эффективнее применяемых сейчас пассивных покрытий, но и куда прочнее и долговечнее привычных резиновых пластин.

Статья в тему:  Какой винт поставить на сузуки 20 as с лодкой кайман 330

Что ж, ждем появления этого русского ноу-хау, о котором автор заметки в Forbes, конечно же, предпочел умолчать.

Чем покрыта подводная лодка?

На чем работает подводная лодка?

Для погружения ПЛ принимает балласт — воду — в цистерны. Для всплытия балласт продувается: вода вытесняется из цистерн сжатым воздухом. Когда лодка полностью погружена, она меняет глубину с помощью рулей.

Какая толщина корпуса подводной лодки?

Толщина листов обшивки доходит до 35 мм в зависимости от диаметра прочного корпуса и предельной глубины погружения подводной лодки.

Как ориентируются при движении на подводной лодкой?

Обычно перед погружением штурман определяет место лодки. Сейчас для этого используется ГЛОНАСС и GPS. Раньше были другие системы попроще.

Какая самая мощная подводная лодка?

Названы самые мощные подлодки в мире

  • Подводная лодка типа «Огайо»
  • Подводная лодка типа «Колумбия»
  • Подводная лодка проекта 955 «Борей»
  • Подводная лодка проекта 667БДРМ «Дельфин»
  • Подводная лодка проекта 885М «Ясень-М»

29 янв. 2020 г.

Почему при заполнении балластных цистерн водой лодка погружается?

Для погружения подлодки балластные цистерны заполняются водой, а воздух выгоняется, пока общая плотность судна не станет больше, чем у воды, и подводная лодка начинает погружаться (отрицательная плавучесть).

Как работает атомная подводная лодка?

Атомные подлодки и прочие суда с ядерными энергоустановками используют радиоактивное топливо — главным образом уран — для превращения воды в пар. Полученный пар вращает турбогенераторы, а те производят электроэнергию для движения судна и питания различного бортового оборудования.

Статья в тему:  Где найти лодку в гта сан андреас

Почему на подводной лодке нет иллюминаторов?

На самом деле на подводных лодках нет ничего, даже похожего на иллюминатор. Когда подводный корабль уходит в глубину, он ориентируется только по приборам. Визуально, то есть при помощи глаз, на большой глубине в абсолютной темноте, ориентироваться невозможно.

Сколько времени подводная лодка может находиться под водой?

И так 3 месяца подряд. Это максимальный срок пребывания под водой, который может выдержать человек. Хотя сама атомная подлодка может находиться, не всплывая, под водой в течение 10 лет при полном заряде тепловыделяющих элементов ядерной установки.

Как называется окно на подводной лодке?

Иллюмина́тор (лат. illuminator — «осветитель») — круглое или прямоугольное окно в борту корпуса корабля, стене его надстройки или в верхней палубе для доступа света и свежего воздуха во внутренние помещения. «Иллюминаторами» также называют застеклённые, обычно круглые, окна подводных судов и летательных аппаратов.

Какая максимальная глубина погружения подводной лодки?

К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка (АПЛ) 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник». Лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров (4 августа 1985).

Как видят подводные лодки?

Поэтому подводные лодки оснащают специальным устройством – перископом, который позволяет людям внутри лодки увидеть, что происходит над водой. . Так же перископы имеют специальные линзы, которые увеличивают отраженные изображения с зеркал. Перископы так же используют не только в подводных лодках, а вполне себе на земле.

Статья в тему:  Какую лодку выбрать под мотор 9.8

Как устроена атомная подлодка (10 фото)

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

Статья в тему:  Какой клей использовать для ремонта резиновой лодки

АПЛ: какие они бывают

Атомная лодка имеет ядерную силовую установку (откуда, собственно, и пошло название). В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач. Американцы и англичане вообще прекратили использовать неатомные подлодки, российский же подводный флот имеет смешанный состав. Вообще, только пять стран имеют атомные подлодки. Кроме США и РФ в «клуб избранных» входят Франция, Англия и Китай. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.

Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». Лодок проекта 885 построят восемь единиц, а число «Бореев» достигнет семи. Российский подводный флот нельзя будет сравнить с американским (США будут иметь десятки новых субмарин), но он будет занимать вторую строчку мирового рейтинга.

Русские и американские лодки отличаются по своей архитектуре. США делают свои АПЛ однокорпусными (корпус и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму), а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий. На атомных подлодках проекта 949А «Антей», к числу которых относился и печально известный «Курск», расстояние между корпусами составляет 3,5 м. Считается, что двухкорпусные лодки более живучи, в то время как однокорпусные при прочих равных имеют меньший вес. У однокорпусных лодок цистерны главного балласта, обеспечивающие всплытие и погружение, находятся внутри прочного корпуса, а у двухкорпусных – внутри легкого внешнего. Каждая отечественная субмарина должна выжить, если любой отсек будет полностью затоплен водой – это одно из главных требований для подлодок.

Статья в тему:  Какой винт поставить на сузуки 20 as с лодкой кайман 330

В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ, так как новейшая сталь, из которой выполнены корпуса американских лодок, позволяет выдерживать колоссальные нагрузки на глубине и обеспечивает субмарине высокий уровень живучести. Речь, в частности, идет о высокопрочной стали марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого). К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. Внутри ее легкого корпуса находятся пять прочных корпусов, два из которых являются основными. Для изготовления прочных корпусов использовали титановые сплавы, а для легкого – стальной. Его покрывает нерезонансное противолокационное звукоизолирующее резиновое покрытие, весящее 800 тонн. Одно это покрытие весит больше, чем американская атомная подлодка NR-1. Проект 941 – воистину гигантская субмарина. Длина ее составляет 172, а ширина – 23 м. На борту несут службу 160 человек.

Можно видеть, насколько различаются атомные подлодки и сколь отличным является их «содержание». Теперь рассмотрим более наглядно несколько отечественных ПЛ: лодки проекта 971, 949А и 955. Всё это – мощные и современные субмарины, несущие службу на флоте РФ. Лодки принадлежат к трем разным типам АПЛ, о которых мы говорили выше:

Статья в тему:  Какие документы нужны для регистрации лодочного мотора в украине

Атомные подлодки делят по назначению:

· РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Будучи элементом ядерной триады, эти субмарины несут на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Главные цели таких кораблей – военные базы и города противника. В число РПКСН входит новая российская АПЛ 955 «Борей». В Америке этот тип субмарин называют SSBN (Ship Submarine Ballistic Nuclear): сюда относится самая мощная из таких ПЛ – лодка типа «Огайо». Чтобы вместить на борту весь смертоносный арсенал, РПКСН проектируют с учетом требований большого внутреннего объема. Их длина часто превышает 170 м – это заметно больше длины многоцелевых подлодок.

ЛАРК К-186 «Омск» пр.949А OSCAR-II с открытыми крышками пусковых установок ракетного комплекса «Гранит» Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название «Батон» – за форму корпуса и внушительность размеров.

· ПЛАТ (Подводная лодка атомная торпедная). Такие лодки еще называют многоцелевыми. Их предназначение: уничтожение кораблей, других подлодок, тактических целей на земле и сбор разведданных. Они меньше РПКСН и имеют лучшую скорость и подвижность. ПЛАТ могут использовать торпеды или высокоточные крылатые ракеты. К числу таких АПЛ относятся американский «Лос-Анджелес» или советский/российский МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б».

От “Черной дыры” до “Лошарика”: феномен скрытности российских подлодок

В США разрабатывают новый беспилотник для борьбы с российскими подводными лодками. Его оснастят ядерными торпедами и бомбами. Кроме того, на дрон установят мощную радиолокационную станцию, которая позволит находить вражеские субмарины с точностью до метра. Классический способ обнаружения подлодок с помощью гидроакустической аппаратуры устарел. Силовые установки современных субмарин работают практически бесшумно. Как инженерам удалось этого добиться? И правда ли, что радары могут засечь подлодку даже по кашлю одного подводника? На вопросы ответили эксперты программы “Загадки человечества” с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Статья в тему:  Где найти лодку в гта сан андреас

Звонок дьявола

“Звонок дьявола” – это зловещее выражение придумали немецкие подводники. Союзники обнаруживали гитлеровские субмарины с помощью гидроакустической аппаратуры. Когда звуковые волны достигают корпуса подлодки, возникает специфический звук. Для подводников такой “звонок дьявола” почти всегда означал верную смерть.

“Гидроакустическая станция работает по корпусу и получает в ответ отраженный сигнал, лодку обнаруживают. Такой звук леденит кровь подводников. Это значит, что корабль вышел на лодку, взял ее координаты и сейчас будет бомбить”, – рассказывает капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин.

Такие эпизоды часто показывают в фильмах о войне. Враг рядом, на лодке объявлен режим “тишина”. Почти все системы выключены, экипаж старается меньше двигаться и реже дышать, ведь акустические системы противника могут засечь даже кашель, и это не преувеличение кинематографистов. Неосторожный звук действительно приводил к гибели подводников.

Гонка за тишиной

После войны конструкторы изобрели систему регенерации воздуха для подводных лодок. Благодаря ей субмарины получили возможность не всплывать неделями, а в 1950-е началась “гонка за тишиной”. Инженеры старались сделать субмарины как можно незаметнее для сонаров.

“Лодкам старались придавать оптимальные гидродинамические условия, чтобы не было завихрений, именно они в воде они вызывают определенный шум. Чтобы вода плавно обтекала лодку. То есть придание идеальной формы корпусу лодки и ее рубки”, – делится корабельный инженер Евгений Смирнов.

Статья в тему:  Можно ли ловить рыбу с лодки в марте

Подводные невидимки стали грозным оружием. Во время холодной войны в США создали масштабную звуковую систему слежения. Гигантские поля акустических антенн развернули у американского побережья и на севере Европы возле Норвегии. В то время возможности этой системы впечатляли. Советские подлодки первого поколения она обнаруживала за сотни километров. Обострилось противоборство двух систем: лодки старались снизить шум, ученые старались повысить чувствительность локаторов, которые этот шум фиксируют.

В ответ советские конструкторы построили самую тихую в мире субмарину “Палтус”, которую на Западе прозвали “Черной дырой”. Американской сети антенн она оказалась не по зубам. Корпус “Палтуса” по форме напоминает дирижабль. Нашим инженерам удалось снизить шум многих агрегатов, в том числе дизель-электрических двигателей.

Достижения “Варшавянки”

Обновленная модификация “Палтуса” получила название “Варшавянка”. Моряки утверждают, что под водой она ходит не громче, чем плещутся океанские волны. Самая шумная деталь лодки – гребной вал. На “Варшавянке” он изготовлен с применением бакаута, его еще называют железным деревом. При вращении оно выделяет масло, и за счет естественной смазки вал работает тише. Чтобы спрятаться от противника, “Варшавянка” может лечь на дно. Для атомных подводных крейсеров это слишком рискованный маневр, а для дизель-электрических – штатная ситуация, которую отрабатывают на учениях. В этот момент лодку обесточивают и объявляют режим тишины. Перемещение экипажа запрещено.

В наши дни на тренировке в Черном море состоялась дуэль двух субмарин такого класса, “Новороссийска” и “Ростова-на-Дону”, – кто кого быстрее обнаружит. Гидроакустик одной из лодок засек другую по звуку случайно открывшегося люка.

Статья в тему:  Какой краской покрасить деревянную лодку

Движение вслепую

Гидроакустики – это не только уши, но и фактически глаза подводной лодки. Ведь на глубине она идет вслепую. Специалисты расшифровывают сигналы гидролокатора и оценивают окружающую обстановку. Хороший гидроакустик знает, какие звуки издает дельфин, айсберг или приближающаяся торпеда. У этих подводников даже есть шумовая библиотека.

“Каждый звук корабля имеет свой паспорт. То есть можно на расстоянии определить, какое это судно, каков его тип, как его называют. Какой это конкретно корабль”, – утверждает Дандыкин.

На субмарины часто охотятся противолодочные самолеты и вертолеты. В районы вероятного нахождения цели они сбрасывают гидроакустические буйки. По их показаниям летчики могут найти спрятавшуюся на глубине подлодку. Также используют детекторы магнитных аномалий. Массивные металлические объекты, такие как подводная лодка, искажают магнитное поле. Кроме того, субмарину можно обнаружить и по следу гребного винта.

Непобедимый “Лошарик”

Один из самых секретных проектов российского флота – АС-12 или “Лошарик”. Забавное прозвище атомной субмарине дали в честь героя советского мультфильма. В корпусе лодки несколько титановых сфер. Это отсеки, связанные между собой переходами. Такой корпус позволяет выдерживать давление на больших глубинах. По мнению военных экспертов, “Лошарик” – самая неуязвимая и бесшумная подлодка в мире.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе “Загадки человечества” с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Как вывести сигнализацию на пульт yamaha
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: