2 просмотров

Чем обшита подводная лодка

11 фактов, которые мало кто знает о жизни на подводных лодках

Книги и фильмы нередко романтизируют жизнь на подводных лодках. Служба на подлодке демонстрируется как увлекательное путешествие или как захватывающие дух спецоперации прямо под носом у врагов. Но большинство людей понятия не имеют, с чем сталкиваются подводники, и, думаем, будет интересно узнать факты о жизни на подводных лодках.

1. Служба на подводной лодке — одна из самых сложных работ в мире

Если ты думаешь, что твой офис с опенспейсами — настоящий ад, то это даже близко не соответствует истине. Будучи на подлодке, тебе приходится неделями, а иногда и месяцами сидеть в закрытом пространстве в небольших помещениях, как правило, не более двух квадратных метров, без возможности выйти на поверхность. Прибавь сюда знание, что тебя со всех сторон окружает вода, и что над тобой десятки, а то и сотни метров не особо дружелюбного океана, и поймёшь, что это ничем не лучше добычи угля в шахте.

2. Освещение моделирует цикл дня и ночи

Так как подводники, по сути, находятся в огромной стальной бочке без окон, и неделями не видят белого света, у них, в замкнутых пространствах, начинается депрессия. Чтобы предотвратить это, на лодках монтируют цикличное освещение, которое моделирует смену дня и ночи. Причём для улучшения психического состояния моряков, применяют разноцветное освещение.

3. В подводной лодке очень шумно

В большинстве фильмов подводники буквально крадутся по отсекам, не издавая ни звука. Это действительно так, но только в случае учений или реальных боевых столкновений, когда любой шум может засечь эхолот противолодочных кораблей. В обычном режиме на лодке царит шум, который усиливается узкими вытянутыми помещениями. Да и можно понять подводников, не особо соблюдающих тишину, ведь в постоянном молчании они начали бы сходить с ума уже в первые недели дежурства.

Статья в тему:  Как выбрать лодку пвх под мотор 9.9

4. Единственной обоснованной причиной выхода экипажа на поверхность является опасность для жизни одного из подводников

Если думал, что жизнь подводников — это регулярное всплытие для пополнения провизии или для того, чтобы моряки могли развеяться, то ты ошибался. Единственная веская причина для всплытия на атомной подводной лодке — угроза жизни одному из членов экипажа. И угроза эта должна быть действительно серьёзной, так как на борту есть корабельный врач, который может справиться со многими проблемами, в том числе провести небольшую операцию.

Более того, на подводных лодках есть холодильные камеры, в которые, если произойдёт несчастный случай во время дежурства, отправят тело погибшего подводника до прибытия в порт.

5. Большая часть подводников не знает, где они, и не могут ни с кем связаться

Перед началом дежурства весь экипаж проходит инструктаж, где им описывается, по крайней мере, примерный маршрут. После отплытия из порта большинство рядовых подводников не в курсе, где они плывут, даже в какой части света они находятся. На борту нет ни телефонов, ни интернета, ни каких-либо других средств связи с землёй, так что, по сути, моряки пропадают с радаров на недели или даже месяцы.

6. Между членами экипажа постоянно случаются конфликты

Представь, что ты заперт в небольшом пространстве с десятками мужиков, которым некуда сублимировать свою энергию. Даже с учётом регулярных занятий, случаются конфликты, которые происходят из-за усталости, депрессии и давления, вызванного важностью выполняемой миссии. Просто вспомни, каким испытанием для многих людей стал карантин из-за коронавируса, когда выходить из дома можно было только за продуктами, и поймёшь, насколько сложно приходится подводникам.

7. Есть ограничения в потреблении воды

Какие ограничения, ведь подлодка плавает, как ни странно, под водой, и проблем с обеспечением этой жидкостью не должно быть? Не забывай, что подлодка бороздит солёные водоёмы, и морская вода не подходит для употребления внутрь. Поэтому у моряков есть ограничения в потреблении жидкости, как правило, не более суточной нормы для человека. Во время боевых дежурств это количество может сокращаться до 1 литра в день. Что касается бытовых нужд, то на них идёт забортная вода, проходящая определённую очистку. Она менее солёная, чем за бортом, но всё же не пресная.

Статья в тему:  Как путешествовать на лодке ведьмак 3

8. Рацион однообразный и состоит из долго хранящихся продуктов

Раньше с этим у подводников было ещё хуже, но, с появлением холодильников и атомных реакторов, питающих эти прожорливые устройства электричеством, стало чуть лучше. На борт даже загружают фрукты и овощи, но большую часть рациона составляют консервированные продукты. Так как в режиме дежурства подъём на поверхность запрещён, судовому повару приходится готовить ограниченное количество блюд, которые не отличаются разнообразием.

9. В подводных лодках есть места для развлечения

Не думай, что подлодка — это огромная казарма, где с пробуждения и до сна моряки постоянно заняты работой. Нет, у них есть развлечения, причём разнообразные. Так, например, на некоторых лодках оборудуются даже спортивные залы, где можно выпустить пар, побив грушу или покачав железо. Также у них есть кают-компании, где моряки играют в настольные игры и просто общаются.

10. На подлодках дают вино

Выше мы сказали, что рацион подводников однообразен, но он всё равно лучше, чем у моряков на кораблях. Кроме того, каждый день вместе с едой моряки получают небольшое количество красного сухого вина, которое, как считается, улучшает пищеварение, а также увеличивает производство красных кровяных телец, что позволяет немного уменьшить влияние недостаточного уровня кислорода на борту.

11. Морякам приходится жить бок о бок с ядерным оружием

Мало кто понимает, что опасность на атомных стратегических подводных лодках представляют не столько реакторы, сколько запас ядерных ракет на борту. Так, например, на новых подлодках проекта 955 «Борей» на борту располагается 16 ракет с ядерным зарядом, которые теоретически способны стереть с лица земли несколько крупных городов. Каждый подводник осознаёт этот факт и то, что его корабль может стать тем оружием, чей выстрел ознаменует начало Третьей мировой войны.

Статья в тему:  К чему снится лодочный мотор

Субмарины США «облезают» на фоне новости о русском ноу-хау

Американские многоцелевые атомные подлодки четвертого поколения типа «Вирджиния» отличаются некачественным противогидролокационным покрытием (ПГП). Об этом утверждается в статье аналитика Эйч Ай Саттона в Forbes.

Заголовок материала «У подводных лодок ВМС США могут быть проблемы со скрытностью, но в этом они не одиноки», да и ее содержание прямо намекали, что и у подлодок ВМФ России с качеством ПГП дела обстоят так себе. Мол, если даже у нас, американцев, с этим элементом субмарин не все гладко, то уж у русских-то и подавно все «не айс».

Но так ли это? В вопросе разбирался обозреватель Федерального агентства новостей.

Ликбез по гидроакустике

Что собой представляет ПГП? Чаще всего это многослойное резиновое покрытие, «собираемое» из отдельных пластин и наносимое поверх стального корпуса подлодки.

Зачем оно нужно и насколько необходимо? Ох, тут одним предложением не отделаешься…

Фактор скрытности для подводной лодки крайне критичен — это ее основное тактическое свойство. А основным способом обнаружения современных субмарин было и до сих пор остается шумопеленгование, то есть обнаружение подводных объектов по первичному гидроакустическому полю.

Этому способствует такая особенность распространения звука под водой, как сравнительно малое затухание, особенно в низком звуковом и инфразвуковом частотных диапазонах. Вследствие этого в морской среде звуки могут распространяться на значительно большие расстояния, чем, например, в воздухе.

Статья в тему:  Когда лучше покупать лодку

Используя эту особенность распространения звука в воде, специализированные гидроакустические средства (ГАС) могут достаточно эффективно обнаруживать находящиеся под водой субмарины. При этом современные ГАС работают в двух основных режимах:

— шумопеленгование: пассивный режим (пассивная локация), позволяющий определять местоположение подводного объекта по звуковым сигналам (первичному акустическому полю), излучаемым самим объектом;

— гидролокация: активный режим, использующий отраженный подводным объектом зондирующий сигнал гидролокатора (вторичное акустическое поле).

Первый режим позволяет обнаруживать подводную цель на достаточно большой дистанции и при этом самому оставаться незамеченным. Минус пассивного режима работы ГАС — невысокая точность определения местоположения подводного объекта, ведь дистанцию до цели приходится определять косвенными методами.

Второй режим дает возможность вскрыть местоположение подводной цели с гораздо более высокой точностью, чем при работе ГАС в пассивном режиме. Минусы активного режима — меньшая дальность эффективной работы и немедленная демаскировка себя: дело в том, что мощные зондирующие акустические сигналы, облучающие цель, позволяют цели заблаговременно, на большей дальности обнаружить «охотника».

Во время плавания гидроакустическая вахта на подводной лодке несется постоянно. При этом гидроакустический комплекс работает в пассивных режимах. Активные режимы ГАК подводники используют для обеспечения безопасности всплытия в мирное время и при проведении торпедных практических стрельб, когда при занятии позиции стрельбы командиру лодки требуется уточнить дистанцию до главной цели.

Все люди, не исключая подводников, очень хотят жить. Поэтому при создании современных субмарин применяется множество способов снижения их акустической заметности. В частности, чтобы снизить вероятность обнаружения лодки работающим в пассивном режиме ГАС, на субмаринах:

Статья в тему:  Как написать лодка

— уменьшают непосредственное шумоизлучение работающих механизмов за счет улучшения обработки зубчатых передач, снижения веса вращающихся частей, уравновешивания движущихся масс, установки звукопоглощающих кожухов на двигатели;
— снижают уровень отраженных шумов с применением пористых или волокнистых облицовок для внутренних поверхностей отсеков;
— устанавливают механизмы на амортизаторы и звукоизолирующие фундаменты, а также устраняют жесткие связи механизмов с корпусом лодки;
— глушат шумы выхлопных и всасывающих систем;
— применяют малошумные гребные винты специальной конструкции и борются с кавитацией.

Плюс к этому, для атомных подлодок разрабатывают проекты реакторов с естественной циркуляцией теплоносителя и безредукторные турбинные установки. И так далее, и тому подобное.

Словом, война с шумностью на подлодках идет по всем фронтам.

Но как быть, если над головой все же прозвучал роковой зондирующий сигнал работающего в активном режиме ГАС противника? В таком случае остается надеяться лишь на мастерство командира подлодки, искусство ее акустиков, слаженность действий остальных членов экипажа и… эффективность ПГП, предназначенного для поглощения лупящих в корпус нашей субмарины ультразвуковых импульсов.

Конец ликбеза. Возвращаемся к опубликованной в Forbes заметке.

Слишком дотошный инженер

Начинается текст Эйч Ай Саттона с упоминания о весьма неприятном для американского ВПК инциденте.

Старший инженер Ари Лоуренс курировал на судостроительном предприятии Huntington Ingalls Industries строительство для ВМС США атомных подлодок типа «Вирджиния». На минуточку, стоимость каждой такой субмарины составляет от 1,8 млрд до 2,7 млрд долларов. В общем, — недешевые «игрушки».

Статья в тему:  Как залезть в подводную лодку в гта 5

В какой-то момент Лоуренс обнаружил странное явление. По документам «Вирджинии» передавались заказчику с установленным по всем правилам ПГП. Но едва выйдя на новых лодках в море, американские подводники немедленно начинали жаловаться на то, что противогидролокационное покрытие с корпуса субмарины облезает и отваливается не менее стремительно, чем кожа с плеч «сгоревшего» на солнце пляжника.

Затеянное Лоуренсом расследование вскрыло крайне неприглядную картину. ПГП крепился к корпусу «Вирджиний» посредством специального двухкомпонентного клея. Так вот, сотрудники Huntington Ingalls Industries не имели надлежащей квалификации и подлинных сертификатов для использования этого клея. Все используемые при аттестациях и иных отчетах сертификаты оказались поддельными! Мало того, на судостроительном предприятии регулярно фальсифицировались результаты испытаний уже установленного на субмарины ПГП.

Постепенное разрушение ПГП на подводных лодках, вызванное естественным износом, соленой водой, волнением, давлением, контактом со льдом, перепадом температур, деформацией корпуса на глубине, — это обычное явление. Но из-за халатности Huntington Ingalls Industries ПГП на новеньких «Вирджиниях» разрушалось запредельно высокими темпами. Понятно, что в такой ситуации покрытие в буквальном смысле приходилось постоянно подклеивать.

Однако, этим беды лодок не исчерпывались.

Во-первых, разрушение ПГП снижало эффективность субмарин США и, соответственно, увеличивало эффективность работающих в активном режиме ГАС вероятного противника.

Во-вторых, разрушение ПГП не означало, что его пластины сразу отваливались. Часто они оставались в полуоторванном состоянии. Таким образом, лодка обрастала своеобразной резиновой «щетиной», которая нарушала нормальную обтекаемость лодки и увеличивала ее шумность.

Статья в тему:  Откуда в подводной лодке воздух

В-третьих, разрушение ПГП на «Вирджиниях» происходило по-разному, что способствовало формированию у лодки индивидуальной акустической сигнатуры, по которой акустики вероятного противника могли опознавать ее, как по паспорту.

Всю эту информацию Лоуренс честно вывалил своему руководству — и очень быстро пожалел. На Huntington Ingalls Industries постарались замять скандал, а слишком дотошного старшего инженера без лишнего шума «сплавить» с предприятия. И все же «заткнуть» Лоуренса не получилось, так что скандал все же громыхнул.

Если информация Лоуренса будет подтверждена в ходе официального расследования, то страшно представить, во сколько миллионов долларов это «влетит» Huntington Ingalls Industries, являющейся, кстати, единственным производителем американских атомных авианосцев.

Ну, а пока страсти кипят, продолжают «всплывать» все более любопытные факты.

Оказывается, та же проблема с ПГП, что и у «Вирджиний», пусть и в несколько меньшей степени, наблюдалась и у «Лос-Анджелесов» — американских атомных подлодок предыдущего поколения. О резиновой «ахиллесовой пяте» «Вирджиний» ВМС США знало аж с 2007 года, но решить проблему быстро разрушающегося ПГП до сих пор так и не удосужилось.

Конечно, после упоминания воистину вопиющей истории с противогидролокационным покрытием «Вирджиний» автору заметки в Forbes захотелось как-то заретушировать этот позор американских ВПК и ВМС. По этой причине Саттон и поторопился указать, что проблемы с ПГП испытывали не только американские подводники, но и британские. И уж, разумеется, из этих проблем не вылезают, мол, подводники двух главных, по версии США, «империй зла» — России и Ирана.

Статья в тему:  Какие моторные лодки нужно регистрировать

Про техническое состояние построенных в 1990-е годы Россией для ВМС Ирана трех дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ нам сказать нечего. Отметим лишь, что построенная аж в 1986 году подлодка того же проекта Б-806 «Дмитров» до сих пор числится в составе Балтфлота, находится в строю и, судя по фотографиям, с ПГП у лодки все ок.

Поговорим-ка лучше про подводные лодки ВМФ РФ.

«Отличаются от западных образцов»

Российские подлодки, подобно американским, тоже имеют ПГП. В советское время изготовлением «пластин резиновых рулонных» для ПГП подлодок занимался Алексинский химкомбинат. Чтобы был понятен масштаб производства, напомним, что только для одной атомной субмарины проекта 941 «Акула», имеющей подводное водоизмещение 48 000 тонн, таких пластин требовалось примерно 800 тонн!

Конструкция, состав и способ крепления ПГП непрерывно совершенствовались. Например, для дизель-электрической подлодки проекта 677 под самый занавес существования СССР было разработано ПГП нового поколения «Молния». Не прекратился процесс улучшения ПГП отечественных подлодок и после распада Советского Союза, хотя объемы выпуска пластин для противогидролокационного покрытия на отечественных предприятиях из-за недофинансирования, конечно, упали.

Это сразу почувствовали на флотах — если раньше в межремонтный период отрывающиеся пластины ПГП подклеивали, то теперь либо покрытие вообще не восстанавливали, либо полуоторванные пластины кое-как закрепляли металлическими уголками, приваривая те к корпусу подлодки. Выглядели лодки при таком «колхозе», конечно, безобразно.

Статья в тему:  Фильм как мальчик плыл с тигром в лодке

Надо полагать, именно фотографии российских субмарин конца 1990-х и дали основание Саттону написать про плохое состояние нашего пластин. Чего автор заметки в Forbes не написал, так это того, что с тех времен положение дел с ПГП в ВМФ России заметно изменилось в лучшую сторону.

«Ободранные» российские подлодки практически исчезли с фотографий. На базе «ЧПО им. В.И.Чапаева» в Чебоксарах концерн «Техмаш» развернул на новых высокотехнологичных линиях выпуск резиновых пластин для ПГП дизель-электрических «Варшавянок», а также атомных «Бореев» и «Ясеней».

«Сейчас требуются новые виды покрытий с уменьшенной массой и улучшенными характеристиками. Техпластины, которые мы начали выпускать на базе «ЧПО им. В.И.Чапаева», выгодно отличаются от западных образцов способностью к поглощению акустических сигналов широкого диапазона и высокими эксплуатационными показателями», — заявил в 2017 году гендиректор концерна Сергей Русаков.

Чебоксарское предприятие обеспечено госзаказом на производство пластин для ПГП на пять лет вперед, добавил он.

Словом, объемы изготовления отечественных комплектующих для ПГП сейчас растут. При этом по качеству наши пластины не только не уступают, но и превосходят иностранные аналоги.

Остается добавить, что санкт-петербургский ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова готовится вывести ПГП российских подлодок на принципиально новый технический уровень.

Ноу-хау по имени «Корсар»

Дело в том, что как ни улучшай имеющиеся сейчас ПГП, стандартно изготавливаемые из резиновых пластин, они не способны надежно защитить лодку от обнаружения современными гидролокаторами, работающими на частотах ниже 1 кГц. Рассмотрев разнообразные варианты, «крыловцы» пришли к выводу о необходимости замены пассивного ПГП, изготавливаемого на основе резиновых материалов, на пассивное покрытие, созданное на основе тканевого материала с использованием композитов.

Статья в тему:  Как написать лодка

То есть корпуса лодок покроют пьезокомпозитными пластинами, внутри которых будут размещаться датчики и оптоволоконные трассы серверов управления, а также активные излучатели, общий контур которых будет замкнут на перспективную вычислительную систему, управляющую ПГП.

Такая конструкция, представляющая собой пьезокерамическую покровную антенну, по задумке создателей позволит не только поглощать ультразвуковые импульсы вражеского гидролокатора, но и гасить/искажать их с помощью противофазного излучения. Подобное активное ПГП, в случае реализации, позволит в три раза снизить эффективность использования гидролокаторов вероятного противника против российских атомных подлодок четвертого поколения.

Фантастика? На первый взгляд, да. А на второй…

Первая информация об активной работе «крыловцев» по указанной тематике появилась в январе 2014 года. Тогда же в прессу просочились сведения, что на разработку технологии активного ПГП Минпромоторг готов потратить 200 млн рублей.

В сентябре 2016-го появилась новая информация: работы по разработке активного ПГП находятся в высокой степени готовности, в ближайшее время ожидается начало испытаний отдельных элементов системы. Проект разработки активного ПГП получил название «Корсар». После окончания испытаний планируется открытие опытно-конструкторской работы по применению научно-технического задела «Корсара» на конкретных проектах атомных подводных кораблей.

Российские аналитики пришли к выводу, что в случае успеха этого ОКР активным ПГП можно будет оснастить не только перспективные, но и уже построенные российские подлодки. При этом созданные на основе «Корсара» элементы активного ПГП будут не только эффективнее применяемых сейчас пассивных покрытий, но и куда прочнее и долговечнее привычных резиновых пластин.

Статья в тему:  Как выбрать лодку пвх под мотор 9.9

Что ж, ждем появления этого русского ноу-хау, о котором автор заметки в Forbes, конечно же, предпочел умолчать.

О чем молчит “Акула”. Топ самых интересных фактов об атомной подлодке “Дмитрий Донской”

40 лет назад, 29 декабря 1981 года, был подписан приемный акт тяжелого атомного подводного ракетного крейсера “Дмитрий Донской” (ТК-208), знаменитой головной “Акулы” — подлодки проекта 941. Этот атомоход — гордость корабелов северодвинской судоверфи “Севмаш” (в составе Объединенной судостроительной корпорации).

“Для того чтобы построить и передать военно-морскому флоту (ВМФ) серию ракетоносцев проекта 941, на предприятии провели масштабную реконструкцию — был построен эллинг, который до сих пор остается самым крупным крытым сооружением для строительства атомных подводных лодок (АПЛ) в Европе, — рассказал ТАСС генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко. — Корабелы успешно освоили передовой модульно-агрегатный метод строительства АПЛ. Он позволил сократить сроки строительства подводных кораблей проекта 941. Ветераны вспоминают, что работали без выходных и праздников, фактически как в войну, чтобы обеспечить выполнение поставленной задачи”.

Он отметил, что в Центральном конструкторском бюро морской техники “Рубин” спроектировали отличный корабль. “Тяжелые атомные подводные крейсеры сыграли главную роль в обеспечении паритета с Соединенными Штатами Америки. А для личного состава эти корабли стали настоящим домом — подлодка приспособлена и для службы, и для жизни”, — подчеркнул гендиректор.

Сегодня отечественная оборонная промышленность и ВМФ продолжают укреплять морские границы страны. Севмаш передает в состав флота современные АПЛ четвертого поколения проектов “Ясень-М” и “Борей-А”. “Морские рубежи уже охраняют головные корабли серий “Казань” и “Князь Владимир”. 21 декабря 2021 года мы подняли Андреевские флаги на первых серийных атомоходах — АПЛ “Новосибирск” и “Князь Олег”. Они усилят боевой потенциал Тихоокеанского флота”, — сказал Будниченко.

Статья в тему:  Как сделать рулевое управление на лодку пвх

По его словам, корабли четвертого поколения — “это боевые единицы ВМФ, оснащенные по последнему слову техники”. “В проекты внедрены новые технические решения, повышена безопасность, маневренность, снижены шумность и уровень физических полей, реализован комплекс мер, связанных с импортозамещением, — отметил он. — Рядом с новыми АПЛ, выходящими на испытания от набережных Севмаша, всегда идет подводный крейсер проекта 941 “Дмитрий Донской”. Он, как старший брат, помогает нашим кораблям делать первые морские шаги”.

Главный конструктор корабля — С.Н. Ковалев. Под его руководством был разработан совершенно необычный проект подводного крейсера водоизмещением 25 тыс. т.

Самая большая в мире

За свои размеры “Дмитрий Донской” был занесен в Книгу рекордов Гиннесса (1988 год). Атомоходы этого проекта оказались еще и единственными в мире катамаранного типа — с двумя независимыми друг от друга прочными корпусами. Такая конструкция значительно повысила живучесть подводного крейсера и сохранность личного состава. Вместе с тем увеличилось и водоизмещение — в подводном положении оно равнялось 48 тыс. т. Для сравнения — американская АПЛ “Огайо” имела подводное водоизмещение в 18 тыс. т.

Субмарина проекта 941 имеет 172 м в длину, 23 м в ширину. Высотой атомоход сравним с девятиэтажным домом. Но даже при таких габаритах АПЛ этого проекта относились к числу самых малошумных среди советских подводных кораблей. Всего на Севмаше было построено шесть атомных подводных лодок проекта 941.

Статья в тему:  Какие моторные лодки нужно регистрировать

Подводный грузовик

Ранее предполагалось переоборудование части атомоходов проекта 941 в транспортные. Планировалось, что такие подводные лодки будут перевозить грузы по трансполярным и кроссполярным подледным маршрутам кратчайшим путем, связывающим страны Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Обогрев шахт

При строительстве АПЛ проекта 941 возникли сложности с отоплением ракетных шахт из-за их расположения между двумя прочными корпусами. Вопрос требовал немедленного решения, но все предлагаемые конструкторами и кораблестроителями варианты оказались нежизнеспособными.

Выход из ситуации нашел Сергей Ковалев, главный конструктор проекта 941. Идея пришла спонтанно — на глаза академику попалась брошюра одного профессора, предлагавшего изготавливать нагревательные элементы на основе специальной токопроводящей резины. Подобные агрегаты уже применялись в инкубаторах. Технология оказалась подходящей и для тяжелых атомных подводных крейсеров. После некоторых уговоров и воздействия со стороны властей нагревательные элементы в срочном порядке изготовил завод резинотехнических изделий в Свердловске. Испытывали их на стенде конструкторского бюро “Рубин”.

Директор корабля

Самую короткую и емкую характеристику деятельности ответственного сдатчика на АПЛ дал бывший генеральный директор Севмаша Давид Пашаев. Перед посещением подводного крейсера “Дмитрий Донской” он представил тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову ответственного сдатчика корабля Евгения Слободяна.

На вопрос Юрия Михайловича, что это за должность такая, Пашаев пояснил: “Ответственный сдатчик является директором конкретного корабля со всеми полномочиями от генерального директора и при необходимости может докладывать генеральному директору о проблемах в любое время”. Бывший директор Севмаша Анатолий Макаренко отмечал, что сдатчик должен уметь дирижировать производственным оркестром на производстве и при испытаниях.

Статья в тему:  Как путешествовать на лодке ведьмак 3

“По самым худшим чертежам”

Директор Севмаша в 1986–1988 годах Анатолий Макаренко вспоминал: “Было время, когда мы неделями не выходили с завода, работали круглые сутки. Я помню, назначал проведение производственных проверок на 10 часов вечера. Рабочие, оценивая напряженность труда, говорили: “Работаем, как в войну”.

По установленному директором распорядку проверки по головным кораблям начинались в 16 часов ежедневно, кроме воскресенья, а заканчивались иногда в 22–23 часа. И такой режим работы практически в течение года. В 1981 году коллектив предприятия успешно и в генеральный срок сдал головной корабль проекта 941.

На торжественном собрании, посвященном сдаче головной АПЛ проекта “Акула” и проходившем в северодвинском Дворце культуры, Сергей Ковалев в своем выступлении сказал, что “самая лучшая в мире лодка была построена по самым худшим в мире чертежам”. Зал встретил эти слова бурными аплодисментами.

При строительстве атомоходов третьего поколения широко внедрялся модульно-агрегатный метод постройки. Корабли стали собирать на стапеле из крупных блоков корпуса, функциональных агрегатов и зональных блоков. Они поступали как на конвейер из разных цехов и с других предприятий. Наиболее ярко метод проявился на головном корабле проекта “Акула”.

Не без сюрпризов

Директор Севмаша в 1988–2004 годах Давид Пашаев рассказывал о спуске на воду головной АПЛ проекта 941: “Сентябрь подошел, и вывод 711-го заказа состоялся. При этой операции присутствовали министр судостроения М.В. Егоров, его первый заместитель И.С. Белоусов, генеральный конструктор ЦКБ “Рубин” С.Н. Ковалев, главком ВМФ С.Г. Горшков, командующий Краснознаменным Северным флотом В.Н. Чернавин и много других высоких гостей. Все прошло, как мы говорим, в основном штатно. Разбивались бутылки шампанского в нужное время и в нужном месте. Был короткий митинг, и Гимн Советского Союза, и флотский духовой оркестр”.

Статья в тему:  К чему снится лодочный мотор

Но не обошлось и без сюрпризов. “Как и всегда, к началу движения заказа все механизмы и системы стапель-поезда неоднократно проверялись, — вспоминал он. — Надо ли говорить, что в этом случае проверки были особенно тщательными, вывод корабля обеспечивали лучшие специалисты-гидравлисты во главе с бригадиром Алексеем Ивановым, и тем не менее проявился и здесь пресловутый человеческий фактор. Отказал перепускной клапан в системе гидравлики. Кто-то по невнимательности перевернул его. Потребовалось время на то, чтобы разобраться в причине и устранить неисправность”.
Пашаев спросил бригадира, сколько на это потребуется времени. Тот ответил, что причина пока неясна, но, как он считает, в течение часа разберутся.

“Доложил руководству и предложил пройти всем в специальную комнату попить чаю. Министр судостроительной промышленности стал возмущаться, — рассказывает Пашаев. — Обстановку разрядил Борис Вениаминович, сказав министру: “Ты можешь починить? Нет. Вот! И я не смогу. Пойдем в кабинет пить чай, ребята разберутся и позовут, когда будут готовы”.

Через 40 минут причину сбоя выявили, неисправность устранили, и вывод благополучно состоялся. “Неоценимы такое понимание и поддержка. В памяти осталось и такое, последовавшее за этим разговором, — вспоминал Пашаев. — Секретарь обкома сказал буквально следующее: “Впереди еще много дел. Напряжение будет возрастать; опять и опять круглосуточная работа, но уже сдаточной командой, о многих участниках строительства можно и забыть. Но их работа заслуживает высокой государственной оценки. Уже сейчас составляйте списки по награждению отличившихся, никого не забудьте. Мы ваше предложение всячески поддержим”. Думаю, что такое не забывается. Это была и оценка труда рабочих, и всего коллектива предприятия”.

Статья в тему:  Откуда в подводной лодке воздух

АПЛ для “Булавы”

Когда АПЛ “Дмитрий Донской” находилась на стапеле в высокой степени готовности после модернизации, представители Севмаша вышли с предложением использовать крейсер для отработки ракетного комплекса “Булава” в условиях, приближенных к реальным. Справедливости ради необходимо отметить, что до этого уже были успешно проведены наземные бросковые испытания под Санкт-Петербургом. Давид Пашаев горячо поддержал предложение. Севмаш в тесном взаимодействии с КБ “Рубин” и ВМФ достроил атомоход и подготовил его к проведению испытаний ракетного комплекса.
Достройка лодки была непростой задачей для Севмаша. Министерство обороны финансировало этот заказ по остаточному принципу. И все же гендиректор сдержал обещание и обеспечил спуск на воду крейсера в 2002 году.

Проверка лодки

Главный конструктор проекта 941 Сергей Ковалев вспоминал: “На первом выходе головной подводной лодки проекта 941 я с мостика кидал за борт всякую деревянную тару от провизии и наблюдал, не затянет ли ее в насадки гребных винтов. Этот “научный” эксперимент меня утешил: мусор от винтов отводило в сторону. Вообще на головной лодке проекта 941 мы с командиром Ольховиковым и заместителем председателя правительственной комиссии Рыковым делали многое не предусмотренное программой”.

Роман Азанов
ТАСС благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу ПО “Севмаш”

Как изнутри выглядит заброшенная советская подводная лодка

История, уходящая на слом: внутренности подводной лодки проекта 641

Хотели бы вы побывать на настоящей подводной лодке? Думаем, ответ будет положительным. Уверены, что вы знаете адреса окончательной швартовки подводных лодок-музеев, разбросанных по разным городам России, всего таких насчитывается в нашей стране на данный момент восемь штук:

  • Подводная лодка С-189 (Санкт-Петербург);
  • Подводная лодкаД-2 «Народоволец» (Санкт-Петербург);
  • Подводная лодка К-21 (Мурманск);
  • Подводная лодка Б-413 (Калининград);
  • Подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» (Москва);
  • Подводная лодка С-56 (Владивосток);
  • Подводная лодка Б-307 (Тольятти);
  • Подводная лодка М-261 (Краснодар).
Статья в тему:  Как залезть в подводную лодку в гта 5

Но при посещении некоторых из этих подлодок экскурсант может столкнуться с рядом несоответствий действительности. Так, не все выставленные подлодки аутентичны — например, в угоду посетителям с ограниченной подвижностью в некоторых из этих лодок расширяют проемы и убирают часть переборок между отсеками, изменяют интерьер и убирают некоторое оборудование для более удобного размещения экскурсионных групп и музейных экспозиций.

В итоге получается интересно, но не слишком реалистично. Уходит какая-то нотка оригинальности, какое-то еле уловимое дуновение истории.

И вот мы нашли рассказ хоть и о недоукомплектованной, доживающей свои последние дни (ее уже отправили на слом), но все же несколько более реалистичной подлодке, которая начала свой карьерный путь в 1965 году, служила на Северном флоте, в водах Балтики и Средиземного моря и несколько лет даже базировалась в Египте.

Ее посетили любители заброшек и сделали 15 фотоснимков. 15 снимков советской подводной лодки, которая уже стала историей, легендарной историей! Пройдемся по отсекам и узнаем о подлодке немного больше.

Подводные лодки проекта 641

Межотсечная переборка подводной лодки

Подводные лодки проекта 641 — серия советских дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ), по классификации НАТО — Foxtrot. Проект был признан удачным. Подлодки были предназначены для дальних переходов и патрулирования океана, оснащены новейшими на то время торпедными аппаратами.

Было построено 75 кораблей, в том числе 17 подводных лодок ушли на экспорт в военно-морские силы Польши, Индии, Ливии и Кубы.

Статья в тему:  Фильм как мальчик плыл с тигром в лодке

Первая подводная лодка проекта 641, в создании которой принимал участие один из легендарных главных конструкторов-кораблестроителей Зосим Александрович Дерибин, вошла в состав советского флота в 1958 году.

Проект устарел только с началом массового прихода атомных подводных лодок. Последняя подлодка проекта была сдана в 1983 году. С появлением атомоходов без ограничений по дальности и отчасти по времени патрулирования проект 641 перешел в разряд лодок малой дальности.

Экипаж состоял из 70 человек, а автономность плавания ограничивалась 90 днями. Сегодня, особенно в сравнении с гигантскими атомными подводными лодками ВМС России, это кажется крайне маленькой подлодкой, нести боевую вахту на которой казалось крайне непростым делом.

Безусловно, это факт, ведь у значительно более современной АПЛ (атомной подводной лодки) «Борей» проекта 955 на 107 членов экипажа доступно 24 тысячи тонн водоизмещения, 170 метров длины и 13.5 — ширины, тогда как у ДЭПЛ проект 641 эти показатели, а значит и внутреннее полезное пространство для экипажа, гораздо скромнее:

  • длина 91.3 метра;
  • ширина 7.4 метра;
  • водоизмещение 2 475 тонны

Торпедный отсек

Пройдя на корму подлодки, можно спуститься в пустой отсек с четырьмя торпедными аппаратами (7-й отсек подлодки).

Электромоторный отсек и дизельная

Пройдя по узкому проходу, усеянному множеством приборов, кнопок и вентилей, попадаешь в электромоторный отсек, через который видна дизельная — 6 и 5 отсеки соответственно.

Статья в тему:  Фильм как мальчик плыл с тигром в лодке

Другие отсеки, включая пост гидроакустика и центральный пост

Естественно, на подводной лодке есть и пост гидроакустика, в чью боевую задачу входило отслеживание кораблей и подводных лодок противника и других судов или объектов и препятствий.

Через радиорубку можно было отправлять и получать зашифрованные сообщения, а центральный пост оборудовался радаром, сонаром и, конечно же, одним из главных символов любой подлодки — перископом для поиска и ведения целей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: