0 просмотров

Чем кормят на подводной лодке

Содержание

Питание моряков на подводных лодках

Питание солдат российской армии, которые проходят службу на подводных лодках, отличается не только от того, что потребляют служащие сухопутных и военно-воздушных войск, но даже от привычного рациона моряков других сил ВМФ. Подводники очень длительные промежутки времени проводят в походах под толщей воды в замкнутом пространстве, что учитывается при составлении им рациона.

Статья в тему:  Как посадить моба в лодку майнкрафт

Калории под контролем

Ни для кого не секрет, что в подводники берут юношей невысокого роста и не плотного телосложения, чтобы они могли быстрее перемещаться по отсекам субмарин. Разумеется, в рационе подводников учитывается и то, что физическая активность здесь отличается от той, которая есть в других войск, а лишний вес недопустим в принципе. Начнем с того, что рацион во время похода и вне его, может серьезно отличаться. В первую очередь нам интересно именно походное питание.

Проспиртованный хлеб для матросов

На завтрак моряки на подводных лодках получают кофе со сгущенкой, сырокопченую колбасу, печенье, сливочное масло, вареные яйца, консервированный сыр. Свежий хлеб под водой достать тоже негде, поэтому он на субмаринах тоже консервированный. Для того чтобы хлеб мог дольше храниться, его проспиртовывают. Как же есть заспиртованный хлеб, спросите вы? Для этого есть хитрая процедура. Кок проделывает в каждом батоне ножом несколько отверстий, пропитывает его водкой и отправляет в печь. Во время нагрева спирт вместе с водой испаряются, а к столу подается горячий и ароматный хлеб. Правда, если повар не выпарил спирт до конца, он может горчить.

Вино против радионуклидов

На обед подводники получают на первое один из супов. Это может быть солянка, харчо, гороховый суп, борщ, картофельный. Второе, которое матросы едят чаще всего, угадать не сложно. Это, конечно, макароны по-флотски. В качестве дополнительных закусок моряков радуют солеными огурцами, холодцом из говяжьего языка, красной икрой. Из напитков – компот из ягод или фруктов, сок, и, внимание – 50 граммов вина на человека. Это объясняется легко, ведь вино выводит из организма радионуклиды.

Статья в тему:  Как проверить лодку на течь

На ужин моряков тоже ждет суп. Не совпадающий с тем, что был в обед, но тоже примерно из того же перечня, что был обозначен нами выше. На второе картофельное пюре, гречка или рис с мясом, курицей или рыбой. Печеночный паштет, капуста, рыбные консервы, компот и сок. На ночь каждый желающий может налить себе стакан кефира или ряженки.

Кроме того тем, кто трудятся в ночную смену, положен ночной чай с медом, печеньем, сгущенкой. На руки выдается небольшая плитка шоколада и сушеная рыбка (чехонь или вобла).

Чем кормят на подводной лодке


Николай Ушанов комментирует собственную фотографию: «это все подводник ест на обед. Отдельно горячие блюда я готовить не стал. Для обеда я попытался прикупить по списку продуктов в магазине, согласно рациону подводника. Получилось накладно – в районе 1300 рублей по московским ценам. И это я еще не считал, например, мясо для макарон по-флотски, картошку и жареный лук дл супа.

Шеф-редактор военного интернета, командир отделения паровых турбин на атомной подводной лодке Николай Ушанов вот уже второй день отмечает свой профессиональной день – моряка-подводника. Сегодня — настоящим подводным обедом.

«Даже сейчас, на гражданке, я не могу себе порой позволить питаться так, как нас кормили в морях 25 лет назад»- признается подводник Ушанов и начинает свой рассказ

Статья в тему:  Видео урок как сделать лодку из бумаги

Начнем с завтрака

Натуральный вареный кофе со сгущенкой, сырокопченая колбаса, печенье типа курабье, сколько угодно сливочного масла – ломоть на тарелке, мажь на хлеб, яйца вареные целый бачок, консервированный в банке сыр. О хлебе отдельно. Он у нас тоже был консервированный. Каждый батон жестоко заспиртован для длительного хранения. Чтобы его приготовить, кокша должен был проткнуть его в нескольких местах ножом, пропитать водой и поместить в жаркую печь. Спирт вместе с водой выпаривался, в результате чего получался свежий горячий хлеб. Беда была только в том, что недобросовестные коки выпаривали спирт не до конца, и хлеб, хоть и был горячим и необычайно ароматным, но почти всегда горчил. Черный хлеб готовился по такому же принципу, но его никто не ел – выпаривай-не выпаривай¸ а был он противный, как замазка. Это завтрак.

Первое – например, гороховый суп, второе – макароны по-флотски. Далее закуски – соленые огурчики, говяжий язык в желе, красная икра, сладкий компот, например, персиковый, сливовый сок 200 грамм, сухое белое вино – по 50 грамм на брата. Всегда спрашивают, почему вино белое, когда радионуклиды выводит только красное. Отвечу честно – хрен его знает. Но всегда было белое, от кислющего болгарского рислинга до сладкого токайского.

Первое – картофельный суп, второе – курица с рисом. Далее закуски – печеночный паштет, шпроты, квашеная капуста с клюквой, компот из сухофруктов, еще какой-нибудь сок. Причем, и на обед и на ужин перечень закусок такого рода можно продолжать долго, включая маринованный чеснок, анчоусы и прочее.
После ужина в офицерской кают-компании и в столовой личного состава выставлялся бачки с кефиром и со сметаной, и высыпались сушки. Любой желающий мог в любое время забежать, съесть сметаны, выпить кефира, цапнуть сушек и мчать дальше. И это еще не все!

Статья в тему:  Как правильно буксировать лодку

Вечерний чай

Бачок черного горячего чая, обязательно мед, хлеб, сушки, печенье, сгущенка. Мандарины-апельсины, если поход еще только начался и их еще не успели сожрать. После чая каждому в руки выдавалась одна вобла и маленькая плитка – 25г – детского шоколада.

Вот уж чем-чем, а едой Родина подводников не обижала. К сожалению, так кормили только в море. На берегу, в столовой флотилии, было только трехразовое питание без кефира, чая, воблы и шоколада, а также, разумеется, без икры, вина и прочих закусочных разносолов. На суше все гораздо скромнее. На закуску, например, почти всегда была селедка и винегрет, а на завтрак – всегда кофе, колбаса, яйца и печенье.
А погрузка продовольствия на лодку перед выхоом в море заслуживает отдельного рассказа.

Как всё устроено: Моряк на подводной лодке Матрос подводной лодки анонимно рассказал The Village о том, что такое поцелуй кувалды, зачем закусывать вино воблой и почему некоторым подводникам приходится годами драить туалет.

Подлодка

Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая — штурманская, вторая — ракетная, третья — мино-торпедная, четвёртая — радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая — электромеханическая, самая большая. С первой по четвёртую части — это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 — это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке — её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет — только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Статья в тему:  У причала находилось 6 лодок часть из которых была двухместными

Первое погружение

Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.

Служба

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты — то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90. В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса — так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам. Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

Статья в тему:  Что лучше cort или yamaha

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке — турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.

Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят — восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи — в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то — гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. — Прим. ред.). Причём самое обидное — закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет — драишь его до конца.

Статья в тему:  Как отличить оригинальный винт ямаха от подделки

Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами — то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

Иерархия

Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев. Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста — подгодок — матрос, который отслужил два года, а самые крутые — годки — у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина — это их, а вторая — всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

Статья в тему:  Как привязывать якорь к лодке пвх

Устав — это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной — не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл. Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».

Командиры

Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему — получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, — капитан первого ранга Гапоненко (фамилия изменена. — Прим. ред.). Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА — Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте. Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)». На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су. я тебя, бл…, за жопу подвешу. » Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой — это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», — ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.

Статья в тему:  Какую массу имеет лодка если

11 фактов, которые мало кто знает о жизни на подводных лодках

Книги и фильмы нередко романтизируют жизнь на подводных лодках. Служба на подлодке демонстрируется как увлекательное путешествие или как захватывающие дух спецоперации прямо под носом у врагов. Но большинство людей понятия не имеют, с чем сталкиваются подводники, и, думаем, будет интересно узнать факты о жизни на подводных лодках.

1. Служба на подводной лодке — одна из самых сложных работ в мире

Если ты думаешь, что твой офис с опенспейсами — настоящий ад, то это даже близко не соответствует истине. Будучи на подлодке, тебе приходится неделями, а иногда и месяцами сидеть в закрытом пространстве в небольших помещениях, как правило, не более двух квадратных метров, без возможности выйти на поверхность. Прибавь сюда знание, что тебя со всех сторон окружает вода, и что над тобой десятки, а то и сотни метров не особо дружелюбного океана, и поймёшь, что это ничем не лучше добычи угля в шахте.

2. Освещение моделирует цикл дня и ночи

Так как подводники, по сути, находятся в огромной стальной бочке без окон, и неделями не видят белого света, у них, в замкнутых пространствах, начинается депрессия. Чтобы предотвратить это, на лодках монтируют цикличное освещение, которое моделирует смену дня и ночи. Причём для улучшения психического состояния моряков, применяют разноцветное освещение.

Статья в тему:  Мы остановились на ночлег когда наша лодка

3. В подводной лодке очень шумно

В большинстве фильмов подводники буквально крадутся по отсекам, не издавая ни звука. Это действительно так, но только в случае учений или реальных боевых столкновений, когда любой шум может засечь эхолот противолодочных кораблей. В обычном режиме на лодке царит шум, который усиливается узкими вытянутыми помещениями. Да и можно понять подводников, не особо соблюдающих тишину, ведь в постоянном молчании они начали бы сходить с ума уже в первые недели дежурства.

4. Единственной обоснованной причиной выхода экипажа на поверхность является опасность для жизни одного из подводников

Если думал, что жизнь подводников — это регулярное всплытие для пополнения провизии или для того, чтобы моряки могли развеяться, то ты ошибался. Единственная веская причина для всплытия на атомной подводной лодке — угроза жизни одному из членов экипажа. И угроза эта должна быть действительно серьёзной, так как на борту есть корабельный врач, который может справиться со многими проблемами, в том числе провести небольшую операцию.

Более того, на подводных лодках есть холодильные камеры, в которые, если произойдёт несчастный случай во время дежурства, отправят тело погибшего подводника до прибытия в порт.

5. Большая часть подводников не знает, где они, и не могут ни с кем связаться

Перед началом дежурства весь экипаж проходит инструктаж, где им описывается, по крайней мере, примерный маршрут. После отплытия из порта большинство рядовых подводников не в курсе, где они плывут, даже в какой части света они находятся. На борту нет ни телефонов, ни интернета, ни каких-либо других средств связи с землёй, так что, по сути, моряки пропадают с радаров на недели или даже месяцы.

Статья в тему:  Какую массу имеет лодка если

6. Между членами экипажа постоянно случаются конфликты

Представь, что ты заперт в небольшом пространстве с десятками мужиков, которым некуда сублимировать свою энергию. Даже с учётом регулярных занятий, случаются конфликты, которые происходят из-за усталости, депрессии и давления, вызванного важностью выполняемой миссии. Просто вспомни, каким испытанием для многих людей стал карантин из-за коронавируса, когда выходить из дома можно было только за продуктами, и поймёшь, насколько сложно приходится подводникам.

7. Есть ограничения в потреблении воды

Какие ограничения, ведь подлодка плавает, как ни странно, под водой, и проблем с обеспечением этой жидкостью не должно быть? Не забывай, что подлодка бороздит солёные водоёмы, и морская вода не подходит для употребления внутрь. Поэтому у моряков есть ограничения в потреблении жидкости, как правило, не более суточной нормы для человека. Во время боевых дежурств это количество может сокращаться до 1 литра в день. Что касается бытовых нужд, то на них идёт забортная вода, проходящая определённую очистку. Она менее солёная, чем за бортом, но всё же не пресная.

8. Рацион однообразный и состоит из долго хранящихся продуктов

Раньше с этим у подводников было ещё хуже, но, с появлением холодильников и атомных реакторов, питающих эти прожорливые устройства электричеством, стало чуть лучше. На борт даже загружают фрукты и овощи, но большую часть рациона составляют консервированные продукты. Так как в режиме дежурства подъём на поверхность запрещён, судовому повару приходится готовить ограниченное количество блюд, которые не отличаются разнообразием.

Статья в тему:  Как отличить оригинальный винт ямаха от подделки

9. В подводных лодках есть места для развлечения

Не думай, что подлодка — это огромная казарма, где с пробуждения и до сна моряки постоянно заняты работой. Нет, у них есть развлечения, причём разнообразные. Так, например, на некоторых лодках оборудуются даже спортивные залы, где можно выпустить пар, побив грушу или покачав железо. Также у них есть кают-компании, где моряки играют в настольные игры и просто общаются.

10. На подлодках дают вино

Выше мы сказали, что рацион подводников однообразен, но он всё равно лучше, чем у моряков на кораблях. Кроме того, каждый день вместе с едой моряки получают небольшое количество красного сухого вина, которое, как считается, улучшает пищеварение, а также увеличивает производство красных кровяных телец, что позволяет немного уменьшить влияние недостаточного уровня кислорода на борту.

11. Морякам приходится жить бок о бок с ядерным оружием

Мало кто понимает, что опасность на атомных стратегических подводных лодках представляют не столько реакторы, сколько запас ядерных ракет на борту. Так, например, на новых подлодках проекта 955 «Борей» на борту располагается 16 ракет с ядерным зарядом, которые теоретически способны стереть с лица земли несколько крупных городов. Каждый подводник осознаёт этот факт и то, что его корабль может стать тем оружием, чей выстрел ознаменует начало Третьей мировой войны.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Как посадить моба в лодку майнкрафт
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector