0 просмотров

Часы на подводной лодке как пользоваться

Секретная миссия «Малюток»: как подлодки в Ладоге спасали Ленинград

Военно-морской флот России получит модернизированные подлодки проекта “Пиранья”. Конструкторы в четыре раза увеличили водоизмещение субмарины с 370 до 1400 тонн и оснастили судно новой энергетической установкой, а из шлюзовой камеры подлодки смогут десантироваться шесть подводных диверсантов. Предшественниками “Пираний” были компактные советские подлодки “Малютка”. Эти субмарины прозвали “стражами Ладоги”. Они сыграли важную роль в освобождении Ленинграда. Как экипажам “Малюток” удавались смелые, рискованные диверсии под самым носом у врага? Об этом рассказали эксперты программы “Неизвестная история” с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Почему решили в Ладогу запустить “Малюток”?

Январь 1943 года. В ходе операции «Искра» советские войска прорвали блокаду Ленинграда и освободили от врага полосу шириной 11 километров. Ее назвали Дорогой Победы. По этому коридору в истощенный город пошли эшелоны и грузовики с продовольствием.

Но уже весной 1943 года Ленинграду снова угрожала блокада. Немцы и финны готовили контрнаступление. В любой момент город могли повторно взять в кольцо. Советское командование хотело нанести упреждающий удар и отчаянно нуждалось в разведданных.

“Надо было осуществлять разведку в северных районах, которые находятся в 240 километрах. Ни ресурсов, ни катеров, ни топлива не хватило бы для того, чтобы туда дойти, вернуться назад и вести разведку. Для этого наиболее подходили подводные лодки”, – отметил ветеран разведки Военно-морского флота, капитан первого ранга Александр Гедримович.

Статья в тему:  Hungry shark как убить подводную лодку

Запустить в Ладогу подлодки – дерзкий план. Противнику и в голову бы не пришло искать в озере субмарины. Выбор пал на подводные лодки класса “М”, которые моряки прозвали “Малютками”. Они действительно были очень компактными – длина всего 37 метров, ширина – чуть больше трех.

“На флоте существовала поговорка: “Кто на “Малютке” не бывал, тот и горя не видал”. Даже командир не имел каюты на лодках этого типа. Он был единственный, кто имел откидной диван. Все остальные могли располагаться возле тех приборов и механизмов, которые они обслуживали. Спали просто на матрасах”, – рассказал старший научный сотрудник Института российской истории РАН, кандидат исторических наук Мирослав Морозов.

Как подводные лодки доставили к Ладожскому озеру?

В Ленинграде как раз стояли на приколе две списанные “Малютки” М-77 и М-79. Во время блокады дизельные генераторы субмарин использовали как электростанции для питания фабрик. Но подлодки не могли попасть в Ладожское озеро по Неве своим ходом.

Акваторию контролировали финские войска. Оставался единственный выход – переправить субмарины по железной дороге. “Малютки” изначально проектировали так, чтобы их можно было перевозить по суше.

“Они строились на Николаевских судостроительных заводах, а потом по железной дороге должны были переезжать во Владивосток. То есть лодка строилась, сдавалась, входила в состав флота на Черном море. После этого ее прочный корпус уже не разбирался. Из него вытаскивали всю внутреннюю начинку. После этого максимально облегченный корпус ставили на железнодорожные транспортеры и за тысячи километров в Дальний Восток ее отправляли, где снова ее собирали”, – отметил Мирослав Морозов.

Статья в тему:  Как заклеить лодку жидкой латкой

Ночью подлодки подняли из Невы самым большим в Ленинграде плавучим краном грузоподъемностью 150 тонн и подготовили к отправке – сняли пушки и оборудование, опутали сетью, прикрыли ящиками и коробками, чтобы обмануть авиаразведку.

Но тут возникла непредвиденная проблема – из-за такой маскировки конструкция получилась высотой с двухэтажный дом. Груз с такими габаритами порвал бы все линии электропередачи по пути к Ладоге. Руководители спецоперации нашли неожиданный выход – вместе с подлодками отправили целый батальон связистов и электриков.

“Они шли со скоростью 5 километров в час. Рядом с этим поездом поднимали провода, потому что высота подводной лодки была значительно больше. Где-то высоковольтные линии передачи демонтировали”, – сказал Александр Гедримович.

Миссия “Малюток” в годы ВОВ

Но мало было доставить субмарины к Ладожскому озеру – “Малютки” нужно было подготовить к погружению в пресной воде.

“Пресная вода гораздо легче, поэтому лодка полностью под воду и не уходила. Поэтому пришлось монтировать дополнительный балласт на лодках”, – рассказал научный сотрудник Музейно-мемориального комплекса “Дорога Жизни” Александр Войцеховский.

“Малютки” стали глазами и ушами советского флота. Подводники с рассвета до заката наблюдали в перископы за перемещениями финских солдат на позициях и докладывали о передвижениях вражеских кораблей. Это спасло десятки судов, доставлявших грузы в Ленинград. Вступать в бой экипажам подлодок строжайше запрещалось.

Финны не должны были узнать, что за ними шпионят советские субмарины. Иначе Ладожское озеро тут же перекрыли бы минными заграждениями. Но “Малютки” незаметно переправляли в тыл к врагу советских диверсантов. На многих отчетах об этих спецоперациях до сих пор стоит гриф «совершенно секретно».

Статья в тему:  Я сел у окна и стал смотреть как по лодке

“В принципе, ясно, что эти военные занимались сбором развединформации, в первую очередь о противодесантной обороне финнов: где находятся береговые батареи, где окопы, где какие-то подводные препятствия создаются. Были попытки захвата языков с берега, это точно, а еще, возможно, каких-то штабных документов”, – сказал Мирослав Морозов.

Тулоксинская десантная операция

Весной в Ладогу пришли еще три “Малютки”, уже своим ходом – по Неве. Разведданные, которые добыли экипажи этих субмарин, обеспечили успех масштабной спецоперации “Тулоксинский десант”. В ночь на 23 июня 1944 года к вражеским позициям незаметно подошли 78 кораблей Ладожской военной флотилии. Финны не ожидали нападения.

“Задачей Тулоксинской десантной операции было именно отрезать пути отступления с тыла и обеспечить разгром группировки. И благодаря участию кораблей Ладожской военной флотилии успешная высадка десанта позволила освободить всю южную часть Карелии”, – отметил Александр Гедримович.

“Малютки” несли службу на Ладоге до конца войны, а способы скрытно высадить разведчиков с подводной лодки, отработанные на берегах Ладожского озера, до сих пор использует спецназ российского Военно-морского флота.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе “Неизвестная история” с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

11 фактов, которые мало кто знает о жизни на подводных лодках

Книги и фильмы нередко романтизируют жизнь на подводных лодках. Служба на подлодке демонстрируется как увлекательное путешествие или как захватывающие дух спецоперации прямо под носом у врагов. Но большинство людей понятия не имеют, с чем сталкиваются подводники, и, думаем, будет интересно узнать факты о жизни на подводных лодках.

Статья в тему:  Что такое рубка подводной лодки

1. Служба на подводной лодке — одна из самых сложных работ в мире

Если ты думаешь, что твой офис с опенспейсами — настоящий ад, то это даже близко не соответствует истине. Будучи на подлодке, тебе приходится неделями, а иногда и месяцами сидеть в закрытом пространстве в небольших помещениях, как правило, не более двух квадратных метров, без возможности выйти на поверхность. Прибавь сюда знание, что тебя со всех сторон окружает вода, и что над тобой десятки, а то и сотни метров не особо дружелюбного океана, и поймёшь, что это ничем не лучше добычи угля в шахте.

2. Освещение моделирует цикл дня и ночи

Так как подводники, по сути, находятся в огромной стальной бочке без окон, и неделями не видят белого света, у них, в замкнутых пространствах, начинается депрессия. Чтобы предотвратить это, на лодках монтируют цикличное освещение, которое моделирует смену дня и ночи. Причём для улучшения психического состояния моряков, применяют разноцветное освещение.

3. В подводной лодке очень шумно

В большинстве фильмов подводники буквально крадутся по отсекам, не издавая ни звука. Это действительно так, но только в случае учений или реальных боевых столкновений, когда любой шум может засечь эхолот противолодочных кораблей. В обычном режиме на лодке царит шум, который усиливается узкими вытянутыми помещениями. Да и можно понять подводников, не особо соблюдающих тишину, ведь в постоянном молчании они начали бы сходить с ума уже в первые недели дежурства.

Статья в тему:  Почему лодка не сдвинется с места когда человек

4. Единственной обоснованной причиной выхода экипажа на поверхность является опасность для жизни одного из подводников

Если думал, что жизнь подводников — это регулярное всплытие для пополнения провизии или для того, чтобы моряки могли развеяться, то ты ошибался. Единственная веская причина для всплытия на атомной подводной лодке — угроза жизни одному из членов экипажа. И угроза эта должна быть действительно серьёзной, так как на борту есть корабельный врач, который может справиться со многими проблемами, в том числе провести небольшую операцию.

Более того, на подводных лодках есть холодильные камеры, в которые, если произойдёт несчастный случай во время дежурства, отправят тело погибшего подводника до прибытия в порт.

5. Большая часть подводников не знает, где они, и не могут ни с кем связаться

Перед началом дежурства весь экипаж проходит инструктаж, где им описывается, по крайней мере, примерный маршрут. После отплытия из порта большинство рядовых подводников не в курсе, где они плывут, даже в какой части света они находятся. На борту нет ни телефонов, ни интернета, ни каких-либо других средств связи с землёй, так что, по сути, моряки пропадают с радаров на недели или даже месяцы.

6. Между членами экипажа постоянно случаются конфликты

Представь, что ты заперт в небольшом пространстве с десятками мужиков, которым некуда сублимировать свою энергию. Даже с учётом регулярных занятий, случаются конфликты, которые происходят из-за усталости, депрессии и давления, вызванного важностью выполняемой миссии. Просто вспомни, каким испытанием для многих людей стал карантин из-за коронавируса, когда выходить из дома можно было только за продуктами, и поймёшь, насколько сложно приходится подводникам.

Статья в тему:  Как выбрать лодку риб

7. Есть ограничения в потреблении воды

Какие ограничения, ведь подлодка плавает, как ни странно, под водой, и проблем с обеспечением этой жидкостью не должно быть? Не забывай, что подлодка бороздит солёные водоёмы, и морская вода не подходит для употребления внутрь. Поэтому у моряков есть ограничения в потреблении жидкости, как правило, не более суточной нормы для человека. Во время боевых дежурств это количество может сокращаться до 1 литра в день. Что касается бытовых нужд, то на них идёт забортная вода, проходящая определённую очистку. Она менее солёная, чем за бортом, но всё же не пресная.

8. Рацион однообразный и состоит из долго хранящихся продуктов

Раньше с этим у подводников было ещё хуже, но, с появлением холодильников и атомных реакторов, питающих эти прожорливые устройства электричеством, стало чуть лучше. На борт даже загружают фрукты и овощи, но большую часть рациона составляют консервированные продукты. Так как в режиме дежурства подъём на поверхность запрещён, судовому повару приходится готовить ограниченное количество блюд, которые не отличаются разнообразием.

9. В подводных лодках есть места для развлечения

Не думай, что подлодка — это огромная казарма, где с пробуждения и до сна моряки постоянно заняты работой. Нет, у них есть развлечения, причём разнообразные. Так, например, на некоторых лодках оборудуются даже спортивные залы, где можно выпустить пар, побив грушу или покачав железо. Также у них есть кают-компании, где моряки играют в настольные игры и просто общаются.

Статья в тему:  Как сохранить лодку пвх зимой

10. На подлодках дают вино

Выше мы сказали, что рацион подводников однообразен, но он всё равно лучше, чем у моряков на кораблях. Кроме того, каждый день вместе с едой моряки получают небольшое количество красного сухого вина, которое, как считается, улучшает пищеварение, а также увеличивает производство красных кровяных телец, что позволяет немного уменьшить влияние недостаточного уровня кислорода на борту.

11. Морякам приходится жить бок о бок с ядерным оружием

Мало кто понимает, что опасность на атомных стратегических подводных лодках представляют не столько реакторы, сколько запас ядерных ракет на борту. Так, например, на новых подлодках проекта 955 «Борей» на борту располагается 16 ракет с ядерным зарядом, которые теоретически способны стереть с лица земли несколько крупных городов. Каждый подводник осознаёт этот факт и то, что его корабль может стать тем оружием, чей выстрел ознаменует начало Третьей мировой войны.

Жизнь под водой

О подводных лодках я узнал будучи в возрасте младшего школьника. Не то в фильме увидел, не то в книжке прочитал. Тогда подводная лодка показалась мне жутко интересной военной машиной, но при этом какой-то нежилой, будто автоматической. Став школьником, я размышлял: а как подводники живут на лодке? Как едят, спят, ходят в туалет?

А совсем недавно меня, уже взрослого, поразил тот факт, что автономка (так на морском сленге называется боевая служба экипажа корабля) может продлиться до шести месяцев без всплытия! Да и, оказывается, всплывать современным подводным лодкам необходимо только для того, чтобы пополнить запасы продовольствия и сменить уставший экипаж. Подумайте, насколько матросам непросто в замкнутом пространстве прожить полгода! Ведь практически все современные лодки снабжены арсеналом, способным легко уничтожить Великобританию, а каюты матросов находятся всего в нескольких десятках метров от ядерного реактора. Курсы следования, естественно, простыми тоже не бывают. Плавают и подо льдами Северного Ледовитого океана, и по мелководью. Есть риск при встречах с боевыми кораблями других государств. Одним словом, опасностей хватает.

Статья в тему:  Как перевести с английского слово yamaha

Вот так, по нескольку месяцев не всплывая, и бороздит подводная лодка моря и океаны. А как же обустроен быт экипажа из 100 (а иногда и 160-ти) человек этого железного зверя? Нас, конечно же, в первую очередь интересует решение инженерных вопросов, связанных с водоснабжением, канализацией и вентиляцией. Как устроен туалет или по-морскому — гальюн? Как восполняются немалые резервы воды и воздуха в замкнутом пространстве подводной лодки? Вообще, какими санитарно-техническими приборами оборудованы современные подводные лодки?

Гальюн

Поразмышляв над тем, куда деваются отходы жизнедеятельности от ста человек экипажа, накопленные не за один месяц, быстро приходишь к выводу, что возить их с собой трудно (это какие ж должны быть ёмкости!). Так что конечный пункт их прибытия или, точнее сказать — выбытия, понятен — синее море. Вопрос: каким способом?

Гальюнов на подводных лодках два: надводный и подводный. Надводным пользуются, когда лодка идет в надводном положении или стоит на якоре. Потребность в подводном гальюне возникает, как правило, в подводном положении.

Выглядит гальюн подводной лодки как туалет вагона поезда. Его стенки обшиты стальными листами, имеется унитаз и педаль смыва. Но за борт содержимое унитаза выбросить не так просто, как, например, в поезде, где нажал на педаль — и содержимое на шпалах или же в баках, как в биотуалетах. Сперва нужно создать внутри лодки давление большее, чем за бортом. Ведь в море на глубине нескольких сотен метров давление за бортом такое, что при использовании системы, применяемой в поезде, лодка немедленно пойдет ко дну. Соль же в том, что отходы жизнедеятельности собираются в специальный баллон, который периодически продувается воздухом под давлением прямо в море. И если по недосмотру нажать на смыв в тот момент, когда давление в системе будет выше, чем в помещении, то содержимое унитаза с большим ускорением полетит совсем в неожиданную сторону.

Статья в тему:  Какой мотор поставить на деревянную лодку

Поэтому отличие подводного туалета от туалета поезда в том, что в гальюне много различных вентилей, захлопок и манометров. Поэтому же поход туда напоминает подготовку пилота самолёта к полёту. Не выполнишь ряд необходимых технических действий — и простой поход в туалет может привести, как это ни абсурдно звучит, к локальной санитарной катастрофе! К тому же, лодка ведь не просто чудо военной техники, а чудо, призванное действовать скрытно, и, конечно, гальюн работает абсолютно бесшумно на любой глубине погружения, вплоть до предельной.

А как же мыться?

На современных подводных лодках для экипажа созданы поистине комфортные условия. Возьмём, к примеру, тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». Здесь есть и душевые кабины, и спортзал с сауной, обшитой дубовыми досками, и солярий, и даже маленький бассейн для плавания размером 2х4 метра, который наполняется солёной или пресной водой. В каютах для командного состава установлены системы кондиционирования и телевизоры. Плавучий «Хилтон» — так шутливо-горделиво моряки прозвали этот тип лодок.

Стирка на подводной лодке, как правило, не предусмотрена. После душа морякам выдают комплекты чистой одежды.

Чем дышать?

Теперь о воздухе. Человек за час в среднем потребляет 25-28 литров кислорода, а выдыхает 20-25 литров углекислого газа. Естественно, что на подводной лодке никак не обойтись без специальных систем регенерации воздуха. На подлодках запасы кислорода пополняют, производя реакцию электролиза морской воды. Образующийся при этом водород безопасно удаляют. С углекислым газом справляются специальными газоочистителями СО2. Существуют еще несколько фильтров, которые служат препятствием для прочих ядовитых газов, летающих в воздухе частиц, масляного тумана, запахов и пр.

Статья в тему:  Как спасти свою семейную лодку

Прочие системы

На подводных лодках имеются системы пресной воды, мытьевой воды и мусоровыброс.

Пресная вода на субмаринах используется и для питья, и для умывания, и для приготовления пищи. Хранится пресная вода в специальных ёмкостях, а пополняется опреснительной установкой. Как правило, умывальники подлодок имеют два вентиля: один открывает холодную пресную воду, другой — горячую солёную (мытьевую). На камбуз (кухню) вода подаётся через фильтры, очищающие её от случайных примесей и придающие ей хорошие вкусовые качества. Если подаётся дистиллированная вода с опреснительных установок, то в фильтре она обогащается необходимыми солями.

Система мытьевой воды подаёт нагретую морскую воду из систем водяного охлаждения к умывальникам, душу и на камбуз для первичной мойки посуды. Забортная вода подогревается до 30-40°С. Трубопровод для мытьевой воды обычно выполняется из медных цельнотянутых труб.

Среда жизнедеятельности экипажа подлодок максимально приближена к условиям на суше. Соответственно, копится различный мусор. Подводная же лодка не может позволить себе роскошь таскать кучи отбросов до окончания плавания. Да и санитарно-гигиенические нормы нельзя нарушать. Как вы уже догадались, мусор выбросить на подводной лодке тоже не так-то просто. Поэтому мусоровыбрасывающее устройство для избавления от камбузных отходов и прочих остатков тоже должно надёжно срабатывать на глубине. Устройство представляет собой прочный бункер, работающий как шлюзовая камера на космическом корабле. Сначала в него закладывается измельченный мусор, затем он закрывается, заполняется забортной водой и продувается сильной струёй воздуха. Естественно, моряки не сбрасывают в море консервные банки и бутылки.

Статья в тему:  Как сохранить лодку пвх зимой

Смотря на великолепные технические решения в подводных лодках, восхищаясь инженерной мыслью, понимаешь, что для человека ничего невозможного на свете нет. Какую только среду обитания человек не покорил: и подводный мир, и поверхность океана, и воздушное и орбитальное пространства! Что на очереди? Открытый космос? Другие планеты? Поживем — увидим!

Картонные часы на подводных лодках как способ борьбы с авариями

Что такое вахтенный матрос? Это существо, постоянно находящееся в титанической борьбе со сном и не мне его осуждать. Дефицит сна – явление обыденное на боевых кораблях. И вот ставят его вахтенным по живучести, обязанным контролировать состояние отсеков. Ночь, тишина, страшно тянет сомкнуть веки, ну ведь ничего не случится, если и прикрыть глаза всего лишь мнуток на десять, нет, не спать, а просто закрыть глаза, а потом он обязательно пройдётся с обходом по всем отсекам.

Результаты могут быть весьма неприятные и величина этой неприятности, называемой аварийным происшествием, бывает самой разнообразной, это уж как повезёт.

Например, на черноморской лодке С-233 в 1977 году из-за ветоши, попавшей под клапан осушения кольцевого зазора в одном из носовых торпедных аппаратов ночью затопило трюм первого отсека с находящимися там трюмной помпой и блоками гидроакустической станции. Спал вахтенный или нет, но осмотры он не производил, аккуратно заполнив журнал фиктивными записями.

Статья в тему:  Что такое рубка подводной лодки

И изобретательный ум начальства придумал таки, как с этим бороться. Хотя, возможно, идея была позаимствована извне, из мест, где подобный бардак процветал более буйно. В самых труднодоступных местах каждого отсека, в трюмах были установлены картонные циферблаты со стрелками. Каждые полчаса вахтенный должен был пролезть по этим шхерам, чтобы перевести стрелку и попутно не мог не заметить какое-нибудь начавшее твориться безобразие, типа протечек или чего-нибудь с электрическими сетями.

А дежурный по живучести, нагрянув с проверкой, мог ущучить нерадивого вахтенного, не переведшего стрелки. Ну и если бы лодка утонула, то подняв её, можно было бы установить, кто виноват :))

Кстати, и у нас на катерах ввели эти девайсы в одно время, но я в 85-м году поменял место службы и не знаю, как долго продолжалась история с картонными часиками.

Но бывают аварийные ситуации и при участии людей, вроде бы находящихся в полном сознании, тем не менее.

На дизельных лодках линии валов состоят из нескольких частей, соединяемых шинно-пневматическими муфтами. Это вроде автомобильного сцепления, только отличается по конструкции. Надо вам,скажем, идти под электромоторами. Тогда отключается муфты между ними и дизелями. А если необходимо произвести зарядку аккумуляторных батарей не на ходу, у причала к примеру – тогда эти муфты будут включены, а муфты между электродвигателями и упорными валами – выключены. Дизель вращает электродвигатели, которые теперь работают в режиме генераторов, а винты остаются неподвижными.

Статья в тему:  Как перевести с английского слово yamaha

И вот две лодки стоят на якорях, одна из них бьёт зарядку. А в электротехническом отсеке мичман проводит занятие с матросами по устройству той самой шинно-пневматической муфты. И как настоящий педагог, показывает её практическое включение. Дизель подсоединяется к гребному валу и лодка начинает движение по кругу, как коза вокруг кола, к которому привязана. И в итоге налетает на стоящую рядом другую. Где была верхняя вахта на обеих – х.з., но в итоге столкновения обеим латали в доке пробитые цистерны в течение полумесяца. Номера лодок С-65 и С-70, все конкретные данные взяты мною из книги “Подводные силы Черноморского флота”, изданной мизерным тиражом и в продаже вы её не увидите никогда, а у меня она есть, потому что подарил автор, мой однокурсник В.Захар.

Есть в ней примеры и более печальных событий, как гибли моряки, придавленные отводимыми рулями глубины во время покрасчных работ или опускаемыми выдвижными устройствами во время приборок в трюмах. Но Дзен не приветствует трагический контент, поэтому воздержимся от подробностей. В каждом случае причиной является нарушение давно выработанных правил и инструкций, причём людьми в полном сознании. Что уж там говорить о сморенном сном матросике.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: