1 просмотров

Балаклава музей подводных лодок когда откроется

Балаклава без грифа “секретно”: прошлое и настоящее подземной базы советских субмарин

  • Спасательный глубоководный аппарат АС-20 у входа в подземный комплекс

    В мае 2021 года в Балаклаве после первого этапа масштабной реконструкции открылся уникальный музей истории холодной войны. Экспозиции размещены в противоатомном укрытии подводных лодок (объект 825 ГТС) и арсенале ядерного оружия (объект 820 РТБ). ГТС расшифровывалось как городская телефонная станция, РТБ – ремонтно-техническая база.

    Среди артефактов ушедшей эпохи главный, безусловно, само подземное сооружение, поражающее воображение своими размерами и инженерно-техническими решениями. Построить его пришлось в связи с угрозой развязывания США ядерной войны.

    Первый план нападения на СССР, получивший название «Тоталити», американцы разработали в августе 1945 года. Они ориентировались на опыт ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки. План, как теперь известно, предусматривал бомбардировку 20 крупнейших городов, включая Москву, Ленинград, Казань, Баку, Иркутск.

    Выбор и количество целей объяснялось ограниченным ядерным арсеналом. За последующие четыре года его увеличили в 15 раз – примерно до 300 бомб. И в декабре 1949 года Комитет начальников штабов вооруженных сил США утвердил план «Дропшот». Согласно документу, применение атомного оружия по городам, промышленным центрам, оборонной инфраструктуре, в том числе военно-морским базам, должно было уничтожить до 85% военного и экономического потенциала Советского Союза.

    Статья в тему:  Как очистить лодку

    К тому времени на Семипалатинском полигоне уже была испытана первая советская атомная бомба, соответственно, у СССР появилась возможность для удара возмездия по территории США. Однако это не снимало задач обеспечения надежной защиты своих сил и средств. В СССР в начале 1950-х проектировались и строились секретные объекты, способные выдержать атомную бомбардировку. Они предназначались для размещения командных пунктов, ядерных арсеналов и личного состава, обычной техники и вооружений.

    Так возникла идея создать в Крыму подземную базу подводных лодок. Выбор остановили на Балаклаве. У ее бухты есть неоспоримое преимущество – она не просматривается с моря. Узкий пролив шириной от 200 до 400 м полностью скрыт от чужих глаз скалами. Еще царские адмиралы выбрали это место в качестве базы субмарин.

    Вид на Балаклавскую бухту

    После Великой Отечественной войны в Балаклаве базировалось соединение подлодок Черноморского флота. Корабли, стоявшие у причальных стенок в надводном положении, представляли легкую мишень для самолетов вероятного противника. Их нужно было спрятать, построив укрытие в горе Таврос, способное принять до десяти субмарин. Для обслуживания и ремонта кораблей требовались подземный завод, помещения для хранения продовольствия и боезапаса, в том числе и ядерного оружия.

    Проект был разработан одним из ленинградских НИИ и начал реализовываться в 1953 году. В чем-то его можно назвать типовым, поскольку на Северном флоте – в Видяево и на Тихоокеанском – в бухте Павловского также планировали построить подземные базы для подводных сил. В Видяево секретный объект был сдан в эксплуатацию только в 1999 году, а в бухте Павловского достроен не был.

    Статья в тему:  Как восстановить подводную лодку в гта 5

    Информация по истинному назначению объекта 825 ГТС в Балаклаве сначала была известна только узкому кругу лиц. Документацию утвердил лично Иосиф Сталин. На первом этапе секретный проект курировал всесильный Лаврентий Берия, отвечавший за атомную программу СССР.

    В активную фазу строительство перешло в 1957 году и продолжалось восемь лет. Скальная порода горы Таврос оказалась очень прочной, военным пришлось даже обращаться за помощью к метростроевцам. Режим полной секретности соблюдался неукоснительно. Заходить в Балаклавскую бухту кораблям и судам разрешалось только в темное время суток. Отвал вывозили ночью, допуск на объект имели лишь специальные водители. В общей сложности из горы Таврос было извлечено более 120 тыс. тонн мраморного известняка.

    В искусственных пещерах из бетона особой прочности возводились стены и потолки. Их толщина – около трех метров. Естественной защитой подземного города служила сама гора. В самой высокой точке толщина скальной породы составляет 126 метров. По расчетам, секретный объект способен выдержать прямое попадание 100-килотонной атомной бомбы. Напомним: сброшенный американцами на Хиросиму «Малыш» обладал мощностью 13–18 килотонн.

    Многие инженерные решения, примененные более 60 лет назад, уникальны. Например, отсекающие двери и изогнутые тоннели должны гасить силу ударной волны. Южный батопорт – громадный морской затвор, предназначенный для перекрытия полуторакилометрового канала, ведущего внутрь подземного укрытия, представляет собой полую металлоконструкцию весом 150 тонн. Другой батопорт, меньших размеров, закупоривает сухой док. В него лодки вводили с помощью тросов. Любопытный факт: канал проложен на восемь метров ниже уровня моря. В день, когда его начали заполнять, вода в бухте отступила от берега примерно на полметра.

    Статья в тему:  Сколько атомных подводных лодок в мире

    Меры маскировки, придуманные в конце 1950-х годов, до сих пор поражают воображение. Например, для того чтобы освободить проход подводным лодкам, после наступления темного времени суток от канала отводили мост. К рассвету он был на своем месте, по нему ездили машины и ходили люди. Маскировка северного входа, расположенного в горе со стороны моря, была столь искусной, что с проходящих судов его нельзя было обнаружить даже с небольшого расстояния. Посчитать внезапно появляющиеся и непонятно куда исчезающие советские подводные лодки было невозможно – на субмаринах регулярно меняли бортовые номера.

    Изоляция объектов 825 ГТС и 820 РТБ от внешнего мира была максимальной. Внутри базы предусматривалась маркировка зон в зависимости от уровней секретности. В помещениях с более или менее свободным режимом размещались станции по производству кислорода, склады продуктов и ГСМ, минно-торпедная часть, а также канал, где стояли субмарины, и подземный судоремонтный завод с сухим доком.

    Абсолютно секретным считалось хранилище ядерных боеголовок ракет и торпед. Объект 820 РТБ располагался с другой стороны подземного канала. Считается, что именно из-за него поселок Балаклава стал закрытым и проживать в нем могли только семьи подводников и гражданский персонал подземной базы.

    Помещения арсенала вмещают до трех тысяч человек, которые могли автономно жить и работать не менее 30 суток. К концу 1959 года была осуществлена закладка атомных боеприпасов в штольни. Оттуда специзделия доставлялись по узкоколейке к причалу в глубине горы.

    Статья в тему:  Как правильно сложить лодку пвх

    Рельсы были проложены и на поверхности – до понтонного моста на западном берегу Балаклавской бухты. Для обеспечения режима секретности установили пятиметровые щиты вдоль пирса и со стороны гор. К 1988 году в Балаклаве хранилось шесть видов ядерных боеприпасов – для крылатых ракет и торпед. Их совокупная мощность превышала 1 мегатонну. После распада СССР все они были вывезены на территорию России.

    Штатный состав подземных отсеков, обслуживавших инженерные сооружения и док, составлял 200 человек. Еще около 50 несли охрану на ключевых точках переходов между тоннелями и доком. Плюс более 300 рабочих и инженеров судоремонтного завода «Металлист». То есть подземная жизнь била ключом.

    К слову сказать, недостатка в заказах предприятие не испытывало. В период активной эксплуатации подземного комплекса в Балаклаве (1961–1992) было отремонтировано около 240 подводных лодок. Размеры сухого дока – 8 тыс. кубометров, глубина – 8 м, ширина – 10 м, длина – 102 м. Его проектировали для ремонта лодок проектов 613 и 633, длина которых не превышала 100 м.

    После того как отечественный ВМФ получил на вооружение субмарины большего водоизмещения, подземное укрытие и завод стали слишком тесными. Велись разговоры о модернизации и перестройке комплекса. Время от времени наведывались комиссии из Москвы. Вывод специалистов был однозначен: реконструкция нецелесообразна. Железобетонные стены, имеющие трехметровую толщину, демонтировать не представляется возможным – это приведет к нарушению герметичности всего сооружения.

    Статья в тему:  Как сделать парусную лодку из бумаги

    Официально объект 825 ГТС исключили из списка действующих в 1993 году, и на два десятилетия он перешел в собственность Украины. Это едва не повлекло непоправимых для уникального подземного сооружения последствий. Оставленное без присмотра, оно подверглось разграблению охотников за цветными металлами.

    В 2003 году украинские власти объявили бывшую секретную базу советского ВМФ частью музея фортификационных сооружений Севастополя. Кое-что тогда же начали восстанавливать, с учетом интересов туристов.

    Однако полноценная реконструкция объектов 825 ГТС и 820 РТБ началась только после возвращения Крыма в состав России. Как было сказано выше, несколько месяцев назад завершился ее первый этап. В надлежащий вид приведены подземные помещения общей площадью почти 10 тыс. квадратных метров. На втором этапе планируется поставить в сухой док дизель-электрическую подводную лодку С-49 проекта 633 (по классификации НАТО – «Ромео»). После этого погружение во времена противостояния ядерных сверхдержав СССР и США будет максимально полным.

    Фото: В Балаклаве после реконструкции открылся музей-укрытие подлодок

    – Военные строители за два месяца превратили музей в новый современный арт-объект, – рассказал журналистам заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов, посетивший сегодня музейный комплекс. – Мы действуем поэтапно. Первым проектом была Дорога памяти на территории главного храма Вооруженных сил России, а сейчас продолжение – этот музей, посвященный Черноморскому флоту и подводным лодкам. Здесь завершен первый этап, осенью приступим к реализации второго.

    Статья в тему:  Как правильно заклеить лодку пвх своими руками

    Замминистра сообщил, что в Балаклавский музей будут переданы новые экспонаты от Центрального военно-морского музея МО РФ и Черноморского флота, в том числе – подводная лодка проекта 633, которую можно будет осмотреть изнутри.

    – Музей и раньше притягивал большой интерес и внимание, а сейчас мы видим, что он преобразился в современный, интерактивный, уникальный музейный комплекс, не имеющий аналогов во всем мире, – сообщил губернатор Севастополя Михаил Развожаев.

    В результате реконструкции музей получил современные системы вентиляции и очистки воздуха, видеонаблюдение, помещения были защищены от сырости и влаги, стены очищены и покрыты специальной краской, а полы забетонированы.

    Директор музея Юрий Тарариев сообщил “РГ”, что Музей фортификационных сооружений, в состав которого входит Балаклавский подземный комплекс, был передан Управлению специальных проектов минобороны России. Это позволило провести такую масштабную реконструкцию в короткие сроки. Работы начались 19 февраля, а уже 9 мая музей принял первых посетителей. Строители работали в несколько смен, даже ночью. В результате бывший секретный военный объект был впервые приспособлен к работе в качестве современного музея и подготовлен к приему большого потока туристов. По словам директора, до реконструкции комплекс посещали около 250 тысяч человек в год.

    – Если раньше мы рассказывали на словах, как все могло происходить во время ядерного удара, то сейчас человек может все это прочувствовать на себе, увидеть, как идет взрывная волна, услышать работу счетчика Гейгера, – говорит Тарариев. – Ядерный арсенал теперь представлен в истинном виде, можно проследить всю процедуру загрузки торпед на подводную лодку. Рядом выставлены модели кораблей – носителей ядерного оружия. Это первый авианесущий крейсер “Киев”, атомный крейсер “Адмирал Нахимов”, ракетный корабль на воздушной подушке “Бора”, который и сегодня находится на вооружении флота.

    Статья в тему:  Сколько стоит снегоход yamaha viking

    Из новых экспонатов – гусеничный подводный аппарат МТК-200, напоминающий луноход. Это уникальная разработка советских конструкторов, предназначенная для поиска затонувших подлодок. В 1970-х годах в СССР было выпущено всего три таких аппарата. Также музею был передан настоящий спускаемый космический аппарат “Союз”, который был в космосе. Долгое время он использовался на Черноморском флоте для тренировок космонавтов на случай приводнения.

    Экскурсию завершает пантеон памяти, в котором под потолком развешаны белые бумажные кораблики, а навстречу зрителю плывут лица погибших моряков.

    – Пантеон памяти появился по инициативе Тимура Иванова, – говорит Тарариев. – В нем представлены 3,5 тысячи портретов подводников, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

    Балаклавский подземный музейный комплекс

    Балаклавский музейный комплекс является филиалом Военно-исторического музея фортификационных сооружений. Его местоположение довольно специфично — в 17 километрах от Севастополя, в подземельях горы Таврос, на территории бывшего подземного завода.

    На площадке музея расположены производственные помещения завода по ремонту субмарин 825 ГТС, ядерный арсенал 820 РТБ ВМФ, морской судоходный канал. Все объекты на территории комплекса были засекречены во время холодной войны.

    Закрытый город

    Еще пятьдесят лет назад Балаклаву невозможно было найти на карте. Засекреченный город был превращен в район Севастополя, а вход туда был возможен только по специальным пропускам.

    Во время холодной войны И. Сталин отдал приказ о строительстве базы обслуживания советских подводных лодок, которые могли бы использоваться для нанесения ядерного удара. Подземный военно-морской комплекс расположился в бухте «Балаклава», в горе Таврос. Объекту дали имя — гидротехническое сооружение (ГТС) № 825. Помимо ремонтно-технического отдела, здесь располагался штаб для подготовки и тестирования ядерных ракет и хранилище с топливом на 9,5 тысяч тонн.

    Статья в тему:  Как лучше всего садится в лодку

    На территории комплекса соорудили еще одну базу — объект № 820. В этом месте собирались и выдавались силам Черноморского флота ядерные боевые части. Бункер ввели в строй в 1959 году.

    Подводные лодки были укрыты в водном канале, там же их выводили в открытое море. Вход и выход были надежно замаскированы и защищены затворами (батопортами), которые буквально выдвигались из скалы.

    Интересно, что жители города узнали о настоящем назначении комплекса только в 1993 году.

    Последний раз из военно-морской базы лодки выводились в 1994 году. Спустя 9 лет здесь построили Балаклавский подземный военно-исторический музей.

    Музей подводных лодок в Балаклаве

    Балаклавский музей расположен настолько глубоко в скалах, что даже атомная бомба не способна разрушить его стены. От поверхности горы до места, где размещались лодки, — 126 метров.

    Притом площадь сооружения — более 5000 квадратных метров. Включает подземную часть завода, морской причал, несколько зданий и арсенал. К осмотру доступна транспортная потерна, сухой и подземный док длиной 505 метров и арсенал, в помещении которого хранились боевые части ракет.

    Потерна представляет транспортный коридор, ведущий в производственные помещения. Раньше его использовали для доставки торпед и оборудования, в качестве убежища для персонала. Сегодня здесь располагается выставка «Подводные силы России».

    Подземный док — это помещение, где обслуживались подводные лодки. Сухой док был отгорожен от канала, а перед входом субмарины он быстро наполнялся водой. На преддоковой площадке посетители могут увидеть сверхмалую подводную лодку проекта «Титон 1 М».

    Статья в тему:  Как установить лодку на прицеп

    Арсенал музея подлодок бетонирован со всех сторон. Раньше он выступал как место для хранения торпед, боевых и ядерных частей. Это было самое секретное место на всей территории. Теперь здесь можно осмотреть макеты крылатой ракеты, торпеды с ядерной боеголовкой, атомохода проекта 941 «Акула».

    Маршруты экскурсий

    Экскурсия по первому маршруту длится около часа и предполагает 12 остановок. Посетителям нужно обойти подземные лабиринты протяженностью 900 метров. В программу входит посещение базы укрытия лодок от атомного взрыва, судоходного канала длиной в 600 метров и арсенал ядерного оружия. Помещения объектов сегодня переоборудованы под музейные экспозиции, в основе которых — историческое погружение в строительство подземного комплекса, создание атомного флота и подводных сил.

    Второй маршрут более емкий, экскурсия проводится в течение получаса. Передвигаться приходится на катере по подземному каналу, поэтому такой маршрут больше подойдет пожилым людям или посетителям с детьми. Программа включает в себя знакомство с батопортами и местами стоянок подводных лодок. Во время экскурсии освещается история создания объектов № 820 РТБ ВМФ и 825.

    Пешеходная экскурсия доступна в любое время, а на катере — только с мая по октябрь.

    Стоимость любой экскурсии по музею подводных лодок в Балаклаве для взрослого — 700 рублей, для учащихся в школе и в вузе — 350 рублей. Дети 5 — 7 лет допускаются в музей бесплатно. Притом брать с собой детей до 5 лет нельзя.

    Статья в тему:  Когда разрешено плавать на лодке

    Возможны также индивидуальные лекции на группы до 10 человек. В зависимости от сезона стоимость разнится от 3000 до 15000 рублей.

    Как добраться

    Проехать от железнодорожного или автовокзала Севастополя до промежуточной остановки «5-й километр» можно на маршрутке или автобусе № 17, 20, 26 или троллейбусе № 17, 20. Схему маршрутов можно посмотреть здесь.

    Затем пересесть на автобус № 9, 94, 99 и доехать до остановки «Оболонь».

    Далее, от остановки повернуть налево и идти 10–15 минут до западного берега Балаклавской бухты.

    Если не хотите долго добираться на общественном транспорте, можно воспользоваться такси. В Балаклаве есть местные таксопарки «Ананас», «Балаклавское такси», «Капитан», «Форвард».

    Музей подводных лодок в Балаклаве ✅ отвечаем на все ваши вопросы ⬇️

    Музей подводных лодок

    Долгое время подземелья горы Таврос на западном берегу Балаклавской бухты тщательно скрывались от посторонних глаз, представляя собой сеть засекреченных объектов времён «холодной войны». В толще горы расположены судоходный канал, ядерный арсенал объекта 820 РТБ и производственные помещения уникального объекта 825 ГТС.

    С недавних пор достояние бухты стало известным даже рядовым путешественникам. На месте засекреченных ранее объектов в 2003 г. был открыт уникальный музейный комплекс. Военно-исторический музей фортификационных сооружений считается одним из самых интересных в окрестностях Севастополя. Ежегодно его посещают более 200 000 человек.

    В 2021 г. музейный комплекс заработал в совершенно новом формате. Благодаря масштабной реконструкции, проведённой специалистами военно-строительного комплекса Министерства обороны России, здесь появились интерактивные площадки, мультимедийные зоны со световыми и шумовыми спецэффектами, оригинальными инсталляциями.

    Статья в тему:  Как восстановить подводную лодку в гта 5

    Объект 825 ГТС — немного истории

    После Второй мировой войны США начали разрабатывать план атомной бомбардировки крупнейших городов и ключевых военно-стратегических объектов СССР. И.В. Сталин в свою очередь принял решение о строительстве стратегического объекта, где в случае угрозы ядерной войны могли быть скрыты подводные лодки.

    Рельеф Балаклавской бухты оказался настолько подходящим для этой цели, будто о военной базе позаботилась сама природа. Предполагалось, что секретное убежище в горе Таврос может выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью 100 кт.

    • Строительство объекта № 825 ГТС (гидротехническое сооружение) по проекту специалистов ленинградского института «Гранит» стартовало в 1953 г. и велось буровзрывным методом круглосуточно.
    • Объект, предназначавшийся также для обслуживания и ремонта подлодок, включал в себя канал с сухим доком, ремонтные цеха, склады горюче-смазочных материалов и минно-торпедную часть.
    • В горе был вырыт подземный завод, к которому вёл скрытый от посторонних глаз канал, пронизывающий гору Таврос насквозь. Глубина канала составляет 8 м при ширине 10-24 м, общая его длина – более 600 м.

    Вход и выход на завод были защищены батопортами, буквально выдвигающимися из скалы и закрывающимися маскировочной сетью. Сеть была так искусно подобрана под окружающий горный ландшафт, что даже местные жители не догадывались о существовании объекта до 1993 г.

    Завод пришёл в упадок в 80-х годах прошлого столетия, а с развалом СССР и вовсе перестал существовать. После раздела Черноморского флота подземный комплекс остался без охраны. Из-за этого почти всё имущество было разграблено.

    В 2003 г. подземный комплекс начал работать как филиал Центрального музея Вооружённых сил Украины. Военно-морской комплекс, получивший название «Балаклава», принял первых посетителей в июне 2003 г. В апреле 2014 г. он стал площадкой Военно-исторического музея фортификационных сооружений РФ.

    Официальный сайт

    • Актуальная информация о достопримечательности представлена на официальном сайте тут.
    Статья в тему:  Сколько стоит снегоход yamaha viking

    Где находится — адрес и координаты

    • Музейный комплекс расположен на Таврической набережной, 22 в Балаклавском районе, недалеко от причала №249.
    • Координаты места: 44.500747, 33.596297.

    Важно! Приём посетителей осуществляется через главный вход со стороны набережной.

    Расположение карте

    Как добраться?

    Добраться до музейного комплекса можно на автобусах и маршрутных такси №№ 9, 27, 33, 34, 94 и 182 до остановки общественного транспорта «Оболонь», расположенной на ул. Новикова. Далее необходимо пройти около 500 м пешком по Таврической набережной. Этот же участок в летние месяцы можно преодолеть на электробусе.

    Из центра города удобнее всего добираться автобусом, следующим в Балаклаву с 5-го километра (конец пр-та Генерала Острякова).

    Режим работы

    • Комплекс открыт для посещения ежедневно с 9:00 до 21:00 за исключением последнего понедельника каждого месяца (санитарный день).
    • Кассы работают с 8:45 до 19:00, проход через турникет на последнюю экскурсию осуществляется в 19:30.

    Цена билета

    • Стоимость билета на самостоятельный осмотр основной композиции комплекса с аудиогидом составляет 700 ₽для детей от 14 лет и взрослых, 350 ₽ для детей 7-13 лет.
    • Вход для детей 3-6 лет свободный.

    Экскурсии на базу подводных лодок

    Для посетителей комплекса предусмотрен экскурсионный маршрут с аудиогидом. В программу включено посещение подземных лабиринтов протяжённостью 900 м: базы укрытия подлодок, судоходного канала и арсенала ядерного оружия. Продолжительность экскурсии составляет около часа.

    Описание — что вас ожидает в музее?

    Посетители могут осмотреть ряд экспозиций комплекса:

    1. первый транспортный зал,
    2. шлюзовую камеру,
    3. минно-торпедную часть,
    4. заводскую потерну (транспортный коридор, который ведёт к производственным помещениям),
    5. преддоковую площадку, где находится сверхмалая подводная лодка проекта «Тритон 1 М»,
    6. сухой док (помещение, где обслуживались лодки),
    7. погрузочную площадку Объекта 820 РТБ,
    8. противоударные защитные ворота,
    9. хранилище снаряженных торпед,
    10. выставку кораблей – носителей ядерного вооружения,
    11. эвакуационный коридор,
    12. локальную зону Объекта № 820 РТБ, где собирались и выдавались силам Черноморского флота ядерные боевые части,
    13. арсенальный двор,
    14. зал памяти.
    Статья в тему:  Как установить лодку на прицеп

    Большой интерес для гостей музея представляют экспозиция «На страже морских границ», фотовыставка «Преступление перед человечеством».

    В 2021 г. началась масштабная реконструкция музея. Было принято решение пополнить экспозицию музейного комплекса новым экспонатом – подводной лодкой ПЗС-50 (С-49) проекта 633-РВ, предоставленной ВМФ России. Для её размещения был реконструирован сухой док.

    При музейном комплексе открыта отдельная от основных экспозиций площадка, где проводится иммерсивное шоу с элементами квеста и перфоманса «Балаклава 2033». Площадь игровой зоны составляет более 1500 м 2 . Для участников квеста предусмотрено более 100 заданий и загадок, разработано более 8 сюжетных линий. Общее игровое время составляет до 90 минут.

    • Стоимость: от 1250 ₽ за человека.
    • Местоположение: Балаклавский р-н, Таврическая набережная, 11.

    При музейном комплексе работает сувенирный зал.

    Видео

    Отзывы туристов о посещении

    1. Гости Севастополя рекомендуют музейный комплекс к обязательному посещению – уникальные исторические памятники приморской военной фортификации интересны как взрослым, так и детям школьного возраста.
    2. Посетители называют экспозицию музея по-настоящему впечатляющей, а экскурсии познавательными, интересными и содержательными. Визуальным и звуковые эффекты помогают полностью погрузиться в особую атмосферу подземного убежища.
    3. Туристам, планирующим посещение, рекомендуется обратить внимание на то, что морской канал и экспозиционные залы находятся в закрытом подземном пространстве, где постоянная температура воздуха составляет +15…18С°. Влажность воздуха – 80-90%.

    Обратите внимание! Путешественники отмечают, что в летние месяцы наблюдается большой наплыв желающих посетить музейный комплекс, нередки большие очереди в кассу. Поэтому наиболее удачным временем для поездок называют межсезонье.

    Комплекс открыт для посещения ежедневно с 9:00 до 21:00 за исключением последнего понедельника каждого месяца (санитарный день). Кассы работают с 8:45 до 19:00, проход через турникет на последнюю экскурсию осуществляется в 19:30.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Статья в тему:  Как правильно заклеить лодку пвх своими руками
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: