0 просмотров

Атомные подводные лодки где производятся

Подлодки России: от бочки в Неве до атомных крейсеров с гиперзвуком

Иностранные военные эксперты признали атомную подводную лодку К-329 «Белгород» самой совершенной на российском флоте. В западной прессе ее даже окрестили «подлодкой Судного дня». Полные характеристики субмарины держат в секрете, но известно, что «Белгород» оснащен беспилотными аппаратами «Посейдон» и линейкой роботизированных комплексов. Недавно К-329 успешно прошла испытания в Белом море. К концу года она заступит на боевое дежурство. Мало кто знает, но история российского подводного флота насчитывает около 300 лет. Как выглядела первая подлодка в нашей истории? И почему американцы отстали от нас на годы? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!

Смертоносная серия «Ясень»

Летом 2021-го в Северодвинске спустили на воду подводный крейсер «Красноярск» четвертого поколения. Длина подлодки – почти 1,5 футбольных поля, глубина погружения – до 600 метров, автономное плавание – 100 дней. Несмотря на внушительные габариты и вес в 14 тысяч тонн, субмарина разгоняется до 60 километров в час. Это одна из подлодок проекта «Ясень-М». Крейсер «Казань» уже вошел в состав Северного флота. Еще одна субмарина – «Новосибирск» – проходит испытания. На западе представителей серии «Ясень» считают смертоносными. Они быстрые, бесшумные, малозаметные и вооружены гиперзвуковыми ракетами.

«Лодка может нести крылатые ракеты «Калибр», которыми можно стрелять по береговым объектам на 2,5 тысячи километров. Она несет крылатые ракеты «Оникс», которыми можно уничтожать надводные корабли, и торпедное вооружение, уничтожающее подводные объекты», – говорит военный эксперт, капитан 3-го ранга запаса Дмитрий Литовкин.

Статья в тему:  Как изготовить лодку из досок

«Потаенное судно» для Петра I

Родоначальником российского подводного флота можно считать плотника-самоучку Ефима Никонова. В 1719 году он пообещал Петру I построить «потаенное судно» для поражения вражеских кораблей. Государь ухватился за идею, выдал плотнику деньги и присвоил ему звание «мастера потаенных судов». В марте 1724-го Никонов провел первые испытания на Неве в присутствии императора. Судостроитель отвесил поклон государю и торжественно начал погружение. Вскоре «потаенное судно» камнем пошло ко дну, ударилось о грунт и дало течь. Петру I пришлось организовать спасение горе-подводника и его субмарины.

«Это был, несомненно, самородок, но абсолютно неграмотный человек. Испытания по погружению каждый раз заканчивались неудачно», – рассказывает военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин.

Подлодка Александровского

Не повезло и другому русскому изобретателю-самоучке Ивану Александровскому. В 1866 году он создал первую отечественную подлодку с механическим двигателем. После ряда испытаний и доработок субмарину даже приняли на вооружение и набрали команду.

«Были нижние чины, унтер-офицерские составы, офицер-командир. На них смотрели как на потенциальных смертников», – делится Василий Дандыкин.

В июне 1871 года судну решили устроить еще одно испытание на прочность. Подлодку загерметизировали и без экипажа погрузили на глубину 30 метров. Корпус не выдержал давления, и субмарина затонула. Морской комитет тут же утратил к новинке всякий интерес. Александровский разорился на других изобретениях и умер в забвении.

Гатчинский успех

Первым коммерчески успешным проектом стал «подводный минный аппарат» конструктора Степана Джевецкого. Он эффектно представил изобретение будущему императору Александру III и его супруге Марии Федоровне. В 1880 году они отдыхали на Серебряном озере в Гатчине. Джевецкий проплыл на субмарине прямо под шлюпкой августейшей четы, взорвал миной небольшой плот, причалил к берегу и вручил Марии Федоровне букет ее любимых орхидей. Инженер тут же получил заказ на 50 подлодок и 100 тысяч рублей. Через пять лет Джевецкий построил первую в мире подлодку с электрическим двигателем.

Статья в тему:  Как завести лодочный мотор без стартера

«Это та субмарина, от которой «стали танцевать» конструкторы подводных лодок конца XIX – начала XX века», – уточняет Василий Дандыкин.

Практика мировых войн

В Первую и Вторую мировые войны операции с участием боевых подлодок стали обычным делом. Против нацистской Германии сражались 170 советских дизель-электрических субмарин. 81 подводная лодка не вернулась из военных походов.

«Большинство кораблей на момент гибели находилось на подзарядке аккумуляторных батарей или пополняло запасы кислорода. Немецкая авиация уничтожала их в надводном положении», – комментирует Дмитрий Литовкин.

«Ленинский комсомол»

Советские инженеры учли ошибки. В конце 1950-х в СССР построили атомную подлодку «Ленинский комсомол», которой не нужно было всплывать для подзарядки батарей. В июне 1962 года субмарина прошла подо льдами Северного Ледовитого океана и дважды пересекла Северный полюс, где подводники установили государственный флаг. 1960-е годы называют «золотым веком» советского подводного флота.

«Тогда появились уникальные проекты – например, так называемая «Золотая рыбка». Она отличалась небывалой скоростью хода – порядка 45 узлов. Торпеда не могла догнать подводную лодку», – утверждает Василий Дандыкин.

Проект 661 «Анчар»

Официальное название субмарины – проект 661 «Анчар», а «Золотой рыбкой» ее прозвали за колоссальную стоимость. Но два миллиарда рублей по курсу 1968 года того стоили. Рекорд скорости подлодки – 83 километра в час – не побит до сих пор. А на Западе ее прозвали «убийцей авианосцев». Это была первая в мире подводная лодка, скрытно запускавшая крылатые ракеты из-под воды. Уже в 1980-е сверхскоростную субмарину списали и отправили в утиль. После развала СССР эта судьба постигла и многие другие атомные подлодки.

Статья в тему:  Где найти в гта 5 подводную лодку

Возрождение флота

Спустя несколько лет подводный флот начали возрождать – в Северодвинске заложили первый подводный ракетный крейсер проекта «Борей». А в 2010-м на воду спустили субмарину проекта «Ясень».

«Эти корабли составляют костяк подводного флота России. Они технологичны. Отследить современную атомную подводную лодку практически невозможно. Северный флот недавно продемонстрировал учения на запредельных глубинах – 500 метров. Причем там применяли оружие. Это ноу-хау нашего флота», – делится Дмитрий Литовкин.

Отставание американцев

Главными конкурентами российских субмарин называют американские ракетоносцы Ohio с боеголовками Trident на борту. Но это устаревшие подлодки, самая новая поступила на службу почти четверть века назад. «Огайо» планируют заменить новейшими атомными подлодками «Колумбия», рассчитанными на 42 года службы. Однако первый экземпляр спустят на воду не раньше чем через 10 лет. За это время российские инженеры вполне могут совершить новый технологический скачок. В Министерстве обороны уже разрабатывают системы искусственного интеллекта – в том числе для подводных лодок.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

10 самых знаменитых атомных подлодок в мире. Почти все российские

Подводные лодки, и тем более атомные, стали олицетворением технологического прогресса: именно на судах для скрытного уничтожения городов и континентов впервые появляются самые современные разработки.

Статья в тему:  Что можно сделать из старой лодки

Тефлон, программно-вычислительные комплексы, компактные ядерные реакторы и малогабаритные ракеты. Список можно было бы продолжать бесконечно, если бы вся информация была доступна массам. Тем не менее, кое-что можно найти и на просторах сети.

Но куда интересней отдельных деталей само существование кораблей для земного космоса, океана. Звездолёты, которые человечество смогло осилить, ничуть не менее удивительны, чем фантастические суда из научной фантастики.

Смотрите сами: эти самоходные небоскребы в композитной чешуе, готовые уничтожить человечество, добираются до самого дна, годами не заходят в порты и готовы удивлять самим своим существованием.

А вы знали о таких?

1. Подводный небоскреб-катамаран проекта 941 «Акула»

Шесть самых больших в мире подводных лодок, известных в СМИ под именем «Тайфун», были выпущены ЦКБМТ «Рубин» с 1981 по 1989 год, но в строю остался только один. «Девятиэтажная субмарина» оказалась слишком дорогой.

Самый вооруженный подводный корабль восьмидесятых одновременно и один из самых тихих, вопреки длине в 173 метра и высоте в 23 метра (9-этажный дом — «всего» 25-30 метров).

Снаружи «Акула» единый корабль, но внутри это катамаран: 2 прочных корпуса из титана внутри легкого обеспечили надежность конструкции и размещение 20 баллистических ракет залпового пуска, на которых приходилось 200 ядерных боеголовок.

Реакторы и торпедные аппараты так же дублированы в собственных изолированных отсеках. Вопреки размерам, у «Акул» рекордная плавучесть (40%), поэтому она легко ломает арктические льды до 2,5 метров.

Статья в тему:  Как открыть багажник yamaha jog

Отличается эта АПЛ и комфортом размещения: моряки плавают в последней оставшейся на плаву ТК-208 «Дмитрий Донской» до полугода без перерыва, называя её «плавучим „Хилтоном“».

2. Вооруженные до зубов лодки типа «Огайо»

Самая тяжеловооруженная субмарина в мире несет 24 баллистических ракетоносителя типа «Трайдент-2». Даже у «Акул» меньше, ведь они несут носители, аналогичные наземным. У «Огайо» они компактные, для подводных лодок.

Вместо них несколько лодок этого класса получили боезапас в 154 крылатые ракеты «Томагавк», которых хватит на целую локальную войну. Впрочем, боеголовок ракет одного «Огайо» хватило бы, чтобы стереть начисто небольшую страну.

Удивительно, но эта махина звучит «всего» на 102 дБ, то есть чуть громче раскатов грома. Для подводного судна это сущие пустяки, которые едва ли распознаваемы при максимальном погружении «Огайо» на 550 метров.

Создаваемая одновременно с «Акулой», «Огайо» оказалась намного перспективнее, дешевле и многофункциональнее. Судя по всему, это единственный подводный ракетоносец, умеющий и ракеты, и торпеды, и боевых пловцов, и глубоководные аппараты запускать.

Ходят упорные слухи, что одна или две лодки этого типа переоборудованы в подводные транспорты для перевозки грузов особо важного назначения. Которые обычным войскам и погранслужбам никогда не найти, не распознать.

3. Бесшумный колосс проекта 955 «Борей»

Самая современная российская субмарина, вооруженная 16 нашумевшими ракетами «Булава», навряд ли кажется чрезвычайно интересной с первого взгляда. Но эти лодки сменили лодки проекта 941, получив их лучшие качества «задешёво».

Статья в тему:  Какие лодки не требуют регистрации

Вместо многолопастных винтов, привычных для атомоходов, «Бореи» получили водометные движители, сделавшие их шумность запредельно низкой: по оценкам, она в 5 раз ниже «тишайших» лодок «Щука-Б».

Водометам помогает разделенный на отдельные отсеки корпус, связанный между собой амортизационными прокладками. Резиновое покрытие используется и для самой поверхности лодки.

Вероятно, это делает подводный ход субмарины сопоставимым по громкости со стаей рыб. В совокупности со специальными маломагнитными материалами такой подход сделал лодки типа «Борей» «стелсами подводного мира», незаметными для большинства наблюдателей.

Не удивительно, что журнал «The National Interest» внес АПЛ проекта 955 в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.

4. «Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»

Подводные лодки проекта 685 «Плавник» создавались как подводные охотники на вражеские атомные субмарины, поэтому превосходили все существующие как в США, так и в СССР аналоги.

Для их разработки в Северодвинске был построен колоссальный испытательный комплекс с барокамерами, имитирующими самые разнообразные нагрузки на большой глубине. Габариты комплекса позволяют утверждать, что ничего подобного не существовало ни до, ни после.

Эффективная научная работа позволила построить лодку, на которой 4 августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения в 1027 метров и рекорд глубины подводного выстрела торпедами в 800 метров. На такой глубине субмарины недостижимы для средств обнаружения и вооружения других судов и по сей день.

К сожалению, по истечении третьего плавания лодка затонула, оставшись в памяти как одна из наиболее трагических морских катастроф: несмотря на наличие автономной спасательной капсулы (через которую даже осуществлялся вход), погибли 42 из 69 человек экипажа.

Статья в тему:  Какой лодочный мотор лучше вихрь или нептун

Чтобы предотвратить радиоактивное заражение, пришлось закачать в корпус полимер с хитином (ещё одна уникальная методика). Планируется и подъем остатков лодки. Она лежит на глубине 1650 метров, так что даже исследования её местонахождения рекордны.

5. Подводный дельфин типа «Лос-Анджелес»

Многоцелевые АПЛ «Лос-Анджелес» знакомы каждому, кто хоть немного смотрит новости или интересуется мировыми событиями: именно они стали «героями» большинства локальных конфликтов на Ближнем Востоке, осуществляя запуски крылатых ракет «Томагавк» по Ираку, Ливии, Сирии.

Военно-морской флот США получил рекордное число именно этих лодок: 62 единицы для других проектов оказалось недостижимой цифрой. Фактически, «Лос-Анджелес» стала основателем нового класса многоцелевых атомных лодок в современном понимании термина.

Они задействуются в борьбе с ПЛ и надводными кораблями противника, ведении разведывательных действий, специальных операциях, переброске спецподразделений, нанесении высокоточных ударов по наземным целям, минировании, поисково-спасательных операциях.

Для этого она умеет развивать 64 километра в час под водой, что составляет рекорд среди крупносерийных лодок. А ещё их реакторы перезаряжают раз в 42 года, так что «Лос-Анджелес» почти вечны по меркам подводного флота.

6. «Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар»

Первая подводная лодка с полностью титановым корпусом К-162/222 «Золотая Рыбка», которую отправили в эксплуатацию в 1969 году и только в 2015 порезали на металлолом.

Для того, чтобы построить этот незаметный для магнитного оборудования сверхпрочный колосс, инженерам пришлось изобрести ранее невозможный метод сварки титана и построить колоссального размера камеры, заполняемые инертным газом.

Статья в тему:  Можно ли поставить на лодку мотор большей мощности

Людям во время постройки пришлось тяжелее всего: ещё никогда до, и никогда после им не приходилось работать в непригодной для дыхания атмосфере такое время и с таким качеством.

Два реактора, сверхпрочный корпус и геометрия корпуса, заимствованная у природы, позволила стать «Золотой рыбке» самой быстроходной подводной лодкой: во время перехода через Тихий океан была достигнута рекордная скорость подводного хода в 44,74 узлов (80,4 километров в час).

Рекорд до сих пор не побит, хотя лодку списали в 1989. Не в последнюю очередь из-за высокой стоимости ремонта и запредельной шумности внутри при набор больших скоростей.

7. Убийца авианосцев проекта 949А «Антей»

Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок, создаваемых для уничтожения самых больших надводных кораблей — авианосцев, охраняемых не только массой судов поддержки, но и большим числом носимой авиации.

Столь сложную задачу инженеры решили превосходно. Расстояние в 3,5 метра между легким и прочным корпусами «Антеев» обеспечивает значительный запас плавучести, до 30 % и даёт защиту от подводных взрывов. Случайная торпеда не выведет лодку из строя.

Лодки этого типа несут по 72 противокорабельных сверхзвуковых ракеты П-800 «Оникс» или 24 П-700 «Гранит». Именно для них спроектирована и гиперзвуковые ракеты «Циркон», ставшие «ужасом океанов», от которого пока не существует защиты.

Даже авианосная группа может перехватить только 1-5 «Ониксов», которые лодки проекта 949 способны запускать залпом, многократно превышающим это число. Что будет с «Цирконами», не нужно даже гадать.

Статья в тему:  Как завести лодочный мотор ветерок 8м

К этому классу относится ещё одна трагедия флота: катастрофе АПЛ К-141 «Курск» сопереживал каждый житель России не только во время показа одноименного фильма.

8. Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»

Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.

Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.

Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.

О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.

9. Удивительный «Лошарик» для изучения океанских глубин

Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», известная общественности как АС-12 или «Лошарик» — российская атомная глубоководная подводная лодка для изучения морского дна и проведения специальных работ.

«Лошарик» совершенно беззащитен: вооружение отсутствует. Зато она умеет нырять на глубину около 6000 метров, возможно и больше. Официальные источники в 2012 подтверждали как минимум погружения на 2-3 километра, проведенные для изучения арктического шельфа.

Для достижения таких глубин этого его корпус собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы) из титана, расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы.

Предполагается, что аппарат в 69 метров длиной оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами. Возможно имеет колеса для езды по дну для полностью незаметного перемещения.

Статья в тему:  Как разбавить масло для двухтактного лодочного мотора

Благодаря глубине погружения и бесшумности фактически является практически неуязвимой. Но на дальние расстояния «Лошарик» «не ходит»: существующие утечки говорят об использовании АПЛ К-329 «Белгород» в качестве лодки-носителя.

10. Подводные базы глубоководных аппаратов

О ряде подводных лодок СССР и России известно не больше, чем о «Лошарике», впервые сфотографированном совершенно случайно спустя 27 лет после закладки: это переделанные из серийных АПЛ подводные лодки, предназначенные для несения глубоководных аппаратов.

Таких субмарин известно немного:

  • проект 09774 КС-411 «Оренбург», в прошлом лодка проекта 667А «Навага»
  • проект 09786 БС-136 «Оренбург», переделанная из 667БДР «Кальмар»
  • проект 1910/19100 «Кашалот» из субмарины проекта 675
  • проект 09787 БС-64 «Подмосковье», построенная как АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»

Все они лишены вооружения и дополнены секретным оборудованием, назначение которого не определено даже военными специалистами.

Вероятно, БС-136 и БС-64 является основным носителем «Лошарика» и его грядущей беспилотной смены «Клавесин-2Р-ПМ», а КС-411 «Оренбург» — беспилотника проекта 18511 «Палтус».

Но свои тайны самые засекреченные суда хранят надежно.

Почему так мало? Хочу ещё!

Данные об атомных подводных лодках даже ранних проектов засекречены по ряду направлений. Современные лодки и вовсе хранят свои тайны так, как не снилось нам, гражданским.

Тем не менее, при большом желании военные источники готовы поделиться разнообразными слухами. Что-то из них правда, что-то на поверку окажется дезинформацией для зарубежных спецслужб.

Да и охватить все технические детали в одном материале, к тому же описав их простым языком, практически невозможно. Или продолжить тему?

Статья в тему:  Как открыть багажник yamaha jog

Вот только с чего начать? Рассказать о рекордах, технических достижениях? А может быть, посвятить следующий материал истории советских вычислительных машин, впервые появившихся как раз на подводных лодках?

Атомные подводные лодки где производятся

Потаенные корабли с атомными реакторами:

как строили подлодки в России

Российские верфи строят самые современные субмарины уже около 100 лет, за это время их аппараты смогли погрузиться на предельные глубины с максимальным сроком автономности. РИА Новости вспоминает историю создания подводных судов от «потаенного корабля» до современных атомных подлодок.

300 лет назад крестьянин Ефим Никонов обратился к Петру I с идеей построить военную подводную лодку. Свой проект Никонов описывал так: «Судно, что под водою ходит потаенно, которым на море в тихое время можно из снаряду забивать корабли, хотя бы десять или двадцать – смотря по тому, сколько на нем будет пушек».

Царь велел всячески содействовать работе Никонова, помогать с материалами и рабочей силой, при этом сам уверенно правил чертежи мастера. Например, он убрал из проекта пушки, так как использовать их под водой в то время было невозможно. Первый пробный пуск состоялся в марте 1721 года. Макет лодки погрузился в Неву на глазах царя и толпы петербуржцев, а потом всплыл неподалеку. К сожалению, после нескольких погружений корпус не выдержал и дал течь, но Петр был впечатлен.

Спустя три года подлодка была готова. На этот раз даже первое погружение прошло неудачно: судно слишком быстро опустилось, ударилось о дно и потонуло.

Статья в тему:  Как завести лодочный мотор без стартера

В архивах не сохранилось чертежей подводной лодки Никонова, поэтому о ее характеристиках можно только догадываться. Историки, изучавшие строительные сметы крестьянина, предполагают, что она была похожа на бочку длиной около 6 метров и шириной до 2 метров, в движение ее приводили сильные руки гребцов.

Следующий российский проект подлодки был значительно более сложным, но и реализован он был спустя только 150 лет одним целеустремленным фотографом.

Гребные суда в середине XIX века постепенно вытеснялись кораблями с паровыми двигателями: они были эффективнее, быстрее и в целом соответствовали эпохе индустриализации. Фотограф, в прошлом художник Иван Александровский, побывав в командировке в Британии, удивился мощности королевского флота и понял, что противопоставить России в случае войны будет нечего. Тогда он начал чертить проект первой отечественной подводной лодки. Бизнес приносил Александровскому немалые доходы, поэтому он мог позволить себе отвлечься на создание субмарины.

Фотограф получил ссуду и, добавив все свои накопления, передал проект на судостроительный завод, где за несколько лет была построена 33-метровая субмарина.

Александровский установил на лодку современные устройства. Например, на носу исправно работал магнитный компас, давление на судне нагнеталось специально разработанным компрессором, в движение его приводила двухвальная машинная установка. Вооружение представляло собой две связанные мины, которые при всплытии должны были «обнять» корпус противника снизу и подорваться после получения электрического сигнала.

Во время одного из испытаний чиновники Морского министерства поручили погрузиться на экстремальную глубину 30 метров, к чему корпус судна был не готов. Испытания проходили без экипажа, поэтому человеческих жертв удалось избежать, однако и поднять субмарину удалось лишь через несколько лет.

Статья в тему:  Какие лодки не требуют регистрации

Тем не менее проект Александровского оказался прорывным для флотов крупнейших морских держав. Некоторые технические решения, например продувка водяного балласта сжатым воздухом, эволюционировали и сейчас применяются на современных атомных подводных лодках.

Подлодка у парадного «Астории»

В XX веке конструкторы научились не только строить прочные герметичные корпуса подводных лодок, но и устанавливать на них мощные двигатели. Сначала это были дизель-электрические и электрические установки, потом – парогазотурбинные, но современные субмарины оснащаются атомными двигателями, что дает им колоссальные преимущества в скорости, дальности и автономности плавания, а также делает их почти невидимыми.

Первая подлодка с атомной энергетической установкой «Ленинский комсомол», или К-3 (проект 627), была построена в 1958 году. Одновременно 350 конструкторских бюро, научных институтов и предприятий Советского Союза работали над созданием двигателя и корпуса. Это судно открыло эру атомного подводного флота.

Строить субмарину поручили специалистам завода №402 Министерства судостроительной промышленности СССР, известного сегодня как АО «ПО “Севмаш”».

Главный конструктор Владимир Перегудов интересным способом решил проблему компоновки оборудования такого гигантского корабля. Он отдал команду создать деревянные макеты всех отсеков атомной подводной лодки (АПЛ) в натуральную величину, однако ни в одном здании объемная конструкция длиной больше 100 метров не помещалась, поэтому ее разделили на пять частей и установили в разных местах в обстановке строжайшей секретности. Например, два носовых отсека собирали в центре Ленинграда, неподалеку от гостиницы «Астория».

Лодка проекта 627 получила китообразную форму носа, тогда как все предыдущие подводные суда имели носовую оконечность корабельного типа, ведь большую часть времени они проводили в надводном положении.

Статья в тему:  Как завести лодочный мотор ветерок 8м

«Каждая каюта атомохода была покрашена в свой цвет, краски использовались матовые для удобства экипажа. Мебель изготавливали по специальному заказу: например, стол для кают-компании был изготовлен из лимонного дерева и в случае необходимости легко превращался в операционный. Его стоимость можно было сравнить с легковым автомобилем», – сообщили в пресс-службе АО «ПО “Севмаш”».

В 1962 году К-3 устроили суровое испытание: проплыть подо льдами Северного Ледовитого океана и, дважды пройдя точку Северного полюса, подняться на поверхность и установить флаг СССР. Команда не с первого раза смогла найти в полынье место для всплытия, но справилась с задачей. Весь экипаж судна получил ордена и медали, а руководящий состав – высокие звания.

Пока верфь спешно сдавала флоту субмарины, проектировщики старались повысить надежность оборудования, улучшить тактико-технические характеристики и усовершенствовать технологии постройки. Они добились успеха, значительно сократив срок сборки кораблей и снизив трудозатраты. За шесть лет флот получил 12 подлодок проекта 627А, которые совершили более 90 автономных походов.

Для следующей серии субмарин использовали силовую установку АПЛ проекта 627. Эти суда решали важную стратегическую проблему — доставить к берегам потенциального противника ракеты с ядерными боеголовками. Одна из лодок (К-19) в 1964 году первой из атомных ракетоносцев запустила ракету из-под воды.

Из поколения в поколение

Следующие АПЛ принято называть вторым поколением, потому что конструкторы стали разрабатывать для них новые реакторные установки. В этот период появился новый класс подводных кораблей – крейсерские атомные подводные лодки (проект 667). Для них создали корпус из титанового сплава и реактор с жидкометаллическим теплоносителем (проект 705К). Тогда же был построен глубоководный рекордсмен — судно проекта 685, оно погрузилось на 1027 метров, что казалось невозможным.

Статья в тему:  Можно ли поставить на лодку мотор большей мощности

В 1970 году «Севмаш» установил рекорд, сдав ВМФ в течение года сразу шесть кораблей проекта 667А.

Ввод в строй этих АПЛ позволил СССР установить ядерный паритет с США, к тому моменту в советском флоте насчитывалось 34 субмарины, вооруженные баллистическими ракетами.

В декабре 1968 года завод спустил на воду «золотую рыбку» – так чиновники назвали АПЛ К-162 из-за дороговизны строительства. Ее корпус был сделан из титанового сплава, а на вооружении стоял противокорабельный ракетный комплекс подводного старта «Аметист». Во время опытной эксплуатации атомоход показал скорость полного подводного хода в 44,7 узла, что стало рекордом, который до сих пор не превзойден ни одной субмариной в мире.

Подлодке «Комсомолец» проекта 685, переданной флоту в 1983 году, принадлежит рекорд погружения – 1027 метров. На такой глубине судно невозможно атаковать даже глубоководным оружием, тогда как команда «Комсомольца» могла запускать торпеды. Судно успешно эксплуатировалось несколько лет, но затонуло после пожара в Норвежском море в 1989 году.

Подлодки третьего поколения помимо нового атомного реактора были оборудованы современной системой амортизации приборов и механизмов, что значительно снизило уровень шума. Конструкторы позаботились и об экипаже: на кораблях построили сауну, бассейн и комнату отдыха.

«На “Севмаше” строились многоцелевые подводные крейсеры проекта 971, предназначенные для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей и судов противника; многоцелевые подводные крейсеры проектов 949 и 949А, основной задачей которых было уничтожение авианосных группировок противника; тяжелые атомные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941, вооруженные баллистическими ракетами – самые большие атомные подводные лодки в мире», – рассказали в пресс-службе предприятия.

Статья в тему:  Как разбавить масло для двухтактного лодочного мотора

В 2021 году и далее. Планы по строительству атомных подлодок для ВМФ России

В настоящее время «Объединенная судостроительная корпорация» в интересах военно-морского флота реализует два крупных и сложных проекта по строительству атомных подводных лодок. Одновременно строятся многоцелевые АПЛ пр. 885(М) «Ясень» и стратегические ракетоносцы пр. 955(А) «Борей». В последние годы ВМФ получил несколько подлодок двух этих типов, и в ближайшие месяцы ожидается сдача еще двух. Затем «ОСК» предстоит завершить строительство еще 11 корпусов.

Текущие планы

Актуальные планы по развитию подводных сил ВМФ предусматривают строительство 10 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр. 955 и 955А («Борей» и «Борей-А»). Четыре из них уже переданы заказчику и несут службу. Также ВМФ получит в общей сложности 9 атомных подводных ракетных крейсеров пр. 885 и 885М («Ясень» и «Ясень-М»). Пока эта программа строительства показывает более скромные успехи – в строй введено только два таких корабля.

В декабре прошлого года замминистра обороны Алексей Криворучко раскрыл планы на ближайшие несколько лет. Он рассказал, что до 2027 г. будут построены 14 АПЛ двух основных типов. Строительство кораблей ведется заводом «Севмаш» (г. Северодвинск). Ему предстоит ежегодно сдавать по одной многоцелевой и стратегической подлодке. Важно, что наличие подобных заказов позволило полностью загрузить производственные мощности предприятия.

Планы, раскрытые замминистра обороны, уже частично выполнены. В мае этого года в состав ВМФ ввели первую АПЛ обновленного пр. 885М – «Казань». Еще несколько заказов находятся на поздних стадиях, и будут завершены в ближайшее время. Несколько дней назад был раскрыт актуальный график подобных работ.

Статья в тему:  Что можно сделать из старой лодки

3 сентября «Интерфакс» опубликовал интервью с гендиректором «ОСК» Алексеем Рахмановым. Среди прочих тем в нем обсуждались перспективы подводного кораблестроения. Глава корпорации рассказал, что до конца этого года заказчику передадут две новые подлодки – РПКСН «Князь Олег» и АПРК «Новосибирск».

Строительство кораблей двух типов будет продолжаться. В результате этого в следующем году на испытания выйдут еще два корабля. Это стратегический «Генералиссимус Суворов» и многоцелевой «Красноярск». Ранее сообщалось, что «Суворов» смогут передать заказчику до конца 2021 г., но теперь это событие смещается на следующий год. «Красноярск» начнет службу в 2022-м, как и планировалось ранее.

Еще 9 АПЛ двух типов находится на разных стадиях строительства, и их испытания с последующей передачей заказчику пока остаются делом отдаленного будущего. Любопытно, что такое количество корпусов на стапелях было достигнуто буквально пару недель назад. 23 августа на «Севмаше» заложили сразу два «Борея-А».

Успехи строительства

Строительство атомных подводных лодок отличается особой сложностью и требует немало времени. Кроме того, на стадии освоения серийного строительства по новому проекту возможно возникновение различных проблем, из-за которых приходится пересматривать график. Как показывают новости последнего времени, российскому кораблестроению удалось преодолеть эти трудности и выйти на требуемые темпы строительства АПЛ.

Следует напомнить, что строительство головного РПКСН пр. 955, «Юрий Долгорукий», продолжалось с 1996 по 2008 г. Затем несколько лет ушло на испытания и доработку, и только в 2013 г. корабль вошел в строй. В том же году ВМФ принял подлодку «Александр Невский», заложенную в 2004 г. «Владимира Мономаха» строили с 2006 г. и приняли на службу в конце 2014-го. Первый представитель пр. 955А, «Князь Владимир», был построен в 2012-18 гг. и несет службу с июня прошлого года.

Статья в тему:  Какой лодочный мотор лучше вихрь или нептун

В этом году ВМФ получит РПКСН «Князь Олег». Этот корабль строился с июля 2014 г. и был спущен на воду через шесть лет. Недавно, в мае начались испытания, и до конца года его передадут заказчику. Закладка следующего корабля «Генералиссимус Суворов» состоялась на несколько месяцев позже, и его собираются сдать в следующем году.

Схожим образом выглядит ситуация и в сфере АПРК. От закладки до спуска головного «Ясеня» прошло более 16 лет. Еще через 4 года на «Северодвинске» подняли флаг. Первый «Ясень-М», «Казань», строили с 2009 по 2017 г. В мае этого года эта АПЛ была передана ВМФ. Ожидаемый в этом году «Новосибирск» заложили в середине 2013 г. и спустили в конце 2019-го. Следующий «Красноярск» пребывал на стапеле с 2014 по 2021 г.

Таким образом, за последние годы «Севмаш» и «ОСК» в целом смогли решить все вопросы строительства и нарастить темпы производства работ. На данный момент строительство одной АПЛ пр. 955(А) или 885(М) занимает не более 6-8 лет. Это вполне соответствует актуальным планам Минобороны и ВМФ – и позволяет рассчитывать, что строительство двух серий будет завершено в установленные сроки.

Вымпелы будущего

Согласно последним заявлениям А. Рахманова, до 2027 г. ежегодно будут сдавать две атомные подлодки – по одному кораблю каждого серийного проекта. Есть все основания считать, что такие планы вполне соответствуют возможностям промышленности. Более того, нетрудно заметить наличие некоторого резерва по времени.

Статья в тему:  Как изготовить лодку из досок

В ближайшее время ожидается спуск на воду РПКСН «Генералиссимус Суворов». В следующем году он пройдет испытания и, вероятно, войдет в состав флота. На разных стадиях строительства находятся еще четыре аналогичных корабля. При ежегодной сдаче одной подлодки всю серию удастся завершить уже в 2026 г. либо либо годом позже. В последнем случае появляется запас времени размером в год.

Схожим образом обстоит дело и со строительством «Ясеней-М». В 2021-22 гг. ВМФ получит две уже построенные подлодки – одна сейчас проходит испытания, вторая готовится к ним. Затем, начиная с 2023 г., сдадут еще пять. Соответственно, последний из запланированных крейсеров войдет в строй в 2027 г. Впрочем, в случае с пр. 885(М) заметный запас по времени отсутствует.

Вопросы обновления

Строящиеся АПЛ распределяются между Северным и Тихоокеанским флотами и дополняют наличные подводные силы. В средней перспективе они станут заменой для кораблей старых типов, которые будут списываться по мере морального и физического устаревания. При этом особое внимание должно уделяться развитию КТОФ.

Из четырех построенных «Бореев» два вошли в состав КТОФ. Место службы нового «Князя Олега» пока не уточнялось. Следующие два РПКСН тоже отправятся на Тихий океан. Таким образом, к середине десятилетия из семи построенных кораблей не менее четырех будет в распоряжении Тихоокеанского флота. Причины этого просты – КТОФ до сих пор использует устаревшие РПКСН пр. 667БДР «Кальмар». В обозримом будущем их будут списывать и заменять современными «Бореями».

Статья в тему:  Где найти в гта 5 подводную лодку

В случае с многоцелевыми подлодками такие тенденции не наблюдаются. Их продолжат поровну разделять между двумя флотами. Первые два «Ясеня» уже служат в составе Северного флота, а два следующих отправят Тихоокеанскому. Существующая группировка многоцелевых АПЛ двух флотов пока соответствует всем требованиям, и форсированное переоснащение одного из них не требуется.

Большие достижения

Таким образом, за несколько лет судостроители «Севмаша» и «ОСК», а также смежные предприятия смогли обеспечить выход программы производства новых АПЛ на требуемые темпы. Результатом этого через 6-7 лет станет самое серьезное обновление флота стратегических и многоцелевых подводных ракетоносцев. Вместе с этим повысится общий потенциал подводных сил и флота в целом.

Необходимо отметить, что перед российскими судостроителями по-прежнему стоит достаточно сложная задача. В ближайшие годы им предстоит сохранять достигнутый темп работ, от чего зависит будущее ВМФ, в т.ч. морской компоненты стратегических ядерных сил. Впрочем, вряд ли стоит беспокоиться об этом. Несмотря на все трудности, «ОСК» уже показала и подтвердила свой потенциал и возможности. Значит, к 2027 г. флот получит обе требуемые серии подлодок.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: